Материальный рост

По итогам 2016 года наибольший прирост стоимости материалов пришелся на арматуру, бетон и цемент. Первая половина прошлого года оказалась самой непредсказуемой: на строительном рынке ощущался дефицит основных материалов, а цены неуклонно ползли вверх.


По словам руководителя отдела аналитики ГК «Доверие» Дмитрия Крутова, рост стоимости материалов, практически по всем товарным группам, фиксировался в течение весны и лета. «Середина IV квартала характеризовалась уже ценовой стагнацией. Хотя отдельные группы стройматериалов продолжали демонстрировать рост стоимости продукции», – говорит эксперт.

Колебания арматуры

Значительные ценовые колебания пришлись на арматуру. Стоимость материала опускалась почти до 3900 рублей и взлетала до рекордных 9500 рублей за тонну. Многие производители металла стали ориентироваться на внешние рынки, из-за более привлекательной цены, что усилило негативные ожидания внутри страны. Дмитрий Крутов рассказывает, что из-за подготовки Китая к международной садоводческой выставке в городе Таньшань на полгода были закрыты несколько металлургических комбинатов. Это позволило спекулянтам на Шанхайской бирже играть на повышение стоимости металла.
Практически весь минувший год отличался повышенной нестабильностью российского рынка металлов. Особенно удивил участников рынка рост цен в сентябре и ноябре, так как он произошел в начале сезонного спада потребления стальной продукции. «С июля по сентябрь прошлого года цены снижались, затем возобновили рост, хотя обычно в конце активного строительного сезона цены не растут. По сравнению с первым полугодием принципиальных изменений не произошло, уровень ценовой волатильности был высоким на протяжении всего 2016 года», – говорит директор по коммерции ООО «Фирма «Севзапметалл» Владислав Лысков.
В середине года, после резкого удорожания металлопродукции в ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Дело в том, что Минстрой РФ обратился в антимонопольное ведомство. Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) выяснила, что резкое удорожание изделий из металла было по всей России. По данным Metaltorg.ru, рост цен на арматуру в России с 1 февраля по 20 мая 2016 года составил 87% у производителей и 91% – у трейдеров, рост цен на горячекатаный лист – 22% и 35% соответственно, на электросварные трубы – 33% и 39%. В результате ФАС возбудила дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Ведомство установило, что рост цен на арматуру в апреле 2016 года превышал рост расходов, необходимых для производства и реализации.
Однако вмешательство ФАС не остановило производителей металла. В начале октября глава совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов обратился в Правительство РФ с письмом, в котором просил изменить схему ценообразования на стальную продукцию.
Сами производители объясняли рост цен на продукцию экономической ситуацией в стране – росла себестоимость производства, повышались тарифы монополистов. Хотя на условиях анонимности участники рынка рассказали «Строительному Еженедельнику», что производители металлопроката, опасаясь затаривания складов, снижали объем производства, тем самым поддерживая спрос и рыночную стоимость своей продукции. Ситуацию ухудшило и начало строительного сезона, когда застройщики активизировались на рынке.

Железобетонная доля

По разным оценкам, объем рынка железобетонных материалов в Петербурге и Ленинградской области сократился примерно на 10%, по сравнению с показателями 2015 года. Более точные цифры станут понятны к концу февраля текущего года, когда аналитические отделы компаний подготовят итоговые отчеты. Хотя уже очевидно, что для производителей ЖБИ ситуация усугубилась ростом стоимости металлопроката. Как следствие, это спровоцировало удорожание продукции на 15% до 20%.
По предварительной информации, общую статистику подпортят весенние и осенние месяцы года. С мая по август рынок ЖБИ в целом сохранял определенную устойчивость: спрос на железобетонные изделия оставался на стабильном уровне на протяжении всего летнего строительного сезона. Хотя негативное влияние на рынок оказывает снижающееся число новых строительных проектов, замедление темпов и остановка строительства на действующих объектах.
Еще одной проблемой прошедшего года стали финансовые расчеты. Генеральный директор ООО «Перспектива» Андрей Семенов рассказывал «Строительному Еженедельнику» о сокращении доли авансовых платежей и заметном увеличении отсрочки платежей со стороны покупателей. В свою очередь, потребители жалуются, что вынуждены задерживать расчеты, так как им срывают графики оплаты. Это характерно как для бюджетных, так и для коммерческих объектов строительства.
Впрочем, участники рынка надеются на лучшее. Хотя и считают, что в текущем году сохранятся все негативные тенденции, которые оказывали влияние на рынок в 2016 году.
Стоит отметить, что спад не коснулся изделий спецназначения. Как правило, эти конструкции используются для тоннелей, трубопроводов, ограждения площадок и участков зданий и сооружений. А также представляют собой плиты для устройства городских и аэродромных покрытий, бортовые бетонные камни для отделения тротуаров и газонов от проезжей части дорог. В 2016 году их производство немного выросло.
В целом, среди негативных факторов, оказавших значимое влияние на рынок ЖБИ, эксперты отмечают: рост стоимости металлопроката, ужесточение контроля за допустимой нагрузкой на ось большегрузов, позицию строительных компаний, откладывающих начало новых проектов, и удорожание цемента.

Хлеб стройки

Участники рынка надеются, что падение объемов потребления цемента в России остановится в 2017 году. По данным ассоциации «Союзцемент», в 2015 году потребление стройматериала снизилось на 11%, составив 63 млн тонн, и по итогам 2016 года ожидается падение еще на 10%, до 57 млн тонн.
Весной 2016 года на региональном рынке начали ощущаться перебои с поставками цемента. Выяснилось, что несколько крупных производителей одновременно затеяли на предприятиях ремонтные работы, что сказалось на общих объемах отгрузки товара. Дефицит цемента, образовавшийся в весенне-летние месяцы, обернулся для производителей бетона подорожанием материала и снижением маржинальности бизнеса. Хотя производителям бетона удалось избежать тотального дефицита цемента благодаря экспорту материала из других регионов страны, а также из Эстонии и Белоруссии.
Вместе с тем участники рынка признают, что более негативное влияние на рынок оказывает снижение темпов строительства и возросшее количество «замороженных» проектов. Производители бетона не скрывают, что их товар имеет сезонный характер. Зимой потребление строительного материала падает, а в весенне-летний период активно растет. Ожидаемый объем производства бетонных смесей в 2016 году составлял около 5 млн. куб. м. Прогноз на 2017 год – от 4,5 до 5,3 млн куб. м.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Игорь Федоров
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.