«Морской вокзал» пошел ко дну
Бывший арендатор здания и причалов Морского вокзала подал иск о собственном банкротстве. Предполагается, что на его место придет муниципальный оператор.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти несколько дней назад оставил без движения иск о собственном банкротстве от АО «Морской вокзал». Заявление было подано в конце апреля текущего года без приложения документа об уплате госпошлины. Арбитраж предложил компании до 20 июня устранить все замечания по подаче иска. В случае начала банкротного производства у здания Морского вокзала на Васильевском острове будет другой оператор.
Причальный комплекс «Морской вокзал» был открыт в Ленинграде в 1982 году специально для приема круизных и паромных грузопассажирских судов. С реорганизацией Балтийского морского пароходства после распада СССР он перешел в собственность города. В 1998 году Смольный передал имущественный комплекс «Морской вокзал» в долгосрочную аренду на 49 лет одноименной коммерческой компании. Кроме самого восьмиэтажного здания общей площадью более 26,8 тыс. кв. м организация получила три причала, пирс и берегоукрепление.
В феврале этого года по иску Комитета имущественных отношений Петербурга договор с «Морским вокзалом» был расторгнут. Причина – долг по аренде в размере 18 млн рублей, образовавшийся в период с ноября 2016-го по февраль 2017 года. «Морской вокзал» в своем отзыве отмечал, что не использует часть имущества и у Смольного неверный расчет размера арендной платы. Доводы ответчика судом не были поддержаны. Он лишился имущественного комплекса.
Как отмечают в КИО, к «Морскому вокзалу» имеются еще долговые претензии по аренде почти на 70 млн рублей – в том числе в открытом судебном производстве. Один из исков будет рассмотрен 16 мая. Руководство «Морского вокзала» свое предстоящее банкротство не комментирует. Известно, что в настоящее время компания близка к структурам «Ростеха».
Стоит добавить, что Смольный достаточно длительное время конфликтует с арендатором имущественного комплекса. Осенью 2011 года губернатор города Георгий Полтавченко аннулировал разрешение на строительство второй очереди вокзала из-за того, что реконструкция его основного корпуса затянулась. Из-за судебных претензий города и компании чуть не сорвалась швартовка у Морского вокзала парома «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL (ранее St. Peter Line).
Глава Комитета по туризму Петербурга Андрей Мушкарев, пришедший на свой пост в Смольный из паромного бизнеса, несколько месяцев назад уже озвучил инициативу городских властей о передаче Морского вокзала в управление «Морскому фасаду». Причалы муниципальной организации находятся севернее Морского вокзала. «Морской фасад» принимает не паромы, а круизные судна. «Петербургу для дальнейшего развития круизного судоходства нужны причалы Морского вокзала, поскольку мощности пассажирского порта «Морского фасада» уже почти исчерпаны», – подчеркивал он.
По словам юриста по хозяйственным спорам компании «Арбитр Северо-Запада» Ольги Латыповой, выселение крупного арендатора из муниципальных объектов недвижимости, как правило, занимает достаточно долгое время. «В случае с территориями Морского вокзала процесс перевода отдельных имущественных активов может быть осложнен нормами морского права. Также суд может потребовать дополнительную экспертизу расчета арендной ставки. Тем не менее, собственное банкротство АО «Морской вокзал» свидетельствует о том, что компания готова уйти с рынка», – делает выводы эксперт.
Кстати:
Власти Петербурга и Калининграда намерены создать собственную судоходную компанию на Балтике. Для работы на линии предполагается приобрести паромное пассажирское судно, которое будет курсировать между двумя городами. Предполагается, что проект начнет реализовываться уже в 2019 году.