Обойти опасность под землей

В ситуации, когда автомобилизация граждан и напряженность транспортного трафика неуклонно повышаются, а с ними растет и опасность для пешеходов, наиболее надежным способом ее избежать, по оценке экспертов, становится создание подземных переходов.


Автомобилизация жителей Санкт-Петербурга растет нешуточными темпами. Но, помимо повышения комфорта для граждан, этот тренд означает еще и колоссальный рост нагрузки на дорожно-транспортную сеть, а вместе с этим – увеличение опасности для пешеходов. Проблема усугубляется человеческим фактором. Современный горожанин старается везде успеть и бежит, не глядя по сторонам; гаджеты не позволяют увидеть происходящее вокруг, а музыка в наушниках – услышать; дети просто не задумываются об опасности. В итоге людей не останавливают ни красный сигнал светофора, ни звуковая сигнализация приближающегося поезда, ни другие способы оповещения.
Традиционный способ решения проблемы путем создания наземных пешеходных переходов в такой ситуации помогает слабо. То есть для тихих улочек, с небольшим автотрафиком, хорошей видимостью дорожной ситуации для водителя, он вполне пригоден. Но для крупных магистралей, связывающих районы новой массовой застройки с другими частями города, и для иных оживленных трасс обычные переходы уже недостаточно эффективны.
Из самых известных и печальных примеров сложившейся ситуации можно назвать пешеходный переход через железную дорогу в створе Туристской улицы, получивший в СМИ название «смертельного». По итогам 2017 года, в среднем несчастные случаи (и нередко – со смертельным исходом) происходили на нем ежемесячно. Но это только самый известный пример, подобных опасных мест в городе немало.
Есть у наземных переходов и другой минус, не связанный с опасностью для граждан, но создающий другую проблему. В условиях общей перегруженности улично-дорожной сети организация переходов, в том числе и со светофорным регулированием, приводит к серьезным затруднениям для движения транспорта, растет число пробок. А это – и нерациональное расходование топлива, и временные затраты, и дополнительная нагрузка на экологию, и снова человеческий фактор – простоявший в пробке водитель пытается наверстать упущенное, увеличивая скорость, что не всегда безопасно.
Избежать этого позволяет строительство надземных пешеходных переходов. Но свои минусы есть и у них. Проблемы создают неблагоприятные погодные условия: сильный ветер, гололед. Кроме того, большая высота сооружений (а делать их невысокими невозможно, из-за необходимости обеспечить проезд крупногабаритного автотранспорта) приводит к серьезным неудобствам для маломобильных граждан. Свою роль играет и такой немаловажный для Петербурга фактор, как негативное влияние на архитектурное окружение.
Следовательно, остается один вариант – подземные переходы. Именно они позволяют избежать всех перечисленных проблем. «Если сравнивать подземный переход с наземными и надземными, то главное его преимущество – это безопасность. Кроме того, пропадает необходимость в светофорах, а значит, скорость движения транспорта увеличивается», – отмечает заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «Метрострой» Алексей Старков.
Главный минус таких сооружений – относительно высокая стоимость работ. Кроме того, возникает необходимость перекладки коммуникаций, попадающих в контур котлована, а также приостановки движения транспорта на время строительства тоннеля.
Специалисты «Метростроя», проанализировав ситуацию, задумались о создании более рационального способа сооружения пешеходных переходов – путем использования проходческой техники, аналогичной той, которая применяется при строительстве метро, но меньшего диаметра.
«Использование проходческого комплекса позволяет строить переходы практически везде. За счет того, что технология щитовой проходки задействует минимум земной поверхности, можно исключить такие затратные по времени и финансам операции, как вынос инженерных сетей или закрытие движения действующих автомобильных или железнодорожных трасс. Кроме того, сроки строительства минимизированы по сравнению со строительством объектов открытым способом», – рассказывает Алексей Старков.

Кстати:

Если в 2000 году на 1 тыс. жителей города, по данным аналитического агентства «Автостат», приходилось в среднем 183 машины, то в 2010-м – уже 287, а в 2017-м их стало больше 320. И это не учитывая автомобили ежедневно приезжающих в Петербург на работу жителей пригородных районов Ленобласти (не говоря уже об общественном и грузовом транспорте).

рубрика: Безопасность
автор: Лев Касов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.