Свидетели эпохи: 2004 год

В рамках проекта «Свидетели эпохи», который приурочен к 15-летию «Строительного Еженедельника», в этом номере мы рассказываем о знаковых событиях 2004 года.


В самом начале года Министерство обороны подготовило документ, который вызвал большой ажиотаж на петербургском рынке земли под застройку. А именно – «Временное положение о порядке подготовки и реализации в Министерстве обороны РФ инвестиционных контрактов». Согласно положению, каждое военное подразделение должно было изыскивать имеющиеся свободные земли, формировать пакеты документов и выставлять их на инвестиционные конкурсы. Участники этих конкурсов – строительные компании, имеющие хорошую репутацию и средства для реализации инвестпроектов. Победитель выбирался по простому критерию: кто из строителей предложит Министерству обороны больше квартир для расселения военнослужащих и уволенных в запас.
Период 2002-2003 и 2004 годов – время ажиотажного спроса и активного роста цен на жилье. Если осенью 2002 года 1 кв. м в новостройке обходился покупателю в среднем в 500 долларов, то к концу 2004-го – уже в 1000 долларов. Рост цен по итогам 2004 года составит не менее 30%. Набирает обороты и система ипотечного кредитования. Банки вместе со строительными компаниями разрабатывают программы кредитования физических лиц на приобретение ими жилья у застройщика на стадии строительства. Согласно экспертным оценкам, объем российского рынка ипотечного кредитования составляет не менее 500 млн долларов в год.
Появляются и обманутые дольщики. Именно в это время происходят первые организованные пикеты у Смольного с лозунгами вроде: «Губернатор, прими меры!». Основные требования – возврат денег или квартир по договорам, заключенным с фирмами, которые потом «испарились». Городское Правительство намерено защищать права обманутых дольщиков. Как заявляет вице-губернатор Александр Вахмистров, городские власти намерены поддержать законопроект «О защите прав дольщиков», которым предусматривается обязательная регистрация в Администрации города договоров на покупку жилья. При этом вице-губернатор подчеркивает, что Администрация не может каждый раз компенсировать дольщикам их финансовые потери.
В феврале 2004 года в Москве произошло событие, которое заставило серьезно усилить контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также завершить процесс выделения Санкт-Петербургского Управления Госархстройнадзора в отдельную структуру. 14 февраля 2004 года на юго-западе Москвы, в Ясенево, в спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» обрушилась крыша. Трагедия унесла жизни 28 человек, в том числе восьми детей, более 100 пострадали, многие из них стали инвалидами. Губернатор Петербурга Валентина Матвенко подписала распоряжение «О дополнительных мерах по упорядочению инвестиционно-строительной деятельности в Петербурге». В каждом районе создана соответствующая комиссия. Каждая из них должна проверить все свои объекты и «обеспечить наведение порядка осуществления строительного процесса».
Именно в 2004 году серьезно стали обсуждать возможность внедрения системы саморегулирования в строительстве. Минэкономразвития РФ предложило законопроект, который предусматривал упразднение лицензирования ряда видов деятельности. Среди прочих значились инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений. К этому времени в Госдуме РФ уже лежит проект Закона «О саморегулируемых организациях», принятие которого пока откладывается (будет принят в 2007 году).
В 2004 году был дан старт ряду крупных инвестиционных проектов.  Валентина Матвиенко совершила рейд по спортивным достопримечательностям Северной столицы. В частности, она побывала на стадионе им. С. М. Кирова. Тень «Зенит-Арены» еще не нависала над Крестовским островом, всего лишь предполагалось реконструировать существующий стадион – сделать его крытым, и для большей зрелищности трибуны приблизить к зрительному полю. Однако уже в ноябре идею реконструкции стала вытеснять затея помасштабней – строительство современной футбольной арены для ФК «Зенит». Правда, тогда у Правительства города не было сверхамбициозных задач, городские власти только размышляли над оптимальной бизнес-моделью проекта, при этом заявляя, что город «не может позволить себе строительство за счет бюджета такого дорогостоящего сооружения».
Администрация обратила внимание на злополучный квартал, ограниченный улицами Шкапина и Розенштейна. Эта территория до сих пор считается самым масштабным случаем единовременного сноса исторической застройки в постсоветской истории Петербурга. Квартал Шкапина-Розенштейна был признан опасным для проживания еще в конце 1960-х годов, однако первое решение о расселении домов было принято в 1987-м. В зоне были расположены 23 авариных дома, в которых проживало 5 тысяч человек. Было решено единовременно расселить все оставшиеся здания в квартале и перебазировать действовавшие там предприятия и организации, после чего территорию отдать под комплексное освоение и новое строительство. Правительство города разработало программу реконструкции территории на 2004-2010 годы. Этот документ был презентован как пилотный проект городской программы расселения ветхого и аварийного жилого фонда. Первые сносы начались в 2005 году и продолжались в течение 2006-2007 годов. В декабре 2007 года право на застройку квартала (площадью 5,2 га) получила компания «Главстрой-СПб», дочерняя структура холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Инвестор первоначально планировал построить в квартале офисно-деловой комплекс, но затем от этой идеи отказался. В 2011 году в южной части квартала развернулось строительство жилого комплекса «Панорама 360».
Объявлено о начале реализации проекта «Набережная Европы» на месте бывшей территории ФГУП «Прикладная химия». На участке в 4,4 га предполагалось построить 100 тыс. кв. м недвижимости. Из этих площадей около 30% инвестор должен был передать государству и дополнительно построить Дворец танцев петербургского хореографа Бориса Эйфмана. В 2004 году архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» приступила к созданию базовой концепции создания МФЦ «Набережная Европы». Забегая вперед, скажем, что инвестор – компания «ВТБ – Девелопмент» –  вложив в проект почти 12 млрд рублей, вывела из центра города ФГУП «Прикладная химия». Но в 2012 году компании пришлось отказаться от проекта, поскольку в Москве было принято решение передать территорию под инфраструктуру для перевода из Москвы в Петербург Верховного Суда.
В 2004 году появляется идея строительства еще одного театра – для творческой группы «Лицедеи». Город одобрил идею строительства театрально-развлекательного комплекса по адресу улица Льва Толстого, дом 9. Валентина Матвиенко заявила, что «культурная значимость проекта «Лицедеев» для Петербурга несомненна». Проект здания был выполнен «Студией 17» под руководством Святослава Гайковича. Правда, задумывавшийся как театрально-развлекательный, к своему открытию (в 2007 году) «Толстой сквер» подошел в виде многофункционального комплекса (МФК), в котором к театру присоединились офисы и торговля.
В 2004 году была продана знаменитая «яма» на Лиговском проспекте. Котлован на участке площадью 3,9 га вырыли еще в прошлом веке. Компания РАО «Высокоскоростные магистрали» должна была построить здесь новый вокзальный комплекс и деловой центр. Но проект так и замер на стадии «ямы». Права на участок перепродавались неоднократно – он принадлежал одно время водочному холдингу «Веда», потом миллиардеру Сулейману Керимову. В 2004-м котлован у Московского вокзала выкупил пул инвесторов при участии петербургской компании «Бриз». В ноябре 2010 года на этом месте откроется один из самых популярных сегодня городских торгово-развлекательных комплексов – «Галерея».
Продолжается строительство Кольцевой автодороги. Строительство автомагистрали длиной 142 км, проходящей вокруг Петербурга, в том числе по дамбам в Финском заливе, началось еще в 1998 году. В 2004-м было открыто движение по Большому Обуховскому (вантовому) мосту – единственному неразводному мосту через реку Неву на территории Петербурга.

Кстати:

В 2004 году газета «Строительный Еженедельник» стала лауреатом первого конкурса журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Золотой гвоздь», проводимого Правительствами Санкт-Петербурга и Лен­области и строительным бизнесом. Характерная примета времени – интерес общественности к активно растущему стройкомплексу, появление радио- и телепроектов строительной тематики. «Строительный Еженедельник» регулярно представляет новости на «Авторадио» (программа «Полный абзац»), «Радио РОКС» («Обзор прессы»), «Региональном телевидении» («Строй­экспресс»).

рубрика: 15-летие
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.