Андрей Низовский: «Новые правила изменили идеологию застройщиков»
Транспортный коллапс и нехватка детских садов во Всеволожском районе из-за активного строительства жилья – проблемы, которые стоят для местных жителей острее некуда, а для потенциальных покупателей являются поводом поискать квартиру в другой локации.
Но иногда на спорную ситуацию нужно посмотреть свежим взглядом – новый глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский рассказал «Строительному Еженедельнику» о вариантах решения двух самых наболевших проблем и развитии территории в целом.
– В декабре прошлого года жители Мурино и Нового Девяткино провели согласованный пикет с целью донести до областных и федеральных властей свою дорожную проблему. Чем все закончилось?
– Мы встретились с группой активистов и предложили несколько оперативных вариантов решения проблемы. Это продолжение Арсенальной улицы от шоссе на Лаврики до Скандинавского проезда и «перемычка» от Токсовского шоссе до продолжения улицы Арсенальной. (Подробнее – на стр. 14. – Прим. ред.). Главное сейчас – обеспечить нормальный проезд от новых жилых кварталов до детсадов, школ и метро.
Этому поспособствует и расширение Токсовского шоссе на одну полосу. На ней планируется запустить реверсивное движение: утром – в сторону Петербурга, вечером – из него. Длина реконструируемого участка – почти 3 км. Этот проект будет реализован на средства областного бюджета, и, после того, как губернатор региона подпишет соответствующую резолюцию, будет объявлен конкурс по поиску подрядчика на проведение предпроектных и проектных работ. Таким образом, с учетом всех согласований, расширение шоссе будет выполнено примерно через четыре года.
Весь этот комплекс мероприятий позволит забыть о транспортном вопросе примерно на пять лет, даже с учетом дальнейшей жилой застройки. Так что мы сейчас являемся свидетелями исторически переломного момента, когда проблемы обособленного жилого пространства, сформированного в начале 2000-х годов, наконец, решаются.
– Против расширения проспекта Строителей выступали жители ЖК «Капитал» в Кудрово. На каком этапе сейчас находится этот проект?
– Работы пока приостановили, но транспортная схема этого квартала будет реализована. Основания для возмущения граждан нет. Приобретая жилье, они знали о строительстве этой дороги. Так что если жителей не устроил компромисс, предложенный губернатором Ленобласти (сузить проект на одну полосу – прим. авт.), то дорогу построят согласно утвержденному проекту.
– Какова динамика прироста численности населения во Всеволожском районе?
– За десять лет – на 30%. Согласно официальной статистике, у нас проживает 307 тыс. человек. Но эти данные не соответствуют действительности, количество проживающих больше. Дело в том, что часто люди не прописываются в квартирах, чтобы не потерять городскую прописку, или покупают жилье для инвестиционных целей. Правда, требуют такие новоселы от нас по максимуму. В первую очередь это касается предоставления мест в школах и детсадах.
– Всеволожский район уже много лет является лидером по очередям в детские сады. Есть чем порадовать местных жителей?
– Да, очередь у нас большая, но за последние годы соцобъекты стали вводиться значительно чаще. Так, в прошлом году у нас построили четыре детсада в общей сложности на 750 мест. В 2017 только в Мурино будет введено в эксплуатацию три детсада: два на 110 мест и один на 160. На еще одной густонаселенной территории – в Сертолово – начнут работать два детсада на 240 и 210 мест. В микрорайоне «Южный» Всеволожска – два детсада на 190 и 140 мест; в Кудрово – один на 140 мест. Кроме того, по Всеволожску завершено проектирование двух детсадов на 140 и 220 мест и предусмотрены соответствующие работы еще по шести дошкольным учреждениям. Наиболее сложная ситуация сейчас наблюдается в Кудрово, в районе Нового Оккервиля. Там есть один платный детсад и еще появится один встроенный. Но динамика прироста населения в новом квартале зашкаливает – и дошкольные учреждения там нужны еще.
– А что с динамикой посещаемости дошкольных учреждений?
– Мы держим руку на пульсе. Может, выгоднее будет арендовать помещения, чем строить. А вообще, мы пересмотрели работу детских садов: на протяжении прошлого года отслеживали их посещаемость. И выяснилось, что, например, в детский сад Кудрово постоянно ходят только 42% детей. Остальные либо находятся дома, либо их отвозят в городские детсады.
Группы пустуют, но по факту учреждения работают на максимальное количество человек. Это касается и площадей, и количества персонала, объемов приготовляемой пищи. Сейчас Комитет по образованию занимается разработкой документации, согласно которой детей-очередников можно будет зачислить вместо «прогульщиков», чтобы заполняемость была хотя бы на уровне 90%.
– От проблем «стихийных строек» перейдем к новым проектам. Расскажите о строительстве нового жилья.
– С экономической точки зрения сейчас не самое удачное время начинать новые проекты. Их стало меньше, но они есть. Так, «Колтушская Строительная Компания» планирует застроить большой участок в южной части деревни Старая. Еще один застройщик – «ГлавСтройКомплекс» – направил в областной Комитет по архитектуре и градостроительству ППТ своего жилого комплекса. Но там все пока туманно – компания арендует участок с 2007 года, есть просрочка арендных платежей. Кроме того, в ППТ девелопер допустил ошибку – школа на участке «захватила» не только его землю, но и муниципальную.
Один из самых глобальных проектов у компании «Самолет ЛО», которая приобрела участок размером 80 га в деревне Лаврики. За 10 лет компания планирует построить здесь 740 тыс. кв. м жилья.
– А нужно ли Всеволожскому району еще так много нового жилья или, может быть, пора сбавить темпы?
– Новое строительство – это развитие территории. Введение таких программ, как «Соцобъекты в обмен на налоги» и «Светофор», меняет идеологию застройщиков, структуру коммерческого предложения. В середине 2000-х, во время активного освоения территорий района, застройщики и слышать не хотели о социальной инфраструктуре. Сейчас же они понимают, что надо продавать не только квадратные метры, но и комфортную среду обитания. Важно соблюдать этажность, высокая плотность застройки нам не нужна.
– Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко не раз говорил о том, что земельный потенциал северных пригородов Петербурга скоро будет исчерпан и строительный бум жилья переместится на юг. Согласны ли Вы с этим мнением?
– Да, в Ломоносовском районе хорошая транспортная инфраструктура, в Гатчинском все тоже неплохо. Юг еще даст о себе знать, и, возможно, ошибки севера помогут там избежать проблем в новых кварталах. Но свободная земля у нас есть, например, большой потенциал у земель Минобороны. Поэтому ждем новых застройщиков, и к новому строительству готовы.
Мнение:
Евгений Бородаенко, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского района:
– Высокоплотная застройка имеет место быть, но надо ее компоновать грамотно и красиво. Десять лет назад, на этапе «бешеного» рынка, это было сделать невозможно. Тогда девелоперы в спешном порядке возводили просто доступное жилье, которое активно раскупалось. Однако и при высокой этажности можно сформировать комфортную среду, которая сделает экономически обоснованной социальную инфраструктуру.