Заморозка «Красного выборжца»
Компания «БФА-Девелопмент» вынуждена приостановить проект развития территории завода «Красный выборжец». Причина – коррективы градостроительного законодательства Петербурга.
О планах компании «БФА-Девелопмент» остановить проект превращения территории завода «Красный выборжец» в новый жилой квартал рассказала начальник управления развития и управления активами компании Мария Скобелева. По ее словам, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга отказался согласовать проект компании, сославшись на то, что город еще не принял новые правила землепользования и застройки.
«Мы бы в этом году открыли продажи в этом проекте, если бы дважды за год не поменялись ПЗЗ. Но теперь проект придется полностью перерабатывать. Это означает его заморозку на неопределенный срок, а может быть, даже отмену», – сетует Мария Скобелева. При этом она подчеркнула, что девелопер проделал огромную предварительную работу и даже спроектировал Арсенальный мост через Неву по просьбе Смольного (правда, его строительство отложено из-за дефицита бюджета). «Это очень сложная территория. Но как ее развивать дальше – пока не понятно», – заключила Мария Скобелева.
Участок бывшего завода «Красный выборжец», площадью 35 га, компания «БФА-Девелопмент» приобрела у компании «Л1» Павла Андреева и у акционеров ОАО «Красный выборжец» в конце 2015 года. В редевелопмент промзоны, ограниченной улицей Арсенальной, Кондратьевским проспектом, улицей Ватутина и Свердловской набережной, девелопер собирается вложить 15 млрд рублей. Архитектурную концепцию квартала разработало ООО «Союз 55». На прошлой неделе ее рассмотрел Градсовет. Параметры проекта практически не изменились. Около 30% участка займут рекреационные зоны, еще 30% – коммерческие объекты и объекты социальной инфраструктуры (одна школа, четыре детсада и одно учреждение дополнительного образования), а 40% – жилая застройка. В квартале запланировано 160 тыс. кв. м жилья и 60 тыс. кв. м деловых объектов. Проект рассчитан в среднем на шесть лет.
«Если власти все же примут решение утвердить эскиз ППТ, нам все равно придется ждать 5 июля, когда Смольный обещает утвердить новые ПЗЗ», – заключила Мария Скобелева.
Сегодня многие девелоперы города оказались в подобной ситуации. «Беда в том, что в Петербурге нет внятной градостроительной политики, нет концепции развития города. Территории для развития в черте города закончились. «Промка» умирает. Но хороших примеров реновации территории нет, поскольку у города нет понимания, что и где должно быть», – сетует руководитель компании «Архстудия» Геннадий Соколов.
С коллегой согласен архитектор Сергей Цицын: «Если все нынешние требования по ограничениям наложить на одну площадку, мы получим сетку, куда невозможно воткнуть иглу, не то чтобы дом построить. Для работы в центре сегодня риск – 100%. Не удивительно, что все девелоперы устремились за КАД».
Девелоперы признаются, что работать в такой ситуации им очень трудно. «Мы не планируем новых девелоперских проектов в Петербурге. Во-первых, доходность этого бизнеса уже не та, что десять лет назад. Во-вторых, бизнес все больше напоминает рулетку. Но история «Повезет – не повезет» – это не про бизнес. Мы не готовы так рисковать», – говорит гендиректор «Темпо-Инвест» (финский концерн SRV) Анна Исакова.
Тем не менее, по данным руководителя консалтингового центра «Петербургской Недвижимости» Ольги Трошевой, сегодня около 30% спроса на жилье приходится на проекты, строящиеся или уже построенные на территориях бывших промзон. «"Серый пояс", который раньше считался городской окраиной, стал окраиной центра. По этой причине эта территория очень привлекательна как для девелоперов, так и для покупателей», – говорит Ольга Трошева.
Кстати:
Всего к территориям промышленности относится 13,6% общей площади города. За последние десять лет был проведен редевелопмент более 50 крупных промышленных площадок в центральной части города, на площади более 250 га. Еще 220 предприятий проходят через процедуру частичного редевелопмента: производственные здания реконструируют для общественно-деловых нужд. В прошлом году девелоперы предлагали немало поправок в Генплан, чтобы изменить статус земли с промышленного на жилой. Но большинство идей власти отклонили или отложили.