По старым стандартам
Действующая в России нормативная база в дорожном строительстве не соответствует современным технологиям и материалам. Такие выводы сделали участники второй Всероссийской конференции «Проектирование транспортной инфраструктуры», прошедшей в конце ноября текущего года в Петербурге.
Открывая пленарное заседание, президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров подчеркнул, что в настоящее время государство уже осознало необходимость развития дорожной отрасли. В России действует федеральный проект «Безопасные и качественные дороги», на который регионам выделяются существенные деньги. Тем не менее, по словам эксперта, проблем остается еще достаточно. Многие региональные и муниципальные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии и вряд ли все они в ближайшее время будут отремонтированы.
Тем не менее, по словам игроков рынка, в настоящее время появилось множество материалов, позволяющих качественно строить и ремонтировать дороги. Правда, некоторые из них, как ни странно, не соответствуют действующей в стране нормативной базе в сфере дорожного строительства.
Как отметил заместитель директора СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства» Сергей Румянцев, отраслевые нормативы уже давно требуют пересмотра. В частности, в настоящее время дорожным строителям приходится опираться на стандарты требований к асфальтобетону, установленные еще в 1960 году и модифицированные в 2009-м. Они не отражают текущую эксплуатационность дорог, не предполагают задействование новых материалов. Тем не менее, в целях повышения эффективности проектирования и строительства, в Петербурге создан регламент, включающий требования к составам и свойствам всех видов горячих асфальтобетонных смесей.
«Сегодня перед дорожной отраслью стоит глобальная задача – увеличение межремонтного срока службы дорожного покрытия до 12 лет. Для достижения поставленной цели в условиях неуклонно возрастающего уровня автомобильных перевозок требуется поиск инновационных подходов к проектированию, выбору материалов для строительства объектов транспортной инфраструктуры. Но без изменения действующих стандартов это будет сложно сделать», – подчеркнул Сергей Румянцев.
Позицию коллеги поддержал и член правления ГК «Автодор» Игорь Зубарев. Он отметил, что действующие российские нормативы на проектирование автомобильных дорог совсем не отвечают требованиям времени. «В качестве сравнения: на трассе М4 «Москва – Дон» нами были построены два эталонных участка, один по немецким стандартам с гарантией в 30 лет, второй – по российским, с гарантией в 18 лет, причем с использованием современных материалов. В результате наблюдений мы уже сегодня видим, что немецкий участок дороги находится в более удовлетворительном состоянии, чем российский. На нем сложнее и дороже конструкция, но она работает эффективнее», – добавил представитель «Автодора».
На конференции также прозвучали мнения о необходимости более активного внедрения в проектирование дорожного строительства BIM-технологий. По словам специалистов, в настоящее время в отрасли они мало задействованы. Мешает их внедрению опять же отсутствие необходимых стандартов.
Кстати:
В конце ноября текущего года в России была создана Ассоциация бетонных дорог. Она объединит ключевых игроков отрасли: производителей строительных материалов, представителей строительного бизнеса и проектных институтов и станет драйвером развития нормативной базы для применения цементобетонной технологии в проектах по созданию дорожной инфраструктуры.