Вопрос номера

Поддержку московских властей получают проекты, в которых от 20 до 50% площадей – коммерческие. Так чиновники пытаются уменьшить размах маятниковой миграции между спальными районами и центром города. Насколько, на Ваш взгляд, оправдан такой подход с точки зрения экономической эффективности девелоперских проектов?


Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg:
– Идея находится в русле концепции устойчивого развития. Создание количества рабочих мест, равного количеству проживающих, позволяет как повысить шансы на локальную занятость местного населения, так и равномернее распределить потоки по городу. Кроме наиболее значимого в настоящее время маятникового движения «центр – периферийные районы» постепенно увеличатся и приобретут значимость многочисленные потоки типа «периферийный район – периферийный район». Поэтому при реализации подобной концепции нельзя забывать о таком важном факторе как транспортная доступность. Минус такого нововведения: существующая модель рынка недвижимости и типичные сценарии использования встроенных помещений в жилых домах не требуют такого объема нежилых помещений, т. е. прямое следование описанным рекомендациям без выработки новых подходов к работе с такими большими объемами может приводить (по крайней мере, в первое время) к созданию локального перенасыщения рынка.

Борис Латкин, генеральный директор Rocket Group:
– Маятниковая миграция – это действительно проблема, но, на мой взгляд, решать ее только за счет увеличения коммерческих площадей в проектах КОТ – не эффективно. Такие меры приведут только к удорожанию квадратного метра, но не решат проблему полностью. В конечном итоге, эти коммерческие площади будут заполнены только на 10%, а люди продолжат ездить на работу в другие места. Бороться с маятниковой миграцией созданием локальных мест приложения труда – не совсем верно. Нужно не бороться, а помогать маятниковой миграции, развивая транспортные связи и создавая более цивилизованные условия для свободного передвижения людей.

Андрей Косарев, генеральный директор компании Colliers International в Санкт-Петербурге:
– Приблизить места приложения труда к местам проживания (особенно если речь идет о проектах, удаленных от центра города) – правильная идея. Однако не во всех локациях возможно обеспечить спрос на коммерческие помещения. В некоторых случаях они могут стать для девелоперов таким же обременением, как социальная инфраструктура. Несколько лет назад в Москве уже были подобные примеры, когда девелоперы вынуждены были брать на себя строительство объектов коммерческой недвижимости, которые впоследствии приходилось конвертировать под другие функции – например, апартаменты. Такие правильные по своей сути идеи нужно воплощать в жизнь не только в принудительном режиме, но и сопровождать дополнительными стимулами. Льготы для будущих резидентов, в том числе налоговые, позволят им рассматривать локацию как более интересную для своего бизнеса.

Юрий Ильин, директор по работе с инвесторами и связям с общественностью «Группы ЛСР»:
– Девелоперы создают условия для развития бизнеса, но насильственные методы не могут привлечь компании туда, где они не хотят работать. Если говорить о необходимости обеспечения населения рабочими местами вблизи места проживания, то данный вопрос должен решаться только при четком взаимодействии застройщика и государства. В Петербурге проблемы маятниковой миграции не стоят так остро, как, например, в Москве. Поэтому на сегодняшний день эффективнее направить усилия на решение транспортных проблем.

рубрика: События
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.