ДДУ без макулатуры
Застройщиков Ленобласти призывают переходить на электронную регистрацию ДДУ. В региональном управлении Росреестра уверяют, что это сократит срок регистрации до 3 рабочих дней.
Регистрация договоров долевого участия в Ленобласти может занимать до 3 месяцев. Застройщики получают деньги дольщиков в стройку гораздо позже, чем это необходимо. В итоге все это отражается на сроках ввода жилья.
Корень проблемы лежит на поверхности: в территориальных отделах Росреестра, где регистрируют сделки, не хватает сотрудников. А прием документов в бумажном виде – замедляет архивацию.
Решить вопрос и оптимизировать работу Росреестра в целом поможет перевод процедуры в электронный вид, считает и. о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленобласти Игорь Шеляков. Он возглавил управление с 1 марта этого года и ранее занимал аналогичную должность в Башкортостане. Там, благодаря популяризации опции электронной регистрации ДДУ, сделки в отдельных случаях регистрировались в течение суток. При этом, нормативные сроки для такой операции составляют 3 рабочих дня.
«Если подавать пакет документов через МФЦ – регистрация по нормативам займет до 9 дней. По факту – может занять 2 недели, – приводит пример господин Шеляков. – Чтобы снизить градус напряженности, мы издали приказ №П/047от 13 марта 2017 года, о сокращении срока регистрации прав при подаче в электронном виде до 3 рабочих дней».
Услуга доступна на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги и сервисы». Пакет документов, поданный в электронном виде, попадает на регистрацию только после уплаты государственной пошлины.
Одно из условий электронной регистрации: и у застройщика, и у дольщика должна быть электронная цифровая подпись. В Петербурге ее оформлением занимаются 17 удостоверяющих центров. В некоторых регионах ЭЦП дольщику оформляют сразу в отделе продаж. По мнению Михаила Москвина, для застройщиков, возможно, будет выгоднее за свой счет оформить ЭЦП для дольщика и оперативно направить средства в стройку, чем несколько недель ожидать регистрации договора и поступления денег.
Чтобы усилить эффективность работы, в областном Росреестре провели структурные изменения. Если раньше регистрация ДДУ была распределена между территориальными отделами и центральным филиалом регионального Управления, то теперь основная нагрузка ляжет на центр.
«Например, во Всеволожском районе есть как объективные, так и субъективные причины затягивания сроков. Объективные в том, что изначально в штате управления было меньше сотрудников, чем положено. Это в два раза увеличивало сроки. При такой большой нагрузке было сложно выдерживать сроки регистрации, – рассказывает Игорь Шеляков. – Сейчас мы будем усиливать Всеволожский отдел, перераспределим численность штата в сторону увеличения. Часть регистрационных действий аккумулируем в центральном аппарате, в отделе договоров долевого участия. Все электронные сделки пойдут через центральный аппарат, чтобы снизить нагрузку на Всеволожский территориальный отдел».
Переход на электронное взаимодействие позволит сократить нагрузку на сотрудников Росреестра на четверть: 25% трудозатрат, по словам руководителя регионального Управления, приходится на формирование пакета бумажных документов и их архивирование.
«Обычно у нас было наоборот, глас вопиющего в пустыне наталкивался на реакцию – «разбирайтесь сами». Впервые не застройщики, а сам Росреестр предлагает пути совершенствования», – прокомментировал предложение Росреестра президент «Лен-ОблСоюзСтроя», координатор НОСТРОЙ по СЗФО Георгий Богачёв.
Проблема с долгой регистрацией права собственности актуальна и для органов власти. Растянутость процесса во времени в итоге влияет на рейтинг региона по исполнению программы расселения ветхого и аварийного жилья. «При расселении ветхого и аварийного жилья показатели Ленобласти по исполнению программы учитываются только после того, как переселенные в новые дома жители вступят в право собственности, – поясняет Михаил Москвин. – Наша задача – перевести и застройщиков, и муниципалитеты на подачу документов в электронном виде».
По словам Игоря Шелякова, 5% регистрационной деятельности – это регистрация муниципальной собственности. «Если муниципалитеты будут подавать заявления в электронном виде, это снизит нагрузку и на МФЦ, и на Росреестр», – уверен он.