В процессе совершенствования

Институту негосударственной экспертизы проектной документации в нашей стране совсем недавно исполнилось 5 лет. В рамках заочного круглого стола «Строительного Еженедельника» игроки рынка делятся мыслями о том, насколько уже сформирована отрасль, а также высказывают мнения об ожидаемых новшествах, в том числе о переходе на электронный документооборот с 2018 года, о возможном внедрении системы саморегулирования.


Александр Орт, президент Группы компаний «ННЭ», вице-президент НОЭКС:
– В апреле этого года исполнилось 5 лет с момента появления в России института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Сегодня на весь Северо-Западный федеральный округ негосударственных и государственных экспертиз зарегистрировано чуть более 50. Среди них надежно и профессионально работающих едва ли наберется два десятка. В негосударственной экспертизе наметилась тенденция сокращения появления новых организаций по сравнению с прошлыми годами. Есть уже и компании, ушедшие с рынка. Рынок негосударственной экспертизы стабилизировался, идет спокойная, планомерная работа.
Все новое, передовое можно внедрять тогда, когда подготовлена законодательная база. Сейчас в Правительстве РФ идет обсуждение и подготовка большого количества законопроектов, касающихся негосударственной экспертизы. Одновременно прорабатывается распространение на организации негосударственной экспертизы требования Градостроительного кодекса РФ к саморегулированию, переход негосударственных экспертиз на работу с документацией в электронном виде, BIM, усовершенствование процедуры аттестации экспертов, новый перечень направлений их деятельности, а также необходимость создания единого государственного реестра заключений. Наверное, на данном этапе было бы правильным сначала решить главную задачу – консолидировать организации негосударственных экспертиз, а потом уже профессиональное экспертное сообщество должно само выработать предложения для реализации решений, обозначенных в протоколе вице-премьера РФ Дмитрия Козака от февраля 2017 года. И, конечно же, за основу должны браться те положительные наработки прошедшего периода в таких профессиональных объединениях, как НОЭКС, Ассоциация экспертиз строительных проектов. Чем большее количество экспертиз будет участвовать в процессе законотворческой деятельности, тем более профессионально взвешенными будут документы, тем более внимательно будут нас слушать представители власти.

Роман Парыгин, генеральный директор ОАО «Региональное управление геодезии и кадастра»:
– Профессиональное сообщество встречает изменения положительно, если они направлены на оптимизацию существующих процедур: их упрощение, ускорение и повышение качества. Основное преимущество перехода на электронный документооборот заключается в том, что для процедур подачи и рассмотрения проектной документации упраздняется значительный объем мероприятий, таких как печать, формирование и доставка пакетов документов, что приводит к сокращению срока внесения изменений в документацию. Нововведения позволят реагировать на замечания в режиме онлайн, вносить исправления дистанционно, получать заключения о проведении экспертизы посредством официальных онлайн-сервисов в электронном виде. При этом немаловажно то, что сохранится возможность подачи документов в бумажном виде и получения заключения на бумажном носителе.

Кирилл Белоусов, генеральный директор ООО «Центр ЭСП»:
– Рынок негосударственной экспертизы постоянно находится в динамике. Появляются новые участники рынка, уходят существующие экспертные организации. Причины разнообразные: кризис накладывает свой отпечаток на отрасль, слишком большое количество никак не регулируемых экспертных организаций, демпингующие компании. На сегодняшний день сформирован основополагающих костяк экспертных организаций в Санкт-Петербурге, нас объединяет Координационный совет при Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Принципы и методы работы для организаций едины, поэтому выживет на этом рынке тот, кто будет принципиально и в тоже время творчески подходить к решению проблемных вопросов и соблюдать законодательство.
Полный переход на электронный документооборот – основная задача для всех, так как приводит к снижению издержек организации, экономит рабочее время при подготовке проектной документации и прохождении экспертизы проекта. Уже не первый день Центр ЭСП работает с электронной версией проектной документации, и только на заключительной стадии бумажная версия попадает в экспертизу.
Необходимость создания саморегулирования в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий возникла давно. Государство взяло курс на отказ от избыточного регулирования бизнеса. Передача регулятивных функций профессиональным сообществам – это тренд, реализуемый правительством РФ на протяжении последних полутора десятков лет. Яркий пример эффективности реализации этого направления – саморегулирование в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. Введение саморегулирования в экспертизу проектной документации, на мой взгляд, позволит включить в орбиту самоуправления профессионального сообщества еще один институт, входящий в строительную отрасль России и тем самым сделать еще один важный шаг в формировании общих правил управления отраслью. Думаю, что саморегулирование негосударственной экспертизы, опираясь на опыт регулирования в проектировании и строительстве, будет реализовано эффективно и с минимальными издержками для бизнеса.

Артем Рыжиков, генеральный директор ООО «Центр строительного аудита и сопровождения»:
– На сегодняшний день рынок негосударственной экспертизы Петербурга сформировался. Это с уверенностью можно сказать и о самих игроках рынка, и о правилах игры на нем.
За прошедшее время рынок экспертизы стал более прозрачным. Исчез кадровый дефицит. Качественно новым изменением можно считать то, что сейчас эксперт не просто указывает на существование проблемы в документации, но и предлагает проектировщикам различные варианты ее решения, стремясь найти выход в сложной ситуации. И чем больше решений может предложить эксперт, тем выше его ценность на рынке. Переход негосударственной экспертизы на электронный документооборот считаю важным этапом в развитии рынка. Это требование времени, шаг в будущее и путь к оздоровлению рынка. Наша компания полностью готова к такому переходу, для этого у нас есть все необходимые ресурсы и технические решения.
Кроме того, полагаю, что появление регулирующего органа в нашей отрасли позволит оздоровить рынок, сделать его более контролируемым и прозрачным. Институт СРО предполагает, что экспертная компания должна отвечать целому ряду серьезных требований, которым сейчас многие организации не соответствуют. Благодаря этой мере недобросовестным игрокам выйти на рынок экспертизы и удержаться на нем станет гораздо сложнее. Значит, останутся работать только организации, гарантирующие качество оказываемых услуг, а компании-однодневки исчезнут.

Юрий Добровольский, заместитель руководителя Санкт-Петербург­ского городского филиала Мосгосэкспертизы:
– На наш взгляд, говорить о полном формировании рынка негосударственной экспертизы сегодня не представляется возможным. Несмотря на то что на рынке уже существует большое количество организаций, предоставляющих услуги по проведению негосударственной экспертизы проектной документации, нормативная база регулирования их деятельности в данный момент не полностью сформирована, что существенно затрудняет работу участников рынка – как экспертных, так и добросовестных проектных организаций и заказчиков, а также, не в последнюю очередь, контролирующих органов власти.
Учитывая, что Мосгосэкспертиза проводит государственную экспертизу проектной документации в электронном виде с 2013 года, мы уже можем подтвердить эффективность данного вида взаимодействия между заказчиком и экспертной организацией. Так, на протяжении нескольких лет стабильно растет доля инвесторов, выбирающих экспертизу именно в электронном виде.
Нам представляется, что экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий должна оставаться сугубо государственной функцией, как деятельность по охране общественного порядка, пожарному надзору и т. п., которая в принципе не может быть «делегирована». Контролировать проведение экспертизы должны госорганы, для которых на первом месте стоят не собственные интересы и желание получить финансовую выгоду от своей деятельности, а стремление сделать свою работу максимально качественно, профессионально, ответственно и в интересах государства.

Виталий Реут, генеральный директор ООО «СеверГрад»:
– Рынок негосударственной экспертизы сегодня полностью не сформирован, и неизвестно, когда сформируется, потому что непрекращающиеся изменения законодательства в этой сфере – видимо, величина постоянная. Каких-то явных новаций в текущей работе негосударственной экспертизы отметить не могу.
Переход на электронный документооборот рассматриваю как поспешное и не совсем продуманное решение (вовремя отрапортовали «наверх» о внедрении некоего прогресса). Законодательное решение разрабатывают, видимо, чиновники, далекие от поминания того процесса, который реформируют. Надуманное «регулирование» встречается во многих областях экономики нашей страны. Хотелось бы послушать того законодателя, который считает, что раздел «Конструктивных решений» можно экспортировать только с помощью экрана монитора. Подобная однобокость безответственна. Только практический опыт покажет, насколько готовы к электронному документообороту заказчики-застройщики, проектировщики, экспертные организации и органы госстройнадзора.
Полагаю, что и саморегулирование рынку экспертизы также не нужно. Органы власти настаивают на этом, выражая интересы других госструктур, финансовым рычагом пытающихся отсечь часть экспертных организаций, которые «не потянут». Регулировать рынок нужно, но при этом не превращая его своим «зарегулированием» в свою противоположность – возрастающий при этом монополизм.

рубрика: Надзор и экспертиза
автор: Максим Еланский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.