Сырое энергосбережение

Петербург – один из первых городов, где появилась стратегия энергоэффективности, но пока идеи энергосбережения приживаются слабо. Основных причин у этого три: неразвитость законодательства, регулирующего данную сферу, сложности с привлечением инвестиций и низкая мотивированность участников процесса – от потребителей до ресурсоснабжающих организаций


Механизмы финансирования и методы стимулирования энергосберегающих мероприятий обсудили в рамках V Российского международного энергетического форума, состоявшегося на прошлой неделе в Петербурге.

В рамках стратегии

За исполнение стратегии энергоэффективности Петербурга ответственны Комитет по энергетике, подведомственное ему ГБУ «Центр энергосбережения», Жилищный комитет и Фонд капитального ремонта, Государственный жилищный надзор. За реализацией мероприятий следит городской штаб по энергосбережению, собранный из представителей разных ведомств.
Согласно исследованиям зданий, прошедших капитальный ремонт, самые продуктивные меры повышения энергоэффективности многоквартирных домов – установка и оборудование индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) в МКД (Правительство Петербурга даже согласилось с предложением Комитета по энергетике увеличить финансирование этой статьи расходов) и установка общедомовых приборов учета. Как сообщил заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Дмитрий Долгов, счетчики холодной воды уже установлены у 98% собственников квартир в МКД, счетчики электрической энергии – в 66%. На 2017 год запланирована установка еще 4,2 тыс. приборов учета электроэнергии в рамках программы «Ленэнерго».
Фонд капитального ремонта повышает параметры энергоэффективности жилых зданий, утепляя кровли, межпанельные швы и заменяя старые окна в парадных стеклопакетами. В 2016 году таким образом утеплили более 20 домов.
Как сообщил начальник проектного отдела Фонда капремонта Виталий Малышев, наибольшие теплопотери в домах панельных серий происходят как раз через швы и окна. Для максимального эффекта заменять стеклопакеты нужно и в квартирах, но законодательство не позволяет обязывать собственников делать это.
В список мер, призванных повысить энергоэффективность домов, входят также оснащение ИТП системой погодного регулирования, установка систем терморегулирования и замена лампочек на светодиодные светильники с датчиками движения.
Работа ведется и с внутридомовыми инженерными системами: это установка новых ПВХ-труб, утепление верхнего и нижнего розлива, установка нового оборудования (термостатических регуляторов у приборов отопления, балансировочных клапанов на стояках), замена радиаторов, дооснащение автоматическими системами погодного регулирования.
В планах Фонда на ближайшие годы – дополнительное утепление фасадов. Его реализация станет возможной после поправок в городское законодательство, где будет уточнен перечень работ. В Фонде капремонта надеются, что утеплять по-новому начнут уже в 2018 году.
Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании также должны работать над повышением энергоэффективности жилых домов. Но по факту это удается не всем и не всегда. В 2016 году в Государственную жилую инспекцию поступило 68 заявлений от управляющих компаний о присвоении или подтверждении класса энергетической эффективности 309 домов. Почти 90% заявок пришлось вернуть. Состав и содержание документов не соответствовали закону, объясняет заместитель начальника инспекции – заместитель главного государственного жилищного инспектора Петербурга Юрий Кузин. По оставшимся заявкам пяти домам присвоен класс С (повышенный); семнадцати – D (нормальный); двум – F (низкий); одному – E (пониженный), заявления по четырем МКД еще рассматриваются.

Мосты финансирования

Механизмов финансирования энергосбережения не так много: собственные средства предприятия, бюджетные или заемные деньги. Объем первых двух ограничен, необходимы активные частные инвестиции. Сейчас они в дефиците: банки не торопятся финансировать проекты энергосбережения, разработки инжиниринговых и энергосервисных компаний, поскольку те не могут предоставить им внятный залог.
Остаются лизинговые схемы, энергосервисные контракты и факторинговое сопровождение. Факторинг, в отличие от кредитования, не требует обеспечения, а залогом выступает экономия, которую в будущем даст реализация мероприятий энергоэффективности. «Мы мост между подрядчиком и заказчиком, даем последнему дополнительную отсрочку и сразу платим поставщику, – объясняет ведущий менеджер по развитию бизнеса ООО «ВТБ-факторинг» Валерий Агафонов. – После завершения работ по инсталляции решения мы выплачиваем всю сумму контракта подрядчику. И в течение семи лет из расчетной экономии, которую приносит энергоэффективное решение, заказчик гасит долг перед «ВТБ-факторинг». В сумму контракта уже включена комиссия».

Нюансы законодательства

Полноценное развитие энергосбережения затрудняют и несовершенства законодательства. Эксперт консультативного совета при председателе Комитета по энергетике Госдумы РФ Юрий Евстифеев напоминает, что старт программе энергосбережения дал 261-ФЗ. Комитет Госдумы уже четыре года работает над поправками к нему. Например, действующее законодательство не учитывает, что требование о согласии всех собственников дома на энергосервисный контракт – тормозит реализацию этих контрактов. Законопроект, который должен это изменить, уже подготовлен, но пока не дошел даже до первого чтения.
Еще одна недоработка, по мнению господина Евстифеева, – установка приборов учета за счет собственников, а не ресурсоснабжающих организаций. Это снижает возможности влияния на неплательщиков. Если счетчики будет устанавливаться и обслуживаться РСО, это позволит, например, отключать подачу энергии неплательщикам, приборы с таким опционалом уже есть в российском производстве.
Третья проблема, которую выделяет Юрий Евстифеев, – неактивность и непоследовательность органов власти в обсуждении программ энергосбережения. «Несколько лет назад установили счетчики. Теперь начинают устанавливать системы погодной автоматики, тут же 190-ФЗ предписывает закрывать открытые системы ГВС. Решения должны быть комплексными, и расходы нужно пропорционально разделить между бюджетом, РСО и собственниками», – резюмирует Юрий Евстифеев.

Мнение

Елизавета Яковлева, руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:

– Зачастую застройщики не заинтересованы в применении энергоэффективных программ при строительстве своих зданий. В основном сейчас класс энергоэффективности зданий по Санкт-Петербургу и Ленинградской области соответствует классу С. Наша компания старается изменить эту традицию – мы применяем энергосберегающие технологии, в МОПах и освещении территории жилых кварталов применяем светодиодные лампы

Кстати

В 2017 году Комитет по строительству Петербурга разработает региональный методический документ по созданию системы зарядных станций для электромобилей. Конкурсные процедуры будут объявлены в мае.

рубрика: Энергоэффективность
автор: Анастасия Лаптенок
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.