Теплоизоляция в борьбе за энергоэффективность
Способствовать росту рынка теплоизоляционных материалов должны новые стандарты энергоэффективности жилых зданий, считают эксперты «Строительного Еженедельника».
В 2016 году Минстроем РФ были приняты классы энергоэффективности многоэтажных домов. Появление этих стандартов предполагает активное внедрение и использование в строительстве качественных теплоизоляционных материалов.
При поддержке государства
В последние два года рынок теплоизоляции, как и вся строительная производственная отрасль, терял свои объемы. Так, согласно исследованию компании «ТехноНИКОЛЬ», сокращение потребления строительными организациями каменной ваты в 2016 году составило 10%. Причина этого – снижение объемов многоэтажного строительства. При этом чуть меньшие потери понес сегмент частного домостроения. Небольшую поддержку рынку оказали инвестиции в коммерческую недвижимость, в промышленные предприятия и объекты добывающей отрасли. Благоприятно отразились на рынке программа импортозамещения и льготное кредитование объектов сельскохозяйственного назначения.
Между тем на приказ Минстроя РФ об определении класса энергоэффективности многоквартирных домов игроки рынка теплоизоляции возлагают большие надежды. Правда, они понимают – данный фактор росту объемов производств поможет только в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
По словам директора по маркетингу PAROC в России Таисии Селедковой, в настоящее время необходима государственная поддержка, касающаяся принятия и реализации мер по требованиям энергоэффективности при новом строительстве и капитальной реконструкции. «Сейчас программа только начинает приходить в действие, однако необходим «катализатор», возможно, и в лице государства, который бы субсидировал строительство высокоэнергоэффективных домов. В этом случае по истечении определенного периода их эксплуатации управляющие компании смогут отчитаться о количестве сэкономленной энергии и обосновать эффективность таких технологий», – делает выводы эксперт.
О необходимости поддержки отрасли теплоизоляции, и прежде всего инновационного сегмента, говорят и другие игроки рынка. По их мнению, компании должны быть активнее задействованы в целевых государственных строительных программах и тендерах. Специалисты напоминают, что главной целью применения теплоизоляционных материалов является сокращение расхода энергии на отопление здания. При этом использование теплоизоляции в строительстве зданий позволяет существенно снизить массу конструкций, уменьшить расход основных строительных материалов – таких, как кирпич, древесина, бетон и др.
Выбор за потребителем
Так как государство пока только создает комплекс стандартов энергоэффективности, игрокам рынка теплоизоляции приходится вести свою борьбу за клиента, без привлечения административного ресурса. И каждый производитель отмечает положительные качества своих материалов. В целом, все они – производные стекловаты, минеральной ваты, пенополистирола и пенополиуретана.
По мнению Таисии Селедковой, особо энергоэффективным материалом, обеспечивающим как высокий уровень защиты от холода, так и комфорт в жаркое время года, является минеральная теплоизоляция на основе каменной ваты. По ее словам, в пользу этого материала говорит и накопленный опыт эксплуатации в Европе, который составляет более 70 лет, что на практике доказывает и подтверждает долговечность каменной ваты. Соответственно, этот утеплитель является оптимальным выбором для энергоэффективных конструкций и не теряет своих главных теплоизоляционных характеристик в течение длительного срока службы.
«Очень важно помнить и о таком параметре, как пожаробезопасность: сегодня минеральная вата является абсолютно негорючим материалом. Более того, она экологична настолько, что не выделяет при горении вредных веществ, которые могут нанести серьезный ущерб жизни и здоровью человека», – добавляет Таисия Селедкова.
Учредитель ПКП «Ресурс» Юрий Сухарев отметил, что в его компании была сделана ставка на эффективность отражающей изоляции. В таких материалах основу составляет вспененный полиэтилен, который сам по себе является превосходной гидро- и теплоизоляцией. Усиливает эффект отражающий слой из фольги или металлизированной лавсановой пленки. Таким образом, удается получить полотно, способное сократить теплопотери до 70% и равномерно распределить отраженные лучи.
«Говоря об энергосбережении, мы имеем в виду не только общую национальную стратегию экономии первичных ресурсов, но и комфорт конечного потребителя – каждого жильца тех домов, которые были возведены с использованием наших материалов. Наша задача как производителя – предложить клиентам высокоэффективные, долговечные материалы, максимально оптимизированные по соотношению цены и результата, который они позволяют достичь», – подчеркивает Юрий Сухарев.
Председатель Ассоциации производителей экструзионного пенополистирола РАПЭКС Кирилл Иванов отмечает положительные качества этого материала. По словам эксперта, пенополистирол не впитывает воду, имеет высокую прочность на сжатие, длительную по времени теплозащиту, легкость и простоту монтажа. «Оборудование для производства экструзионного пенополистирола в 5 раз дороже, чем для производства пенопласта. Однако и конечный продукт дороже пенопласта и существенно лучше по качеству», – делает выводы эксперт.
Мнение
Таисия Селедкова, директор по маркетингу PAROC в России:
– Заинтересовать клиентов в теплоизоляции можно и, конечно же, нужно. Но только тех, кто мыслит на перспективу и думает в первую очередь о будущем. В определенной степени выбор более энергоэффективного утеплителя – это инвестиция, с конкретным сроком окупаемости. Так что здесь необходимо вести плановую разъяснительную работу и показывать реальные примеры, собирать аналитику и проводить замеры. Только при синергии всех этих факторов и появится вера в энергоэффективность.