Точки доступности
Минстрой РФ готовит к утверждению новую редакцию Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Изменения будут распространяться на вновь проектируемые здания. Тем временем по-прежнему актуальной проблемой для многих регионов остается адаптация для людей с ограниченными возможностями уже готовых жилых и общественно-деловых зданий.
Если при новом строительстве учитывать потребности людей с ограниченными возможностями требуют соответствующие нормативные документы, то с объектами, построенными десять и более лет назад, ситуация обстоит намного сложнее. Во многих старых жилых домах отсутствуют элементарные нормы комфорта для маломобильных групп населения – пандусы, поручни. Для решения этой проблемы в Минстрое намерены включить требования по приспособлению подъездов под нужды маломобильных групп населения в программы капитального ремонта.
Для общих мест
В отношении старых зданий действующая нормативно-правовая база по обеспечению безбарьерной среды в большей степени затрагивает общественно-деловые здания, чем жилые. Первые сегодня адаптируются для людей с ограниченными возможностями гораздо активнее. Прежде всего это касается государственных и муниципальных учреждений.
Так, Комитетом по труду и занятости Ленобласти в рамках программы «Доступная среда» в 2016 году переоборудовано шесть областных Центров занятости – в Волосово, Волхове, Киришах, Луге, Сланцах и Тихвине.
«Мы оборудуем пандусы, расширяем проходы, обустраиваем санитарные помещения. Это очень большой проект. Например, на переоборудование одного только центра в Тихвине было направлено 2 млн. рублей. Мы нашли решение, как из неудобного для инвалидов помещения сделать доступное», – комментирует председатель Комитета по труду и занятости населения Алексей Брицун.
Кроме того, в Комитете заботятся о создании безбарьерной среды для инвалидов и в рамках еще одной программы – субсидирования создания на предприятиях специализированных рабочих мест для людей с ограничениями по здоровью.
«Мы обращаем внимание всех работодателей, которые участвуют в программе по трудоустройству инвалидов с целью интеграции их в общество, на то, чтобы работник мог добираться на рабочее место в соответствии со своими возможностями, – рассказывает господин Брицун. – Как правило, это конкретный работник на конкретную вакансию». В таких случаях адаптация выходит за рамки традиционных представлений о доступной среде. Например, для сотрудников с заболеваниями дыхательных путей работодателя могут попросить установить на рабочем месте кондиционер. Затраты компенсируются Службой занятости региона.
Всего в Ленинградской области в 2016 году пандусами, поручнями и подъемниками оборудованы 83 объекта – медицинские, образовательные, спортивные, культурные и административные здания. В рамках программы также демонтируют пороги, оборудуют санитарные помещения для инвалидов, создают парковочные места для автомобилей инвалидов. Устанавливаются системы экстренного вызова, тревожные кнопки, визуальные, акустические и тактильные средства информации. В 2017 году из регионального бюджета на эти цели будет выделено 55 млн рублей.
Также правительство региона отправило заявку на 63,7 млн рублей на финансирование этой программы на 2017 год из федерального бюджета. Предполагается, что общий объем финансирования региональной «дорожной карты» по повышению доступности объектов для инвалидов составит в 2017 году 118 млн рублей.
Взгляд застройщика
В Минстрое ожидает утверждения измененный Свод правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Его внедрение завершит начатый в 2015 году процесс пересмотра десятка сводов строительных правил с целью формирования условий для безбарьерной среды. Новые изменения касаются реконструкции зданий: регламентируют ширину дверных проемов и уточняют уклон пандусов.
Проектировщики оценивают нововведения достаточно сдержанно. «Проектные решения для обеспечения «доступной среды» достаточно сложны, проектировщикам необходимо учитывать многие факторы. Тем более, что «вписать» измененные нормативы в проект, который уже находится в работе, не всегда просто, – комментирует архитектор II категории ООО «МегаМейд Проект» Татьяна Сейкина. – Некоторые поправки могут привести к увеличению стоимости проектов для заказчика – а нам важно сохранять их рентабельность, не выходя за рамки действующего законодательства».
По мнению госпожи Сейкиной, основная сложность заключается в том, что до сих пор нет четко сформулированного понятия «доступная среда», где учтены все правила. Несмотря на то, что принятое два года назад Постановление №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил», по сути, заменило собой существовавшие ранее СНиПы, в законодательстве еще остаются «белые пятна».
«К сожалению, некоторые аспекты, которые волнуют проектировщиков и экспертов, пока остаются неизменными, несмотря на совершенствование законодательства. Это касается, в частности, устройства безопасных зон на этажах и специализированных машино-мест для маломобильных групп населения», – добавляет архитектор.
Кстати:
Принципы доступной среды для инвалидов могут стать одной из основ стандартов по благоустройству городских территорий, разрабатываемых АИЖК. По мнению заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Елены Сиэрра, городская среда должна быть безбарьерной не только для людей с ограниченными возможностями, но и для детей, матерей с колясками и пожилых людей.
Справка:
В период с 2011 по 2015 год в Ленобласти для инвалидов адаптированы 230 объектов, в том числе:
- 51 учреждение социальной защиты населения;
- 45 медицинских учреждений;
- 30 образовательных учреждений;
- 56 учреждений культуры;
- 21 учреждение физической культуры и спорта;
- 5 административных зданий.
Мнение:
Людмила Нещадим, председатель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области:
– Сегодня создание доступной среды жизнедеятельности подразумевает беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, к средствам связи и информации, пользование транспортом и транспортными коммуникациями, получение услуг, «безбарьерную» психологическую среду в обществе для граждан с теми или иными ограничениями здоровья (по зрению, слуху, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими).
Реализация данной работы ведется в соответствии с Федеральным законом № 419-ФЗ, обязывающим органы власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать «безбарьерную» среду для граждан с ограничениями здоровья, в том числе оборудовав учреждения и организации световыми, тактильными и двигательными системами.
Работы по обеспечению доступности объектов для инвалидов и маломобильных граждан могут реализовываться как в рамках программных мероприятий, так и за счет текущего финансирования учреждений и организаций.
Инвалиды, имеющие стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, имеют право на сопровождение на территории объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Работники организаций, предоставляющих услуги населению, должны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров.
В Ленинградской области в 2015 году утвержден комплексный план мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение значений показателей доступности объектов и услуг в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, спорта. Подобные планы утверждены и во всех муниципальных образованиях Ленинградской области.
В настоящее время ведется работа по корректировке и дополнению плана, поэтапному достижению показателей. Мы планируем привлечь к работе органы исполнительной власти Ленинградской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства и другие.
Поэтому мы можем назвать эту «дорожную карту» поистине мультидисциплинарной. Реализовав ее к 2030 году, мы сможем обеспечить 100-процентную доступность объектов и получение государственных и муниципальных услуг для всех граждан с ограниченными возможностями здоровья.