Ввод лифта в эксплуатацию. Специфика

Об особенностях порядка ввода в эксплуатацию такого специфического оборудования, как лифты, «Строительному Еженедельнику» рассказал генеральный директор инженерного центра «Ликон» Виталий Постников.


– Виталий Иванович, расскажите, пожалуйста, о специфике ввода в эксплуатацию лифтов или, как это формулируется в технической документации, «вертикального транспорта».
– Вертикальный транспорт – это не только лифты. Можно выделить три вида такого оборудования. Первое – собственно, лифты. Это наиболее распространенный вид вертикального транспорта. По примерным оценкам, лифтами в Санкт-Петербурге ежедневно пользуются около 3,5 млн человек. Второе – это эскалаторы: тоннельные (в метрополитене) и поэтажные (в торговых и развлекательных центрах; в последнее время получают все большее распространение, поскольку, по статистике, их появление примерно на 15% увеличивает посещаемость объектов). Ими в городе ежедневно пользуется порядка 1,5 млн человек. Третье – подъемные платформы для инвалидов. Они также получили в последнее время достаточно широкое распространение в связи с введением нормативов по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
Все эти виды вертикального транспорта вводятся в эксплуатацию путем регистрации в Ростехнадзоре, который ведет соответствующие реестры по каждому виду техники. Не подлежат такой регистрации соответствующее оборудование, устанавливаемое на морских и воздушных судах, клети в шахтах горной промышленности и малые грузовые лифты, не предназначенные для перемещения людей. По ним существуют отдельные правила. А в Ростехнадзоре регистрируется то оборудование, с которым мы сталкиваемся каждый день, в быту. Далее для краткости буду говорить о лифтах, но надо понимать, что эти правила касаются всех видов вертикального транспорта.

– Что нужно для регистрации лифта?
– Первое, на что нужно обратить внимание, это тип объекта, в рамках которого вводится лифт. Если речь идет о новом строительстве, то для постановки лифта на учет застройщику достаточно направить в Ростехнадзор соответствующее уведомление по установленной форме. Это необходимо сделать в течение 10 дней после пуска в эксплуатацию. Со своей стороны, Ростехнадзор в течение 5 дней после получения уведомления должен направить ответ о поставке на учет в государственном реестре с присвоением лифту соответствующего номера. Отказ в регистрации возможен только в случае неполного пакета документов либо же их несоответствия нормативным требованиям.
В то же время надо понимать, что, если застройщик как-то дезинформировал надзорное ведомство и представленный пакет документов не соответствует той технике, которая в реальности смонтирована на объекте, он несет за это полную ответственность. Надзорное ведомство в рамках функции контроля проводит регулярные проверки эксплуатируемого оборудования, и выявление таких нарушений чревато самыми неприятными послед­ствиями.
Если же лифт устанавливается в рамках работ по капитальному ремонту (замена или модернизация оборудования), необходим тот же пакет документов, но постановка на учет производится только после приемки оборудования специалистом Ростехнадзора. Он проверяет соответствие оборудования всем требованиям, которые предъявляются к такой технике. И уже только после этого подписывается специальный акт ввода в эксплуатацию, без которого пользоваться лифтом нельзя.
В сущности, требования к оборудованию одни и те же, но во втором случае их исполнение дополнительно проверяется сотрудником Ростехнадзора. Добавлю, что эти правила не меняются в зависимости от назначения объекта – жилая функция, производственное, офисное или торговое помещение. Исключение составляют тоннельные эскалаторы, которые входят в комплекс особо сложных и опасных сооружений метрополитена, и их ввод осуществляется по особой схеме.

– Что именно входит в число документов, необходимых для пуска лифта в эксплуатацию и постановки его на учет в Ростехнадзоре?
– Это довольно объемный пакет, но это в основном, так сказать, «естественные» документы, подтверждающие качество и надежность техники. Это паспорт технического устройства, который предоставляется заводом-производителем оборудования. К нему прилагается инструкция по эксплуатации и обслуживанию. Также нужны сертификаты соответствия на лифт в целом и на отдельные узлы машины, обеспечивающие безопасность ее работы (ловители, пружина, ограничители скорости). Обязательно должны быть реквизиты декларации о соответствии оборудования техническим регламентам Таможенного союза (это в настоящее время основной регулирующий документ в данной сфере) и свидетельство о регистрации декларации в соответствующем реестре. Кроме того, необходим документ о наличии обязательного страхования ответственности перед третьими лицами.
Далее – акт полного технического освидетельствования. Это достаточно объемный документ, который оформляется специалистами испытательных лабораторий в составе инженерных центров. Они выезжают на объект по заявке монтажной организации, которая установила лифт, и на месте проводят комплексную оценку соответствия оборудования требованиям технического регламента и специального ГОСТа в этой сфере. В акте подтверждается факт соответствия, а к нему прилагается протокол технического освидетельствования. В нем содержится около 300 пунктов результатов испытаний, проверок и измерений – начиная от работы пульта управления и заканчивая показателями освещенности и влажности. И каждый параметр находит отражение в протоколе.
Специалист инженерного центра проверяет также проект объекта. Кстати, здесь уместно упомянуть и еще об одном отличии новых объектов от реконструируемых. Если речь идет о новом строительстве, информация о подъемно-транспортном оборудовании входит подразделом в состав общего проекта. Но если осуществляется замена или модернизация оборудования при реконструкции здания, то должен быть отдельный проект, касающийся лифта. Более того, перед подготовкой этого документа специалист должен произвести осмотр имеющейся шахты на предмет ее пригодности для осуществления запланированных работ.
Но вернемся к пакету документов, необходимому для постановки лифта на учет в Ростехнадзоре. В него также должны войти документы об организации обслуживания и эксплуатации лифта. Иногда монтажники самостоятельно выполняют эти работы, но чаще – привлекается специализированная организация. Применительно к жилью – эксплуатацию обязательно должна осуществлять специализированная компания. Соответственно, в пакет документов должен входить договор с этой организацией на техническое обслуживание лифта, а также на аварийное обслуживание.
В этой компании должен быть определен конкретный человек, отвечающий за организацию технического ремонта и обслуживания. Со стороны владельца также должно быть назначено лицо, ответственное за эксплуатацию техники. Оба они, в соответствии с новым законом, обязательно должны пройти профессиональную аттестацию. Вообще, аттестованы по новым правилам должны быть работники эксплуатирующей организации по всем направлениям. В утвержденных профессиональных стандартах указывается, что именно каждый специалист должен знать и уметь делать. Выдачей соответствующих заключений работникам занимаются в настоящее время получившие официальную аккредитацию Центры оценки квалификации (на Северо-Западе их всего два).
Целиком перечень документов, которые необходимо представить в Ростехнадзор для постановки техники на учет, приведен в утвержденных в прошлом году Постановлением Правительства РФ № 743 Правилах безопасного использования и содержания лифтов, платформ подъемных, пассажирских конвейеров и эскалаторов за исключением эскалаторов метро­политена.

Кстати:

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день насчитывается порядка 43 тыс. лифтов, и примерно четверть из них, по нормативам, уже выработала свой ресурс. Между тем, Технический регламент Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России требует демонтажа всех лифтов старше 25 лет. Таким образом, в соответствии с этим документом, к 2020 году в городе должны быть заменены 12-13 тыс. лифтов.

рубрика: Оборудование
автор: Михаил Добрецов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.