Александр Викторов: «Город должен иметь характер, а не стиль»

В современном городе на первый план выходит качество среды. Функция архитектуры – отвечать на ее запросы изобретательно и профессионально, считает член экспертного совета Государственной думы РФ по архитектуре и градостроительству, руководитель архитектурной мастерской «Союз 55» Александр Викторов.


– Что, по Вашему мнению, влияет на внешний облик современных городов?
– Многие факторы, в том числе экономика. Особенно это заметно на примере социального жилья. Пока в этом секторе отсутствует конкуренция в области архитектуры, в нем будут появляться абсолютно безликие дома.

– Какие требования должны предъявляться к архитектуре современного города?
– Я бы не сказал, что нужно выставлять требования именно к архитектуре. Их нужно предъявлять к пространству. Это гораздо важнее. Когда создаются какие-то градостроительные объекты, «под линейку», под 45 градусов – жесткие и, возможно, графически интересные с высоты птичьего полета – навряд ли это даст интересный результат для создания пространства.
Пространства должны быть разными, изменчивыми, перетекающими. Человеку должно быть интересно в них перемещаться, он должен постоянно находить что-то новое для глаз.
Уже много лет говорится о создании качества среды. Для кого-то и 25-этажные «монстры» – это качественная среда. Но когда человек живет в замкнутом пространстве 17-метровой «однушки» на 25-м этаже и редко пересекается с соседями, происходит своеобразная десоциа­лизация.
Создать комфортную среду для жизни, где люди знакомы с соседями, можно только в компактных поселениях, где у жильцов есть социальная ответственность друг перед другом. И, исходя из этого, мы выставляем требования к создаваемым пространствам.
Да, архитектуру надо рисовать красиво, но это финал процесса. Мы должны понимать, что мы строим, какую среду создаем и каких людей собираемся там растить.

– Как обрести баланс между сохранением архитектурного наследия и городским развитием?
– Маятник качается то в одну сторону, то в другую. Одни любят сохранять историю до состояния коллапса в развитии города, а других больше интересуют перспективные пути развития. Я считаю, что из прожитой истории нужно сохранять наиболее ценное, важное, интересное. Ни у кого не возникнет желания по экономическим причинам снести всемирно известный памятник, с целью построить что-то, якобы лучшего архитектурного качества. Но когда мы сохраняем здания, не имеющие ни художественной, ни технической, ни исторической ценности, только по одному критерию – сроку постройки, – это тоже не совсем верный путь.
Проблема не нова, она обсуждается постоянно. Еще в 1934 году немецкий архитектор Вальтер Гропиус писал, что люди иногда путают архитектуру с археологией. Новые здания должны быть изобретены, а не скопированы, а тот, кто представляет, что нашел вечную красоту, тут же откатывается в стагнацию и имитацию. Важно и не погубить среду, и не превратить город в «археологию».
Когда я начинал работать главным архитектором Петербурга, мне часто задавали вопрос: «В каком стиле должна быть архитектура города?». Ни в каком. Нельзя говорить, что город должен иметь некий стиль, он должен иметь среду и характер. Определять стиль – задача историков архитектуры. Архитекторы, как бы это пафосно ни звучало, должны создавать произведения искусства, а не стиль.

Мнение

Анатолий Столярчук,  генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Столярчука», заслуженный архитектор РФ:

– Считаю, что великая петербургская архитектура закончилась в 1917 году. Все, что сохранилось – гениальные ансамбли, планировочная структура, отдельные выдающиеся здания – надо бережно охранять. То, что было после – тоже архитектура, уже другого периода. И многие ансамбли, здания также являются выдающимися памятниками советской, ленинградской архитектуры. Архитектура современного Петербурга в лучших своих образцах несет черты петербургской архитектуры, но они, на мой взгляд, проявляются не во внешних стилевых подражаниях, а в более глубоком смысле: ансамблевости, композиционных решениях, качестве применяемых материалов.

Кстати

С 18 по 24 апреля 2017 года в Мраморном зале Российского этнографического музея пройдет VI биеннале «Архитектура Петербурга». Организаторы мероприятия: НП «Объединение архитектурных мастерских», Санкт-Петербургский союз архитекторов России, при поддержке Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). Главной темой VI биеннале станут вопросы архитектурного просвещения. Газета «Строительный Еженедельник» – информационный партнер мероприятия.

рубрика: Архитектура и градостроительство
автор: Анастасия Лаптенок

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.