Подземка для Заневки
Метро в Кудрово построят к 2025 году. Станция станет частью ТПУ и сможет обслуживать до 147 тыс. пассажиров в сутки. При реализации проекта важно в первую очередь учитывать потребности местных жителей, не делая окупаемость основной целью.
В середине августа на совещании по развитию Петербургского метрополитена в Смольном приняли принципиальное решение о продлении оранжевой ветки до планируемого транспортно-пересадочного узла «Кудрово». Проект новой станции и всего ТПУ должен появиться к 2021 году, открытие запланировано на 2025 год.
Первый деревенский хаб
Правительство Ленобласти профинансирует проект планировки и проект межевания территории под вестибюль и сопутствующую инфраструктуру станции. Также в области рассматривают возможность взять на себя инженерное обеспечение участка метрополитена от станции «Улица Дыбенко» до станции «Народная» в Кудрово.
В областном Управлении по транспорту сообщили, что вестибюль станции будет встроенным наземным с двумя входами-выходами: на привокзальную площадь №2 к зонам посадки и высадки пассажирского транспорта общего пользования и на первый уровень торгово-развлекательного комплекса в составе ТПУ. Спуск на станцию будет осуществляться с помощью четырех эскалаторов. В Правительстве Ленобласти, отталкиваясь от показателя пассажиропотока петербургского метро в утренний среднемаксимальный час (11,03 тыс. пассажиров) и исходя из плана развития Заневского поселения, рассчитали, что пассажирооборот станции «Народная» составит 110-147 тыс. пассажиров в сутки. Трафик обеспечат в том числе за счет переноса на автовокзал в Кудрово автобусных маршрутов с автовокзала «Северный» и автовокзала на Обводном канале. ТПУ будет рассчитан на 350-400 отправлений автобусов и 18 тыс. пассажиров в сутки. 15 тыс. из них отправятся в пригородных направлениях.
«Характерными особенностями территории проектирования, определяющими инженерно-строительные условия, являются: расположение территории в однородных инженерно-геологических условиях строительства, относящихся к I категории сложности, и наличие в западной части поселения гидрографической сети малых рек и каналов мелиоративной сети», – прокомментировал начальник Управления по транспорту Правительства Ленобласти Павел Постовалов.
Не забыть про жителей
По мнению эксперта транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Ильи Резникова, станция в Кудрово, скорее всего, будет глубокого заложения и там построят наклонный ход с эскалатором: «Такие выводы можно делать, судя по отсутствию на поверхности специальной техзоны для прокладки под ней тоннелей на небольшой глубине». По его мнению, единственная причина, по которой Петербург решил принять участие в финансировании строительства станции, – необходимость возведения депо для 4-й линии метрополитена. Илья Резников уверен, что ТПУ для жителей Кудрово вторичен: «Им нужна обычная станция метро в их районе, а не автовокзал, который уже необходим, например, жителям Кировска, которые регулярно приезжают в Петербург. И тут вопрос в том, чтобы этот узел изначально проектировался удобным для пассажиров и не превратился, как это часто бывает, в большой рынок или торговый центр. Такая опасность всегда есть, так как власти, экономя бюджет, могут отдать стройку наземного вестибюля метро инвестору, заинтересованному прежде всего в прибыли, а не в комфорте пассажиров».
Мнение:
Мария Аргутина, главный архитектор ООО «Институт «Ленгипрогор»:
– Проект в эскизном виде существует с 80-х годов, основная проблема сейчас – это отсутствие депо для обслуживания поездов, его собирались строить параллельно со станцией. Безусловно, в Кудрово не хватает автодорог, но есть дети, пенсионеры и студенты, для которых метро – самый бюджетный вид транспорта.
Одна из основных проблем района – высокая плотность населения. При этом станция метро – это всегда точка притяжения, значит, однозначно здесь будут необходимы и временные парковки для автомобилей, и общественный транспорт, и торгово-развлекательная функция. Транспорт стремительно развивается во всем мире, проекты устаревают моментально. Возможно, в проекте ТПУ стоит учесть и воздушный транспорт, например, вертолеты. Наиболее передовой пример – это новый аэропорт в Пекине.
Кстати:
Работы по прокладке тоннеля от станции «Улица Дыбенко» в направлении деревни Кудрово начались еще в конце 80-х годов. Спустя несколько лет строительство было приостановлено. О планах открыть станцию метро в Кудрово вновь вспомнили при разработке программы развития транспортной системы Ленобласти и Петербурга на период до 2020 года. Но определенности по срокам не было: дедлайны неоднократно переносились из-за неясности с финансированием этого проекта.
Пока проект был заморожен, в Правительстве Ленобласти стали развивать идею создания транспортно-пересадочного узла «Кудрово», с автовокзалом, коммерческими помещениями и перехватывающей парковкой, оставив место и для потенциальной станции подземки. В 2015 году была разработана предпроектная документация по размещению ТПУ, заказчиком выступила АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».