Свидетели эпохи: 2011 год

Переезд газпромовского небоскреба в Лахту, разделение проекта «Семь столиц» и уход с поста губернатора Петербурга Валентины Матвиенко – события 2011 года в очерке «Строительного Еженедельника».


Год начался с хороших новостей – в Петербурге была открыта очередная станция Фрунзенского радиуса метро – «Обводный канал». Фрунзенско-Приморская линия, – пожалуй, главный долгострой петербургского метрополитена. Строительство было начато в конце 1980-х. Затем, в 1996 году оно было заморожено из-за недостатка финансирования и возобновлено только в 2004 году. Открытие челночного движения между станциями «Волковская» и «Звенигородская» состоялось в декабре 2008 года. Уже весной 2009-го после открытия станции «Спасская» Правобережной линии Фрунзенский радиус был объединен с Приморским в полноценную линию. Затем дошла очередь до станции «Обводный канал», а в декабре 2012-го были открыты станции «Бухарестская» и «Международная».
В настоящее время линию продлевают на юг, но и тут у строителей возникают проблемы. На этой ветке должны появиться станции «Дунайский проспект», «Проспект Славы» и «Шушары». Кроме того, на этой же линии построят депо «Южное». По контракту Фрунзенский радиус должен быть сдан в конце 2018 года. Впрочем, скорость строительства опять же будет зависеть от финансирования.

Разделение «столиц»

Рынок постепенно набирает обороты после кризиса 2008 года, и застройщики объявляют о старте новых проектов. Одним из самых крупных проектов, анонсированных в это время, стал новый жилой район «Семь столиц» в Кудрово от компании Setl City. Изначально архитектурным бюро «Чобан и Герасимов» был разработан проект по застройке этой территории небольшими кварталами, которые были бы похожи на европейские города – именно отсюда и появилось название «Семь столиц»: Вена, Берлин, Барселона, Лондон, Париж, Рим и Амстердам.
За 10–12 лет Setl City планировал построить здесь около 1,5 млн кв. м жилья вместе с объектами инфраструктуры. Однако в 2011 году концепция проекта изменилась. В рамках предполагавшегося проекта Setl City реализовал застройку только двух кварталов – «Вена» и «Лондон», которые заняли 50 га из общих 135 га, отведенных для реализации проекта. Остальная территория была выкуплена другими девелоперами, в числе которых «Мавис», «Дальпитерстрой» и «ЦДС». Придерживаться единой концепции застройки они уже были не намерены.
В этом же году заговорили о еще одном масштабном проекте – создании города-спутника «Южный» в Пушкинском районе, предполагающем строительство на участке площадью 2012 га 4,3 млн кв. м жилья для 134 тыс. человек. На территории города-спутника также планируется создание Инновационного города науки и техники. Инициатором проекта выступила компания «Старт-Девелопмент», подконтрольная лесопромышленнику Захару Смушкину. В 2012 году проект «Южный» получил статус стратегического проекта Петербурга, но приобрел одновременно с влиятельными сторонниками и ярых его противников. Сторонники настаивают на том, что проект позволит использовать эффективнее пустующие земли, а также «разгрузит» Северную столицу и даст возможность реализовывать на его базе большие социальные задачи.
Противники же утверждают, что Петербургу совершенно не нужен еще один сателлит, при возведении которого возникнет множество инфраструктурных проблем, и решать их придется преимущественно за счет городского бюджета.
По словам представителей «Старт Девелопмент», строительство социальной и дорожной инфраструктуры начнется в 2018 году и будет вестись одновременно с возведением жилых домов. «Старт Девелопмент» подписал предварительные договоры о продаже участков «Южного» с несколькими крупными застройщиками, в числе которых ГК «ПИК», «Интеко», «УНИСТО-Петросталь» и др.
Кроме того, к 2011 году компания «ЦДС» заявила о планах по началу масштабного проекта в Парголово. Под него сформирована территория площадью 50 га из бывших земель сельхозназначения, выкупленных «ЦДС» еще до кризиса 2008-го. Однако к освоению парголовского массива компания так и не приступила. Всего к 2011-му году в окрестностях Петербурга заявлено около 50 проектов комплексного освоения территорий, около 10 из них – на миллион и более жителей.
В 2011 году Администрация Петербурга объявила о старте нового транспортного проекта: от станции метро «Балтийская» до аэропорта Пулково к 2015 году планировалось запустить «Аэроэкспресс». Планировали потратить 13 млрд рублей: 8 млрд – от РЖД и 5 млрд – от инвесторов «Аэроэкспресса». Однако в таком виде проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Позиция Смольного в отношении «Аэроэкспресса» менялась несколько раз. В последнем сообщении чиновников было объявлено, что строительство «Аэроэкспресса» начнется не позднее III квартала 2018 года. Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит 23,3 млрд рублей с учетом подвижного состава и строительства станции в аэропорту. Реализовать проект предполагается на основе ГЧП. Финансироваться он будет из четырех источников: бюджетный кредит, инвестиционная программа РЖД, городской бюджет и деньги концессионера.

Без «Импульса»

В 2011-м на грани банкротства оказалась СК «Импульс». В арбитраж многократно подавались иски о банкротстве компании от разных истцов. Среди желающих обанкротить «Импульс» — более десятка фирм и частных лиц. В последующие годы регулярно происходили скандалы, связанные с недовольством дольщиков возводимых «Импульсом» жилых комплексов «Кристалл Полюстрово» и «Бригантина». Весной 2011 года генеральный директор СК «Импульс» Андрей Блинков заявил о своем уходе со строительного рынка города, а в июле того же года сложил с себя полномочия гендиректора. На тот момент общая сумма задолженности компании «Импульс составляла около 200 млн рублей. Незавершенные дома СК «Импульс» впоследствии достраивали другие застройщики. Так, например, ЖК «Бригантина» достраивала компания «РосСтройИнвест», а ЖК «Кристалл-Полюстрово» – ССМО «ЛенСпецСМУ». Кстати, в 2016-м бывшего руководителя «Импульса» Андрея Блинкова объявили в розыск, но по делам, не связанным со строительством.

Охта переезжает в Лахту

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что власти города совместно с «Газпромом» (о его переезде в Петербург начали говорить в середине 2000-х) приняли окончательное решение перенести место строительства небоскреба для газпромовских структур.
Идея строительства высотного комплекса на Охте вызывала активные протесты общественности. Высота центра должна была превысить в три раза шпиль Петропавловской крепости. В случае строительства центра облик города был бы изменен и, по мнению противников проекта, испортил бы историческую панораму города, охраняемую ЮНЕСКО. К тому же в ходе исследования участка было обнаружено большое количество археологических памятников. Поэтому компания отказалась от строительства «Охта-центра» и приобрела новый участок в Лахте на берегу Финского залива. «Лахта-центр» должен быть построен к 2018 году, площадь его застройки достигнет 330 тыс. кв. м. Предполагается, что здание станет самым высоким в России и Европе, превзойдя московский небоскреб «Федерация». В 2012 году КГИОП принял решение включить участок на Охтинском мысу в реестр достопримечательных мест Петербурга на основе результатов независимой историко-культурной экспертизы.
В августе 2011-го накануне Дня строителя было открыто движение по подводному тоннелю на участке кольцевой автодороги от Бронки до Кронштадта. Открытие тоннеля, проложенного под землей на глубине 24 м, наконец-то сделало КАД действительно кольцевой дорогой. Кроме того, этот тоннель позволил считать строительство комплекса защитных сооружений, именуемого в народе дамбой, законченным.
Тогда же из столицы пришла неожиданная новость – президент РФ Дмитрий Медведев поддержал идею о назначении губернатора Петербурга Валентины Матвиенко на должность председателя Совета Федерации. Городские чиновники восприняли это как прямое указание на то, что власть в Петербурге в ближайшее время сменится, и были правы. Временно исполняющим обязанности губернатора Петербурга был назначен Георгий Полтавченко, который впоследствии и стал градоначальником. На итоговой пресс-конференции уже экс-губернатор Валентина Матвиенко заявила, что покидает город с чувством исполненного долга и приятными воспоминаниями.

Кстати:

В 2011 году газета «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» признана «Лучшим средством массовой информации, освещающим российский рынок недвижимости», по версии Национального конкурса в сфере недвижимости, строительства и ипотеки CREDO.

рубрика: 15-летие
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.