Новое веяние
Рынок малоэтажного загородного жилья в скором времени может испытать приход новых игроков. Отказ от долевого участия может заставить игроков рынка недвижимости Петербурга переориентироваться на менее капиталоемкий сегмент.
В конце октября этого года Президент РФ Владимир Путин заявил о том, что взят курс на отказ строительной отрасли от средств дольщиков. Главным ресурсом для строителей становится проектное финансирование. Однако оно будет доступно далеко не всем игрокам – на банковское финансирование смогут рассчитывать лишь фирмы, имеющие приемлемое обеспечение долговой нагрузки. Остальным компаниям придется искать менее капиталоемкие ниши – коттеджное строительство может как раз стать такой нишей, ведь возведение нескольких коттеджей, очевидно, потребует меньших затрат, чем возведение 25-этажных домов.
Константин Матыцын, коммерческий директор «Гранд-Строй» (ЖК Yolkki Village), говорит: «Вполне можно ожидать, что в ближайшее время мы будем наблюдать расцвет рынка малоэтажного загородного жилья. Земля за городом стоит дешевле, требования к строительству МЖК иные. Однако, остро стоит вопрос инфраструктуры. В пригородах порой ощущается нехватка как социальных, так и торговых объектов. И если это полностью ляжет на плечи застройщика, то пригородное жилье может потерять свою привлекательность».
Впрочем, Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ», имеет иную точку зрения: «Насчет «перетекания» инвесторов в пригороды, мы бы не спешили делать выводы, что порог входа в бизнес способен заставить крупных девелоперов переориентироваться на менее выгодный для них сегмент малоэтажного загородного жилья. Во-первых, это все-таки два очень разных сектора строительства. С разными масштабами, подходами, использованием принципиально разной техники и технологий строительства, подвода коммуникаций и т. д. Во-вторых, спрос на жилую недвижимость в городе хоть и находится в вялотекущем застое, но выглядит, на наш взгляд, несколько перспективнее именно для крупных девелоперов, нежели коттеджное строительство».
Мнение:
Сергей Кравцов, генеральный директор ГК «Элемент-бетон»:
– Качественные загородные жилые комплексы стоят дорого, но в этом случае цены конкурируют с городскими, и покупатель делает выбор в сторону города. Вывод для строительных компаний: нужно работать с системой ценностей, cоздавать идею образа жизни, чтобы люди выбирали осознанно жизнь в пригороде, а не потому, что жилье там дешевле.
Конечно, многое упирается в цену, но уже сейчас понятно, что рынок меняется. Покупатели постепенно осознают, что высотки в 25 этажей, забитые студиями-скворечниками, – градостроительная ошибка, если не сказать жестче – градостроительный обман.
В будущем на первый план выйдут нишевые проекты, в которых будут продавать образ жизни. И сегодня задача девелоперов – создавать этот образ жизни.