Петербург – город тоннелей

Градостроительное развитие Санкт-Петербурга невозможно без реконструкции магистралей, создания новых транспортных развязок и путепроводов, связывающих разные районы города. Однако в ближайшие годы могут появиться и тоннели под Невой.

По словам и. о. губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, главная идея развития транспортной инфраструктуры заключается в том, чтобы создать замкнутые транспортные кольца, которые могли бы разгрузить транзитные потоки, проходящие через центр города, и максимально снять нагрузку с разводных мостов. Проекты о дополнительных транспортных связях с Васильевским островом, о развитии транспортной структуры территории Северо-Приморской части города и о концепции строительства Орловского тоннеля находятся в стадии обсуждения, но ими, учитывая очередность, нужно серьезно заниматься уже сейчас. «Лет 10-15 назад рассматривали вопрос о расширении и реконструкции набережной у Смольного, но реализацию отложили и на 15 лет затормозили развитие этой магистрали. Такое не должно повториться», – уверен Александр Беглов.
Развитие транспортной структуры Северо-Приморской части города требует поэтапного подхода. На выезде из города по Приморскому и Выборгскому шоссе сложилась очень тяжелая ситуация. Когда-то планировался, но не состоялся перенос железнодорожных путей в этом районе, не завершена пробивка улицы Савушкина, которая могла бы стать одной из 4 транспортных осей на северном выходе из города, не закончены работы в Лахте. В ближайшее время будет активно застраиваться микрорайон севернее железнодорожной ветки, и будущие новоселы пополнят ряды пассажиров, которые пользуются магистралями, и сейчас загруженными. Кроме того, нельзя забывать об огромном интенсивно развивающемся жилом массиве, построенном в районе озера Долгое.
Специалисты предлагают проложить так называемый полутоннель, который «развяжет» Приморское шоссе и шестнадцатую магистраль. Намечается строительство второй очереди путепровода, будет осуществлена пробивка Школьной улицы до створа Планерной улицы, введено ограничение по направленности автомобильных потоков. Так, например, в определенные часы въезд в город будет осуществляться по Приморскому шоссе, а выезд по Школьной улице и улице Савушкина. Для того чтобы облегчить въезд на Гражданку, планируется завершить строительство Богатырского проспекта. Требуется реконструировать наиболее неблагополучные участки Приморского шоссе – например, в районе Ушаковской развязки, местами магистраль необходимо расширить. Реализация этих мероприятий в плановом порядке должна коренным образом изменить транспортную ситуацию в северной части города.
Как сообщил председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Администрации Санкт-Петербурга Владимир Дедюхин, уже есть проекты реконструкции отдельных участков существующих и строительства новых дорог. В 2004 году должна быть разработана необходимая документация и начнется масштабная реализация проектов. В первую очередь необходимо начать работы на Приморском шоссе и Богатырском проспекте. Как считает заместитель председателя КГА Виктор Полищук, медлить с этим нельзя, поскольку район стремительно застраивается, а забрать у инвестора земельный участок для прокладки по нему магистрали уже вряд ли получится.
Васильевский остров можно рассматривать и как пункт назначения автомобильных потоков, идущих из центра города, и как транзитную территорию. Сегодня Дворцовый и Биржевой, мосты Лейтенанта Шмидта и Тучков не справляются с пассажиропотоком, ветшают и медленно разрушаются. Как образно выразился Владимир Дедюхин: «Мосты находятся в предынфарктном состоянии». В 2005 году начнут «реанимировать» мост Лейтенанта Шмидта. Чтобы решить проблему проезда с «материка» на Васильевский остров, предлагаются к рассмотрению два варианта: строительство нового разводного моста в районе 23-й линии В.О. (это было заложено в прежний генплан развития города) или построить тоннель от Гутуевского острова до Морского вокзала. По мнению Владимира Дедюхина, второй вариант предпочтительнее, поскольку в последнее время появились новые эффективные и экономичные технологии проходки тоннелей. Такому «островному городу», как Санкт-Петербург, необходима надежная всесезонная и круглосуточная связь. Предполагается проложить тоннель протяженностью 2 км на средства из городского бюджета. Уже в октябре этого года планируется объявить тендер на проектные работы.
Перспектива более отдаленная, но уже детально продуманная – строительство Орловского тоннеля. Кстати, этой идее уже 20 лет. Тоннель должен связать левый и правый берега Невы (створ Пискаревского проспекта и Орловской улицы), которые сегодня соединяют порядком «уставшие», несмотря на ремонты, Литейный мост, мосты Петра Великого и Александра Невского (через последний за день проходит до 90 тысяч автомобилей). Длина тоннеля под Невой составит 925 метров, общая длина с развязками – 2,5 км.
Для финансирования проекта предполагается создать консорциум и взимать плату за проезд по тоннелю. Хочешь – коротай белую ночь около разведенного моста, не хочешь – плати деньги и въезжай в тоннель. По предварительным подсчетам, срок окупаемости проекта для инвесторов не превысит 15 лет.

Автор: Ирина Барчук
рубрика: Коридоры власти
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.