Приграничное столкновение

В Ленинградской области кампания по уточнению границ достопримечательных мест наложилась на недавний конфликт Комитета по культуре Ленобалсти с АО «Кампес» – пользователем песчаных карьеров Кировского района.


В августе текущего года добыча песка в нескольких карьерах АО «Кампес» была приостановлена по предписанию областного Комитета по культуре: поисковики нашли на территории карьера останки советских воинов («Строительный Еженедельник» писал об этом ранее – https://asninfo.ru/articles/910-spory-o-kostyakh). Недропользователи подсчитали убытки и решили оспорить предписание о приостановке добычи песка в суде. Новый виток конфликт получил после активизации работы по уточнению границ достопримечательных мест «Невский пятачок – Невская Дубровка, 1941–1943» и «Прорыв блокады Ленинграда, 1941–1944».
Новые границы в Комитете по культуре рассчитывали утвердить еще до конца ноября текущего года, но ажиотаж вокруг темы заставил изменить планы и провести общественные слушания проекта. Для дискуссии пригласили поисковиков, блокадников, историков, музейщиков и недропользователей.
Историки, археологи и поисковики не против сделать заповедной всю территорию Кировского района, аргументируя это тем, что бои шли везде. Представители АО «Кампес» предлагают взглянуть на проблему шире: карьер давал работу трем сотням местных жителей, после предписания о приостановке добычи почти половину из них пришлось уволить.

Экономика или память?

Активность поисковиков подрывает экономическое благополучие местных жителей, считает генеральный директор АО «Кампес» Герман Макаров. Факты об обнаружении останков воинов на участке, где ведется отработка карьера, он называет единичными: «Перед тем как отрабатывать участки, мы обязательно снимаем слой за слоем и отслеживаем, чтобы там не было могил. Если такое случается – мы останавливаемся, – прокомментировал он. – Мы ежегодно в Путилово, Малуксе, Мге участвуем в благоустройстве братских захоронений. Говорить о том, что мы танцуем на костях – неправильно. Для нас память воинов тоже очень важна. Ажиотаж, созданный поисковиками, возможно, имеет цель поддержать установление этой охранной зоны. Но сама зона и установка границ не решит всех проблем».
Председателя Общественной палаты Ленинградской области Юрия Трусова выступление бизнесмена не убедило. «Ваша работа нарушает покой усопших. Если вашим сотрудникам объяснить, за что они получают деньги, они, возможно, сами откажутся от работы», – заявил он.

Границы закона

Ведущий архитектор ООО «Добрый город» (компании-проектировщика новых границ достопримечательных мест) Ольга Овчинникова отмечает, что четкого определения для достопримечательного места в законодательстве нет. «Только в апреле текущего года Минкульт РФ выпустил рекомендации по оценке требований к территории достопримечательного места. С одной стороны, ее нужно просто обозначить, с другой, на уровне проекта зон охраны, строго прописывать режимы для каждой точки этой территории», – говорит архитектор.
Действующие границы «Невского пятачка» и «Прорыва» были разработаны в 2014 году, работы выполнял Московский центр экспертиз. По словам г-жи Овчинниковой, границы были приблизительными. «Добрый город» в ходе своей работы использовал актуальную под­основу, изучил множество документов, в том числе предоставленных музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда», и связал территорию и ее границы с данными Росреестра.
Весомых противоречий между действующими документами территориального планирования Кировского района и новыми границами архитекторы не обнаружили. Но отметили, что проект границ и положение о них будут дополнением к утвержденным материалам территориального планирования. При дальнейшем градостроительном развитии данной территории это положение придется учитывать.
Ольга Овчинникова также придерживается мнения, что мемориальной следует считать всю территорию Кировского района: «То, что вошло в границы, например, территории СНТ, тоже достопримечательное место. Внутри проекта мы не даем рекомендаций и пожеланий, это проект локальной системы. Но нужно решать проблему как можно скорее. Пока граница не утверждена, на территории может происходить все, что не запрещено законом, – вырубка леса, строительство и тому подобное». «Это вопрос совести, а не законов. Если у подрядчиков нет совести, они будут искать лазейки в законе, покупать обследования территории, чтобы продолжать копать», – прокомментировал Юрий Трусов.
Старший научный сотрудник музея «Прорыв блокады Ленинграда» Павел Апель считает, что территория поля битвы должна защищаться комплексно, а проблема всех памятников в том, что их границы не утверждены. «Мы создаем самое большое в стране достопримечательное место, основанное на военно-мемориальном ландшафте, регионального значения. Это большой праздник. Но он омрачен предшествующими событиями, когда лицензии на добычу песка и разработку недр раздавались и продавались всем», – говорит г-н Апель.
Решение проблемы представитель музея видит в компромиссе с бизнесом – через предоставление альтернативных территорий тем, кто официально арендовал карьеры.
В ходе заседания Общественной палаты подавляющее большинство участников дискуссии выступило за строгую охрану достопримечательного места, с четким регламентом разрешенных на нем действий. Все замечания будут собраны и учтены при финальной корректировке проектной документации по уточнению границ.

Мнение:

Александр Карлов, заместитель председателя областного Комитета по культуре, глава департамента по охране памятников:

– Это заседание важно для нас: мы получили вопросы от специалистов, которые этим «болеют». Все замечания соберем через Общественную палату, будем их отрабатывать вместе с «Добрым городом». Утвердить границы мы планируем до конца текущего года.

рубрика: Проблема
автор: Анастасия Лаптенок
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.