Заводы на вынос

О выводе промышленных предприятий
из центра говорят очень давно. В середине 80-х годов прошлого века городские власти подготовили программу переноса заводов в пригороды Ленинграда – Горелово, Всеволожск, Пулково. Однако освободиться от промзон в центре города тогдашнему руководству не удалось. И сегодня многие из петербургских заводов занимают обширные земельные
участки, содержать которые обременительно,
а расстаться с ними – жалко.

Промышленники признают, что сложившаяся сегодня ситуация исключительно благоприятна для решения давно назревшей проблемы. Большая часть петербургских заводов, по сути, находится в кризисном состоянии, и для того чтобы выжить, им требуется масштабное перевооружение производства. Новое оборудование позволит поднять производительность труда и, в свою очередь, избавиться от «лишних» производственных площадей. Так, по подсчетам первого заместителя генерального директора завода «Арсенал» Сергея Королева, его предприятие, которое сейчас занимает
43 га в центре города, вполне может обойтись 10 га. Коммерческое использование освободившихся территорий принесло бы ощутимую пользу и городу, и заводу.
В общем, производственники готовы покинуть насиженные места, но требуют принятия государственной программы поддержки промышленности и развития города, в которой был бы определен механизм «переезда», а также обязательства государства, городских властей и предприятий. Как выразился Сергей Королев, «без концепции развития мы никуда не поедем».
Между тем, недостатка в концепциях, программах и подпрограммах нет. Одну из них недавно представил председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ Григорий Томчин. Г-н Томчин признает, что подходить к решению проблемы нужно очень «аккуратно», так как машиностроительная промышленность Петербурга, по существу, определяет уровень машиностроения всей России (деятельность того же ЛМЗ обеспечивает нашей стране присутствие на мировом энергетическом рынке). Поспешный вывод предприятий за пределы городской среды может «загубить» петербургскую промышленность, без которой город жить не в состоянии. В то же время сохранение прежнего положения не позволит городу развиваться.
Что же предлагает депутат? По мнению г-на Томчина, для решения запутанной проблемы достаточно: а) наличия федеральной программы развития Петербурга и его окружения и комиссии при Президенте РФ, и б) наличия у руководства страны политической воли. Далее все просто: «Условно, нужно спросить у директора или собственника завода: что тебе нужно, чтобы ты на переезде завода заработал? На основе «полученных ответов» и создается конкретная программа перевода промпредприятий». (Цит. по брошюре «Санкт-Петербург: столица Европы. Путь в XXI век»).
Григорий Алексеевич просто забыл, что завод – это не только производственные корпуса, это еще развитая инфраструктура: пар и вода, свет и тепло, подъездные пути и средства связи. А создание инфраструктуры, по убеждению петербургских промышленников, – дело государственное.
Когда говорят о петербургской промышленности, обычно вспоминают такие гиганты индустрии как ЛМЗ, Балтийский завод, «Арсенал» или ЛОМО и забывают о бесчисленных банно-прачечных комбинатах, АТП и других мелких предприятиях. Именно они и занимают большую часть «хорошей» земли в центре Петербурга.
Вице-президент по строительству ООО «Группа ЛСР» Евгений Яцышин считает, что строители и риэлтеры в состоянии вывести их в пригороды за свой счет, тем более что спрос на недвижимость позволяет заниматься такими масштабными программами. По его мнению, механизм купли-продажи земли, предсказуемое законодательство, разумные банковские кредиты «раскрутят маховик инвестиций», и в ближайшие пять-шесть лет позволят вывести из центра 78-80% предприятий.

Автор: Михаил Трунков
рубрика: Правила игры
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.