Путь децентрализации
О трудностях реализации 372-ФЗ рассуждают руководители саморегулируемых организаций Петербурга.
Виктор Нестеров, председатель Совета СРО А КСК «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ»:
– Основной смысл реформирования системы саморегулирования с ее децентрализацией и переносом центра тяжести в регионы еще не осознан ни строителями, ни саморегуляторами, ни органами власти. Нельзя сводить реформу только к реорганизации деятельности СРО.
Даже на стадии обсуждения не ставится вопрос о том, что необходимо поменять в рыночных отношениях, какие принять меры и какая цель будет достигнута в строительной сфере.
Реализация Закона предусматривает поэтапный сценарий. Пока на первом плане – разъяснительная работа с членами СРО. Принципиальные изменения могут происходить, когда прояснится, кто и где продолжит членство, и при каких уровнях ответственности по выполнению требований по возмещению вреда и обеспечению договорных обязательств.
Заключительным этапом реструктуризации СРО будет стабилизация составов СРО после перехода членов и принятие решений по формированию компенсационных фондов. Срок, определенный Законом, – июнь 2017 года, и поспешность в этом деле не оправдана.
Немаловажное значение для прогноза количественного состава членов имеет разработка порядка включения специалистов в национальный реестр и требований к членам СРО по числу специалистов при выполнении работ на особо опасных и технически сложных объектах. Такие документы пока отсутствуют.
Случаи замораживания средств компенсационных фондов в банкротных банках не являются единичными. Подобная ситуация сложилась в результате несовершенства законодательства.
Остающиеся члены СРО будут вынуждены восполнять требуемый размер КФ после стабилизации состава, то есть в июне 2017 года.
Что касается выходящих из состава СРО региональных членов, перевод их взноса в КФ в полном размере практически невозможен.
На законодательном уровне подобный форс-мажор не предусмотрен, но Минстрой и НОСТРОЙ не должны проводить в этом вопросе «страусиную политику». Необходимо озвучить рекомендации для решения законодательных коллизий.
Нельзя не упомянуть о еще одной трудности, связанной с ФЗ-372. Существенное денежное обременение строительных компаний взносами в фонд обеспечения договорных обязательств поставит дополнительный финансовый барьер. При этом вводимая коллективная ответственность не совместима с рыночным саморегулированием.
Общая сумма взносов в компенсационный фонд возмещения вреда – 1,5 млн рублей, в компенсационный фонд договоров – 4,5 млн рублей. Итого – 6 млн рублей при объеме подряда от 0,5 до 3 млрд рублей. Это слишком накладно для среднего бизнеса.
Антон Мороз, председатель Совета СРО Ассоциации «БОП», член Совета НОСТРОЙ, НОПРИЗ:
– В процессе реализации 372-ФЗ возник ряд принципиальных вопросов. Так, на последнем заседании Совета НОСТРОЙ рассматривался вопрос размещения средств компенсационных фондов на специальных счетах. Как оказалось, почти у трети членов Совета денежные средства переведены не были. Это связано с тем, что отзыв средств по инициативе держателя влечет потерю процентов, а это довольно большая сумма. Часть членов Совета открыли спецсчета, но не перевели средства из-за того, что идет передача средств компенсационного фонда другим организациям по региональному признаку, и у них нет окончательного понимания, кто останется в составе их СРО. У части организаций возникли проблемы с банками. Несмотря на имеющиеся лицензии, у ряда банков нет возможности единоразово перевести большой объем средств на спецсчета, открытые организациями в других банках.
В целом, большая часть СРО разместили средства компфонда на спецсчетах. На сайтах НОСТРОЙ и НОПРИЗ размещена соответствующая информация, и мы видим положительную динамику.
Основная трудность – это неоднозначное восприятие и недопонимание 372-ФЗ строительными компаниями, а также проблемы, связанные с перераспределением членов внутри регионов, в соответствии с их регистрацией. Во-первых, не в каждом регионе есть региональная СРО. Во-вторых, зачастую в регионе могут оказаться одна-две СРО, у которых утрачен компфонд. В-третьих, мы наблюдаем процесс миграции СРО, что, с одной стороны, сохраняет конкуренцию в регионах, а с другой – создает нервозную обстановку на строительном рынке. А в регионах, где осталась одна СРО, уже имеются прецеденты так называемых перекосов администрирования, где за счет монополизации саморегулирования возникают избыточные повышенные требования в отношении членов. Эти проблемы должны быть решены до июля 2017 года. В целом, это здоровая практика, которая будет обеспечивать дальнейшее развитие института саморегулирования.
Справка:
Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» вступает в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.