Город нуждается в партнерах

Дефицит бюджета и острая необходимость реализации инфраструктурных проектов в регионе могут в будущем году дать толчок появлению новых проектов, которые будут реализовываться по схемам ГЧП. Сегодня в Петербурге в стадии реализации находится менее 10 проектов.


В настоящее время в Петербурге реализуются по схеме государственно-частного партнерства (включая концессии): строительство нового лечебно-реабилитационного корпуса СПб ГБУЗ «Городская больница №40 Курортного района»; строительство центрального участка скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр»; прокладка автомобильных дорог жилого района «Славянка»; развитие территории аэропорта «Пулково»; возведение образовательных учреждений на территории жилого района «Славянка» (два соглашения); и создание, реконструкция и эксплуатация трамвайной сети в Красногвардейском районе Петербурга.
Безусловным преимуществом данной схемы реализации проектов является снижение расходов города на создание о­бъектов инфраструктуры в краткосрочном периоде. При этом, приведенная совокупная стоимость проекта может существенно увеличиваться из-за высокой стоимости финансирования, привлекаемого инвестором. В городском Комитете по экономической политике и стратегическому планированию отмечают, что в мировой практике схема ГЧП является популярной и востребованной как раз из-за низкой стоимости финансирования, в связи с чем привлечение инвестора позволяет увеличивать качество строительства и эксплуатации, приближать сроки сдачи объектов, без значительного удорожания проекта. «В нашей практике именно стоимость и схема финансирования является основным камнем преткновения при запуске проектов», – сообщают в Комитете.
Другой причиной незначительного количества проектов ГЧП является трудоемкость подготовки соглашений и иных юридических документов, а также финансовой модели проекта. «Для нас обоснованность и корректность расчетов в модели являются существенными, так как любая неточность в прогнозировании параметров модели (как объемов потребления и стоимости, так и сроков завершения этапов работы) может привести к увеличению расходов бюджета. Соответственно, сроки согласования всех документов могут составлять от 4 до 6 месяцев», – поясняет председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Елена Ульянова.
По ее словам, для ускорения данных процессов сейчас рассматривается вопрос о целесообразности разработки типовых концессионных соглашений с набором стандартных финансовых параметров для реализации малых инвестиционных проектов, например, строительства школ и садов. При успешном запуске подобной схемы практика применения типовых концессионных соглашений будет распространена на объекты здравоохранения, физкультуры и спорта, учреждения культуры.
Альтернативами схемы ГЧП могли бы стать такие формы, как аренда на инвестиционных условиях с последующим выкупом городом построенных объектов или контракты жизненного цикла, но обе эти схемы имеют существенные недостатки – в первом случае нет юридической возможности гарантировать инвестору стоимость выкупа объекта, да и сам факт выкупа, во втором – отсутствует единая юридическая позиция по форме и срокам заключения договора.
Мария Скобелева, начальник управления развития и управления активами ЗАО «БФА-Девелопмент», считает, что интерес к схемам ГЧП, в свете проблем современного этапа экономического развития страны, должен в ближайшее время усилиться. «Очевидно, что чрезмерная централизация федеральных полномочий, неэффективная бюджетная сфера являются препятствием на пути модернизации многих отраслей. При этом происходит быстрое изнашивание транспортной инфраструктуры, а развитие социальной сферы и системы здравоохранения силами городских властей становится с каждым годом затруднительнее. Петербург в этом отношении не исключение, город остро нуждается как в объектах транспортной, коммунальной инфраструктуры, так и в социальных объектах», – рассуждает эксперт.
«На наш взгляд, у механизма ГЧП большой потенциал, который недостаточно реализован по сравнению с западными странами. Ключевым для ГЧП является стабильность валютных курсов и процентных ставок, что достаточно сложно достичь в текущих реалиях», – говорит Андрей Пастернак, старший вице-президент «Росбанка». Он ожидает повышенный интерес к ГЧП как ответ на развитие законодательства в данной области и как реакцию на общее понижение процентных ставок в рублях.
Дмитрий Бабинер, партнер Ernst & Young, отмечает: «На практике основная идея ГЧП – это привлечение внебюджетного финансирования (софинансирования) и больший контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов со стороны частного инвестора. Соответственно, основная проблема для проектов ГЧП – это поиск источников дохода, при этом важно, чтобы дополнительные платежи населения не создавали социальной напряженности (платные дороги, оказание платных медицинских услуг и т. д.). Если такого источника доходов нет, то тогда ГЧП – это инструмент рассрочки расходов городского бюджета. Он предполагает, что капитальные затраты оплачиваются городом не сразу по мере выполнения работ, а по мере эксплуатации объекта».
Надо отметить, что Петербург был одним из новаторов в плане развития схем ГЧП. При этом, несмотря на передовой опыт, в Петербурге, по сравнению с другими российскими регионами, реализуется не так много проектов (см. таблицу). IPT Group прогнозирует, что рынок ГЧП продолжит активное развитие. По оценкам IPT Group, общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП по итогам 2016 года составит 2,33 трлн рублей, из которых за 2016 год будет привлечено порядка 630 млрд руб. При этом суммарная стоимость проектов ГЧП по итогам 2016 года составит 2,67 трлн рублей, а число проектов ГЧП превысит 1800.

рубрика: Инфраструктура
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.