Власти помогут теплоизоляционным материалам
Рынок теплоизоляционные материалов по праву можно назвать одним из самых конкурентных среди рынков строительных материалов. Борьба развернулась как между компаниями, так и между товарами.
В многоэтажном жилищном строительстве применяются различные теплоизоляционные материалы (ТИМ). Выбор материала зависит от разных факторов: конструкция здания, стандарты и требования, регламентирующие строительство, нормы пожарной безопасности многоэтажного зданий. В компании Saint-Gobain ISOVER говорят, что ТИМ на основе минеральной ваты используются в большинстве видов конструкций. В свою очередь, исполнительный директор компании «Строительная информация» Наталья Скороходова делает акцент на каменной вате – как материале, подходящем под жесткие требования пожаробезопасности.
Среди разнообразия материалов потребитель ищет наиболее оптимальное для себя соотношение цены и качества. «Уход с рынка ряда мелких региональных производителей свидетельствует о явном предпочтении к надежным, зарекомендовавшим себя маркам. Потребитель считает деньги – и уже не готов экономить на цене, чтобы потом нести потери из-за сомнительного качества теплоизоляционных материалов», – говорит директор по продажам направления «Полимерная изоляция» корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Виктор Коваленко. Однако Наталья Скороходова добавляет, что другой стратегии придерживаются компании, работающие на муниципальных объектах, где цена зачастую важней, чем для строителя жилой многоэтажки.
Для крупных производителей ТИМ стратегически важно присутствовать во всех ценовых сегментах. Директор по маркетингу направления «Минеральная изоляция» корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Елена Кузнецова говорит, что в условиях сужения спроса замечена тенденция к выпуску низкомаржинальных продуктов эконом-класса, которые помогают оживить продажи. «На рынке теплоизоляции ниша эконом-продуктов уже исторически занята локальными производителями. Вход в этот сегмент крупных игроков лишь усиливает ценовую конкуренцию, но не приводит к значительному увеличению выручки», – добавляет эксперт.
Общая экономика
Экономическая ситуация в стране оказала влияние и на строительную отрасль: снизились темпы строительства крупных и частных объектов. Если в 2013-2014 годах рынок ТИМ увеличивался на 7-8% в год, то по итогам прошлого года рынок упал на 13% в натуральном выражении. В качестве наглядного примера в Saint-Gobain ISOVER вспоминают, как до 2015 года обычно в августе-сентябре наблюдался дефицит продукции. Однако уже в прошлом году повышенного спроса не было даже в сезонное время.
При этом сокращение носит отложенный характер. В 2014-2015 годах еще проектировались или завершались проекты, в смету которых уже были заложены ТИМ. В 2016 году проектный рынок ощутил снижение спроса в полном объеме. В такой ситуации спасают новые национальные приоритеты. «Программы импортозамещения стимулируют строительство объектов в сельском хозяйстве. Также на фоне восстановления промышленного производства присутствует положительная динамика по количеству объектов в промышленной, добывающей отраслях и энергетике», – говорит Елена Кузнецова.
«Валютные колебания на рынок теплоизоляционных материалов практически не оказали влияния, рост цен в данном сегменте был отмечен в рамках инфляции», – говорит Леонид Кузнецов, директор по строительству АО «Строительный трест». Дело в том, что, как и вся строительная отрасль, производители ТИМ в наименьшей степени зависимы от импортных материалов. «Стоимость транспортировки значительно влияет на итоговую себестоимость продукции. «Поэтому производители, которые хотят быть представлены на рынке определенной страны, стараются открывать предприятия на ее территории», – говорит Ирина Садчикова, директор по маркетингу и стратегическому развитию ROCKWOOL Russia.
Впрочем, полностью избавиться от импортных товаров производителям ТИМ не удалось. В производстве изоляционных материалов используются импортные химические добавки, которые не производятся в России. Почти все игроки рынка вынуждены закупать химические элементы за рубежом. Эксперты оценивают эту составляющую в зависимости от продукции, примерно в 20% от стоимости конечного продукта.
По данным Saint-Gobain ISOVER, цены в рублях на изоляционную продукцию за последние полтора года снизились на 15-20%. Соответственно, на аналогичный процент возросли и издержки на инфляционные затраты.
Рост мощностей
Трудности не останавливают производителей. По данным компании «Строительная информация», ООО «Парок» планирует строить вторую и третью очередь своего завода в Тверской области. Также озвучивала планы по размещению нового производства в Ивановской области совместно с производителем сэндвич-панелей компания «Теплант». В корпорации «ТехноНИКОЛЬ» сообщили «Строительному Еженедельнику», что в 2016 году продолжат реализацию долгосрочной инвестиционной программы. В этом году запущены заводы в Ростове и Хабаровске.
Менее оптимистично настроены в Saint-Gobain ISOVER: «У нас уже есть три завода по производству тепло- и звукоизоляционной продукции – в Егорьевске, Челябинске и Тамбове, а если говорить о рынке в целом, то в настоящее время, в зависимости от сегмента, производственные мощности могут быть недозагружены даже на 50%. Это связано с высоким уровнем конкуренции и снижением темпов строительства».
С надеждой в будущие
Развитие отрасли участники связывают с разными факторами. «Инвестиции производителей в увеличение мощностей и выпуск новых продуктов свидетельствуют о том, что значительная доля игроков смотрит на ближайшие перспективы рынка теплоизоляции с оптимизмом. В первую очередь грядущее оживление связывают с активизацией жилищного строительства. «Несмотря на падение доходов населения, возможен дальнейший рост возведения жилья эконом-класса в связи с продлением программы субсидирования ипотеки», – говорит Елена Кузнецова. Сюда можно добавить строительство объектов сельского хозяйства, добывающей отрасли и энергетики. По-прежнему большие надежды связаны со спортивными объектами, которые во многих регионах возводятся к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Второе направление, откуда можно ожидать роста спроса на теплоизоляцию, – это программы по повышению энергоэффективности строящихся и реконструируемых объектов.