Ничего лишнего
Иногда застройщики в маркетинговых целях создают собственные стандарты качества комфортной среды в своих проектах или утверждают «Кодексы чести для застройщиков», объединяясь в профессиональные сообщества. Мы спросили членов Союза строительных организаций Ленинградской области о том, нужна ли общепринятая стандартизация критериев комфортной среды в девелоперских проектах, помимо уже закрепленной в законодательстве, или для них она станет очередным барьером.
Борис Латкин, генеральный директор Rocket Group:
– Кроме прописанных законом стандартов дополнительных вводить не надо, потому что из-за этого подорвется понятие «рыночные отношения». В законодательстве и так все постоянно меняется. Например, сейчас уже нельзя построить школу без бассейна. Но загонять деятельность застройщиков в жесткие рамки не стоит – иначе все креативные идеи, возможность развиваться «вымрут». Да, есть нормы по детсадам, школам, благоустройству. Но добавлять ли площадку для выгула собак, зимний сад или спортзал в проект – решать девелоперу. Допустим, застройщиков обяжут включать в свои проекты фитнес-зал, бассейн, ресторан и ясли. Мало того, что все это приведет к удорожанию строительства, так еще и будущим жильцам придется все это содержать, хотя этими объектами будут пользоваться не все.
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:
– В каждом регионе есть нормы проектирования жилых комплексов. Рассчитывается количество школ, детских садов, парковочных мест, площадь озеленения и т. д. То есть мы говорим о необходимом минимальном уровне комфорта, который должен быть обеспечен. Если застройщики хотят выделиться среди конкурентов, придумать оригинальную концепцию своего жилого комплекса, правильно спозиционировав его на рынке, они создают дополнительные удобства для будущих новоселов, так называемые «фишки», на которые с интересом отзовутся покупатели. Широта фантазии ограничивается разве что бюджетом проекта. Понятно, что строители, работающие в премиальных сегментах, могут позволить себе больше, их покупатели формируют запрос на эксклюзив, новейшие технологии, где-то даже роскошь, и готовы за это платить. В сегментах массового рынка запросы больше направлены на функциональность, и увеличить бюджет покупки своей квартиры здесь покупатели не совсем готовы. Но даже в проектах, ориентированных на сегменты «эконом» и «комфорт», строители могут чем-то порадовать своих покупателей. Стоит ли все идеи застройщиков ограничивать стандартами – наверное, все-таки нет. Скорее, речь может идти о разработанной и принятой на рынке сегментации строящегося жилья, где будут четко прописаны критерии отнесения жилого комплекса к тому или иному сегменту.
Елизавета Яковлева, руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:
– Компания Navis Development Group возводит свои малоэтажные жилые комплексы по концепции «Европейские пригороды», которую специально для застройщика разработало агентство недвижимости «МЕТРЫ», эксклюзивный брокер проектов. Формат предполагает удобную транспортную доступность, наличие собственной инфраструктуры, экологическую составляющую, комфорт проживания, качественные строительные материалы. Строительство жилья в рамках определенного формата позволяет строительной компании из проекта в проект гарантировать качество возводимого жилья и набор определенных характеристик. В итоге покупатель, приобретая квартиру, понимает, что конкретно он получит на выходе.
Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:
– Стандартизация – это, конечно, хорошо, но до определенных пределов. Профессиональное сообщество до сих пор не может выработать четкие критерии, по которым новостройки можно относить к тому или иному классу. В итоге каждый застройщик занимается качественным наполнением своих жилых комплексов в меру своих возможностей и запросов покупателей. Считаю, что основным регулятором критериев комфортной среды может быть только рынок. Например, то, что важно покупателю сегодня, через несколько лет может отойти на второй план. И, наоборот, на смену старым требованиям клиентов могут прийти новые, более строгие. Если мы все это пропишем в виде нормативов, то с нашей бюрократией на их обновление может потребоваться не одно десятилетие. Это не те темпы, которыми развивается современный мир.
Руслан Юсупов, генеральный директор ГК «Академия»:
– Каждый застройщик, разрабатывая проект, определяет не только целевую аудиторию, но и своих конкурентов. Конкуренция же заставляет повышать качество жилья. То, что строят сейчас и что стоили 10-20 лет назад, – небо и земля. Девелоперы ездят за границу, видят, как там живут люди и добавляют в свои проекты что-то новое. Понятно, что на рынке недвижимости есть «жесткий эконом-класс», но тут будущий житель сразу понимает, на что он идет, и, купив дешевую квартиру, не будет требовать фонтан во дворе. Хотя, судя по тенденции последних лет, даже в самом недорогом жилье застройщик улучшил в своих проектах качество отделки и благоустройства. Грань между эконом- и комфорт-классами становится все меньше. На каждое жилье найдется свой покупатель, и я не вижу никакого смысла дополнительно что-то регулировать. Рынок сам все рассудит.
Вероника Адамюк, исполнительный директор ООО «Лидер»:
– Критерии для комфортной среды в проектах не могут быть едиными из-за разной платежеспособности населения. На близких к Петербургу территориях мы можем заложить в проекты дополнительные опции, которые сделают жилье комфортнее. Но они повысят стоимость квадратного метра. Жители удаленных районов, где стоимость «квадрата» существенно ниже, как и платежеспособный спрос, не готовы будут платить так много – и это будет непродаваемое жилье.
Кроме того, стандарты качества комфортной среды, утверждаемые застройщиками, должны оставаться их конкурентным преимуществом. Компании вкладываются в свои проекты и включают в них дополнительные опции для того, чтобы заинтересовать покупателя, выделяться на общем фоне предложений. Например, кто-то ставит хоккейные коробки, необычные малые архитектурные формы, разрабатывает ландшафтный дизайн, обеспечивает всю территорию видеонаблюдением или делает ее закрытой. У каждого застройщика свои «фишки».
А в целом, есть градостроительные нормы и правила, и пусть проект им соответствует – этого больше чем достаточно. Жизнь настолько стремительно развивается, появляются новые технологии – и стандартизировать что-то в постоянно развивающемся мире очень сложно.
Дмитрий Карпушин, директор по продвижению ПО «Ленстройматериалы»:
– Мы придерживаемся той точки зрения, что главное – сделать критерии комфортной жилой среды понятными для потребителя. А потребителю важно, чтобы эти критерии были поддержаны и одобрены понятным ему авторитетом. В этом смысле доверия к власти, конечно, больше, чем к девелоперу. Подчеркиваю: дело именно в том, чтобы потребитель мог спрашивать и спрашивал с девелопера более продуманный продукт. Если потребитель поймет и усвоит эти критерии, дальше все произойдет пусть не быстро, но автоматически: рынок двинется за пожеланиями покупателя, качество жилой среды в новостройках будет расти. Если же потребитель не воспримет эти критерии, то даже появление еще одного административного регламента только усложнит взаимодействие властей и девелоперов. Возни прибавится и у тех, и у других, а пользы не будет никому. Понятно, что сравнение недвижимости с другими группами товаров, как правило, оказывается некорректным. Но, тем не менее – мы же не добиваемся ни от кого, в том числе и от власти, регламентов, закрепляющих продажу в магазинах исключительно красивой и удобной одежды – мы просто не покупаем одежду некрасивую и неудобную. И это влияет на рынок гораздо мощнее, чем любые возможные и невозможные директивы.