Смарт-сити с человеческим лицом

Сквозной темой прошедшей в начале июля St. Petersburg Design Week стал смарт-дизайн. Какими могут быть смарт-здания и смарт-города и какие продукты, рожденные синтезом дизайна и современных технологий, могут их наполнять, обсуждали российские и европейские архитекторы и дизайнеры.


Одним из знаковых событий Недели стал круглый стол «Smart City. Экология города». Его участники – среди которых были финский архитектор и урбанист, вице-президент ассоциации биоурбанистов Марко Касагранде, испанский архитектор Хорхе Перес, вице-президент Союза архитекторов России Ярослав Усов – обсудили, как правильно использовать смарт-технологии, чтобы современные города были действительно «умными», а не только высокотехнологичными.

Уменьшая масштабы

Лаборатория испанского дизайнера Хорхе Переса рассматривает концепцию смарт-сити в контексте возвращения к небольшим, соразмерным человеку масштабам. «В городах XXI века на первом месте должен стоять человек и его потребности. Говоря об «умных городах», мы чаще всего считаем, что «смарт» – значит высокотехнологичный, и внедряем слишком много технологий, в то время как многие решения – лежат на поверхности», – считает господин Перес. Выступая за уменьшение масштабов, дизайнер предлагает отказываться от личного транспорта в пользу альтернативных средств передвижения, таких, например, как сигвей.
Еще одно заблуждение в концепции «умного города», по его мнению, – воспринимать такие города как мегаполисы с широкими проспектами, забывая о маленьких улочках, где также могут внедряться новые технологии. Одна из разработок лаборатории Хорхе Переса – автобусная остановка с подогреваемым сиденьем, работающая на солнечной энергии, – решение, ориентированное как раз на такие улицы. Особенность конструкции в том, что ее легко переставить в другое место, например, если маршрут автобуса будет изменен. Еще одно транспортное решение – адаптивный трамвай: в час пик часть сидений в вагоне убирается, чтобы вместить большее количество пассажиров.

Урбанизм трущоб

Финский биоурбанист Марко Касагранде изучает опыт трущоб. По его мнению, иногда в самовольных постройках люди живут более эргономично, чем в организованных городах: более разумно относятся к ресурсам (воде, электроэнергии) и бережнее – к природе, используют вторсырье. В представлении Касагранде, «умный город» живет в гармонии с природой, впускает ее в себя.
Использование технологий при этом, по мнению архитектора, допустимо, но должно быть сдержанным. «В Тайпее мы создали для одного из поселений трущоб модульную систему, устойчивую к ураганам и землетрясениям. Это модули для очищения грязной воды рек, для получения энергии из альтернативных источников. Внутри этой системы жители сами создают сады. Технологии используются по минимуму, но в достаточной степени улучшают качество жизни», – приводит пример господин Касагранде. По его мнению, архитектура – это искусственная реальность, а по-настоящему живой можно считать только природу.
Хорхе Перес придерживается более сдержанной позиции: «Я считаю, что реальностей две: природа и то, что создано человеком. И наша задача, проектируя что-либо, начинать не с чистого листа, а предлагать новые решения на основе старых, пытаться подстраиваться под них, улучшать то, что уже есть, создавать новые связи. На мой взгляд, оптимально – предлагать 10% нового».
Архитектор, специалист по биоклиматическому проектированию Ярослав Усов считает, что здания должны быть «умными» и опережать потребности города, иметь возможность изменяться под запросы развивающегося мегаполиса. Но в первую очередь необходимо заботиться о качестве среды. «Простая установка велопарковок и зарядок для электромобилей не поможет создать качественную среду. Все это имеет смысл в интеграции с качественной архитектурой. В велодорожках нет смысла, если город загазован и по нему неприятно или небезопасно передвигаться», – уверен он.

Архитектура с эмпатией

Итальянский дизайнер и архитектор Амедео Скварцони в рамках St. Petersburg Design Week выступил с лекцией о том, как сделать архитектуру более отзывчивой к потребностям человека. На примере уже существующих в мире объектов он показал, как дома становятся более «чуткими».
«Чуткая архитектура», по определению Скварцони, адаптивна к требованиям пользователя. Концепт «психотропного» дома, который способен интерпретировать настроения и намерения жильцов, был придуман еще в середине XX века, но на практике идеи «умного дома» воплотились только в конце 1980-х, в здании Института арабского мира, созданного по проекту французского архитектора Жана Нувеля. Солнечные батареи и чуткие панели, реагирующие на свет, меняли облик фасада здания в зависимости от времени суток. Наработки, использованные в этом здании, применяются в различных проектах и сегодня. В современных объектах находят применение инсталляции, реагирующие на движение посетителей, изменения уровня шума и силы ветра.
Архитектор Ярослав Усов уверен, что возможности электроники ограничены и для того, чтобы здание было «умным», недостаточно оснастить его датчиками, реагирующими на изменения освещения и температуры. «Компьютер отключили – и дом перестал быть «умным» и энергоэффективным», – приводит он пример. По его мнению, важно изначально проектировать здания так, чтобы они были комфортными для работы и жизни. Биоклиматическое проектирование позволяет достигать этого за счет объемно-пространственных решений, пластики фасада и других архитектурных средств.

Работа над ошибками

Зачастую в погоне за неординарным дизайном здания проектировщики забывают о деталях быта. Устранять последствия такого полета креатива приходится специалистам компаний, обслуживающих объект недвижимости. Об архитектурных и инженерных ошибках проектировщиков, которые способны не только навредить внешнему облику здания, но и существенно затруднить его эксплуатацию, рассказал руководитель отдела консультаций Sawatzky Property Management Андрей Синявин. В частности, он рекомендовал дизайнерам осторожнее относиться к переделкам, связанным с балконами и ограждающими конструкциями, особенно при наличии металлических элементов. Неаккуратное обращение может привести к возникновению конденсата и намоканию отделки. «Перенос теплового контура в сторону балкона – с точки зрения дизайна выглядит красиво, но нужно хорошо просчитывать инженерные решения, во избежание образования конденсата», – предупреждает господин Синявин.
При проектировании атриумов архитекторам нужно держать в голове то, как они будут обслуживаться в дальнейшем. «Думайте о том, как люди, которые меняют светильники и обслуживают противопожарные датчики, будут туда попадать», – комментирует Андрей Синявин. По его словам, инженерные недочеты, затрудняющие доступ рабочих к инженерным коммуникациям, есть даже в проекте бюро Захи Хадид – Dominion Tower.

Кстати

Заключительным событием St. Petersburg Design Week стало прибытие в Петербург Арх-парохода. Это ежегодный международный социально-общественный проект архитектурной выставки «АРХ Москва» и компании RIM. Гости парохода увидели экспозицию лучших архитектурных проектов России, побывали на авторских теплоходных экскурсиях по Неве и на междисциплинарной конференции в Главном штабе Эрмитажа «Наш город через 20 лет». Архитектор Никита Явейн – автор проекта реконструкции Главного штаба – лично провел экскурсию по залам музея.
Организатором St. Petersburg Design Week выступили FineStreet Media Group, Центр Дизайна ARTPLAY, выставка «АРХ Москва», компания RIM. Партнеры события – Государственный Эрмитаж и Российская Гильдия управляющих и девелоперов (РГУД). Мероприятия St. Petersburg Design Week прошли при информационной поддержке газеты «Строительный Еженедельник».

рубрика: Дизайн и интерьер
автор: Анастасия Лаптенок
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.