Вопрос номера
По мнению председателя Жилищного комитета Петербурга Валерия Шияна, средняя петербургская семья за семь лет сможет легко накопить денег, чтобы купить трехкомнатную квартиру. Считаете ли Вы утопичным заявление г-на Шияна? Или в этом мире нет ничего невозможного?
Елена Телицына, руководитель отдела продаж компании «Элемент-Бетон»:
– Семь лет – это довольно большой период времени, он равносилен сроку, на который берут ипотеку. Накопление таким образом лишает возможности семью жить «полной жизнью»: делать дорогие покупки, путешествовать. Жить в такой жесткой экономии не просто, ведь у семей есть расходы на детей, которые довольно существенны. Как правило, люди делают накопления «на черный день», но это не те суммы, которые позволят им купить трехкомнатную квартиру. На практике большинство квартир, которые покупают за наличные деньги – это квартиры-студии, стоимостью в 1,5 млн рублей. Из этого следует вывод, что люди, накопив сумму в 1 млн рублей, склонны вложить эти деньги в недвижимость, а не продолжать накопления. Ипотека – это хорошее решение, так как всегда есть возможность досрочного погашения суммы кредита, кроме того, платежи зафиксированы и не зависят от «скачков» на рынке.
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:
– Далеко не каждый петербуржец зарабатывает 60 тыс. рублей в месяц. Кроме того, семье с ребенком прожить месяц на 60 тыс. рублей, чтобы еще столько же откладывать на квартиру, достаточно непросто. Несколько месяцев или даже год еще можно потерпеть, но очень сложно жить семь лет, отказывая себе практически во всем. Но даже не это главное. Квартиры имеют тенденцию к удорожанию. И никто не сможет гарантировать, что, потратив семь лет на накопления, семья сможет приобрести желаемую квартиру: ее стоимость может просто вырасти.
Катерина Соболева, управляющий директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Group:
– Предложенная модель накоплений выглядит оптимистичной, но абсолютно нереальной. Средний показатель заработной платы схож со «средней температурой по больнице»: скромные доходы горожан компенсируются несопоставимо более высокими доходами предпринимателей и государственного аппарата. Необычным выглядит и сам формат семьи из трех работающих взрослых человек. Создание таких семей в нашей стране законодательно запрещено и напоминает так называемую «шведскую» модель. Если серьезно, практически невозможно найти взрослую семью без родственников на иждивении. Помимо этого, банки не случайно закладывают срок выплаты ипотечного кредита в 15-20 лет – реальный и комфортный для заемщиков. По нашим данным, за последние 25 лет стоимость жилья в Петербурге выросла в 150 раз. В том случае, если семья из двух взрослых людей, свободных от обязательств перед пожилыми и малолетними родственниками, получает совместный доход в 80 тыс. рублей и тратит около 66,8% на жизнь, при этом отказывая себе в отпусках, не попадая в форс-мажорные ситуации, связанные со здравоохранением, крупными покупками, ремонтом, есть возможность откладывать около 26,5 тыс. рублей в месяц. 5 млн рублей они смогут накопить через пятнадцать с половиной лет, но к тому времени стоимость жилья существенно возрастет.
Дмитрий Щегельский, президент НП «Санкт-Петербургская Палата недвижимости»:
– Конечно, в нашем мире нет ничего невозможного. Вероятнее всего, глава Жилищного комитета сделал такие выводы на основе данных Петростата, но они в большей степени теоретические. На практике же за такой срок купить «трешку» семье в нашем городе маловероятно, если не рассматривать какие-то совсем странные локации и очень плохого качества жилье.