Стройки века

За свою 90-летнюю историю Ленобласть успела стать плацдармом для многих явлений федерального масштаба. Здесь возводились важные для страны инфраструктурные и промышленные объекты, апробировались новые градостроительные практики, появлялись первые инновационные производства и торговые точки международных компаний.


«Строительный Еженедельник» вспоминает наиболее значимые объекты, построенные в Ленинградской области за время ее существования в современных границах и сыгравшие такую важную роль в социально-экономическом развитии региона и формировании его инвестиционного имиджа.

Драйверы урбанизации

«Все градостроительство в Ленобласти начиналось с размещения производств», – говорит главный архитектор Ленобласти и председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Евгений Домрачев. Его мысль развивает заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Ленобласти Владимир Дёмин: «Промышленное развитие области связано с советским периодом, а все основные жилые районы городов были созданы либо в период индустриализации, либо после войны». Так, градообразующими предприятиями региона стали Волховская и Кировская ГЭС, Киришский нефтеперегонный завод.
Город Кириши – один из самых молодых в Ленобласти, выросший из рабочего поселка, образовавшегося вокруг одноименной железнодорожной станции. В 1961 году он стал площадкой для строительства нефтеперерабатывающего завода. Уже через два года объект получил статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки, а в 1965 Кириши официально стал городом. Киришский НПЗ построили за рекордные для того времени 5 лет.
Завод успешно пережил перестройку, сменив название на «Киришинефтеоргсинтез» (ООО «КИНЕФ») и влившись в состав холдинга ОАО «Сургутнефтегаз». Сегодня предприятие сохраняет статус главного драйвера развития города, обеспечивая местных жителей работой (на производстве заняты 6,5 тыс. человек) и пополняя бюджет региона объемными налоговыми отчислениями.
«Кириши – образец советского градостроительства, он считался флагманом, молодой город, выросший в чистом поле в гиганта нефтегазовой индустрии, – комментирует Евгений Домрачев. – Я считаю, что это красивейший город – современный, с широкими проспектами, бассейном, домом культуры, большой гостиницей».
Форпост атомной энергетики и науки в Ленобласти – город Сосновый Бор. На карте населенный пункт появился в 1958 году как рабочий поселок. В 1960-е здесь запустили сразу три масштабных стройки: филиал Института атомной энергии им. И. В. Курчатова (сегодня – НИТИ им. А. П. Александрова), филиал Государственного оптического института им. С. И. Вавилова (сегодня известный как ОАО «НИИ ОЭП») и Атомную электростанцию (ЛАЭС). Статус города Сосновый Бор получил в 1973 году, за несколько месяцев до того, как был запущен первый энергоблок Ленинградской АЭС. С запуском четвертого энергоблока, в 1981-м, станция вышла на мощность 4 млн кВт и стала самой крупной на тот момент атомной станцией в мире.
Сегодня ЛАЭС входит в состав предприятий госкорпорации «Росатом», закрывает больше половины энергопотребностей Петербурга и Ленобласти и занимает 28% в энергетическом балансе СЗФО. Структуры «Росатома» в Сосновом Бору – ключевые инвесторы и налогоплательщики не только для города, но и для региона.
Летом 2016-го «Росатом» и Правительство Ленобласти подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого корпорация строит в Сосновом Бору Дворец волейбола на 2,5 тыс. зрителей, финансирует строительство дороги от Соснового Бора до трассы А120, реконструирует художественный музей и музыкальную школу.

Советское наследие

В советское время Ленобласть активно создавала строительную производственную базу: один за другим возникли Войсковицкий завод ЖБИ, Выборгский ДСК, Тихвинский ДСК, Доможировский комбинат, Никольский кирпичный завод и др.
В Гатчине в 1970-е годы образовалась целая отраслевая промзона. Ее якорными резидентами стали Гатчинский ДСК и Гатчинский ССК – крупнейшие строительные комбинаты Северо-Запада. Производительность первого доходила до 330 тыс. кв. м в год, он уступал в мощности лишь Ленинградскому ДСК. «Застройка в те времена была комплексной, к жилью обязательно прилагались социальные и культурные объекты. Гатчинский ССК был спроектирован и построен специально для строительства общественных зданий – торговых центров, детских садов, школ», – отмечает Владимир Дёмин. В 2000-м году ССК вошел в состав ПО «Ленстройматериалы» и переориентировался на жилищное строительство. Гатчинский ДСК стал частью «Группы ЛСР».

Век высоких скоростей

В XXI веке подход к строительству и развитию городов изменился. Старые стандарты ушли в прошлое: рабочих больше не нужно было селить в шаговой доступности от производства. Функцию драйверов роста стали выполнять объекты транспортной инфраструктуры. Самые яркие примеры – станция метро «Девяткино» в деревне Мурино и Кольцевая автомобильная дорога (КАД). Благодаря им в географии Ленобласти появились территории, неофициально именуемые «закадьем», а на языке чиновников – зоной интенсивной урбанизации.
«Девяткино» – первая и пока единственная станция Петербургского метрополитена, расположенная в Ленобласти. При запуске в 1978 году она получила название «Комсомольская» и целых четыре года, до открытия метрополитена в Хельсинки, имела статус самой северной станции метро в мире. В «Девяткино», по названию расположенной рядом железнодорожной платформы, станция была переименована в 1992 году.
Из «Девяткино» мог бы получиться идеальный транспортно-пересадочный узел, уверен Евгений Домрачев: «Станция метро рентабельна при пропускной способности от 100 тыс. человек в сутки. «Девяткино» – это зеркальное отражение Купчинского ТПУ, где сливаются метрополитен, железная дорога и остановка наземного городского транспорта».
Сегодня «Девяткино», по приблизительным подсчетам, принимает ежедневно до 70 тыс. пассажиров. Правительство Лен­области планирует ее реконструкцию. Согласно проекту, помимо железнодорожной станции и метро, ТПУ будет включать международный автовокзал и перехватывающую парковку к существующей улично-дорожной сети. Полноценную инфраструктуру для ТПУ планируют построить со стороны Западного Мурино.
Строительство КАД – амбициозный проект, его назначение – связать все основные дорожные магистрали, расходящиеся из центра Петербурга в направлении Хельсинки, Мурманска, Москвы, Киева и Таллинна. Общая протяженность трассы (включая участок, проходящий по дамбе) – 142,5 км. Впервые о необходимости Кольцевой для города заговорили в 1966 году, работать над проектом доверили институту «Стройпроект». Строительство началось только в 1998 году. Вторая очередь – была сдана в октябре 2007 года. Притягивать инвесторов и девелоперов зона «прикадья» начала еще за год до завершения работ: территории представлялись подходящими для выгодных вложений в строительство как жилой, так и коммерческой недвижимости.
Период строительства КАД совпал с приходом в Ленобласть иностранных инвесторов. В 2002 году под Всеволожском запускает производство по сборке автомобилей Ford Motor Company, в 2003 году в Кудрово начинают строить первый на Северо-Западе России магазин ИКЕА, в 2005 – открывается российский филиал финского шинного производства Nokian Tyres. Эти объекты в совокупности дают сотни рабочих мест для жителей региона, а Ленобласть зарабатывает очки как субъект, дружелюбный к крупному инвестору.

Уроки комплексного освоения

Бум строительства доступного жилья в «закадье» начинается с середины 2000-х. В числе пионеров комплексного освоения Кудрово – компания депутата Госдумы РФ Сергея Петрова «СВП-Инвест»: в начале нулевых инвестор выкупил и перевел в земли поселений более 200 га во Всеволожском районе.
Начало высотного строительства у КАД – это, безусловно, значимый период в истории градостроительства Ленобласти, пока его сложно оценивать однозначно, считает президент ЛенОблСоюзСтроя Георгий Богачёв: «С одной стороны, многоэтажная высокоплотная застройка – это не самая комфортная среда обитания, с другой – она решила жилищные проблемы многих людей и подтолкнула всех – и власть, и застройщиков – к пониманию того, что в градостроительной политике и в проектной документации пора что-то корректировать для того, чтобы создавать более комфортные жилые комплексы с меньшей плотностью застройки».
Законодательные акты были скорректированы, возведение социальных объектов стало обязательным условием для комплексной застройки. Яркий пример реализации новой градостроительной политики:  открытый в сентябре 2016 года образовательный центр в Кудрово – крупнейшая в Северо-Западном регионе школа на 1600 учеников, построенная совместными усилиями двух компаний, «Отделстрой» и «Строительный трест».

Выход на международную арену

Один из масштабных постсоветских проектов – морской торговый порт Усть-Луга, расположенный в Лужской губе Финского залива. Сегодня это второй по грузообороту порт в России и новое «окно в Европу». Его сравнивают с портом Роттердам и демонстрируют официальным делегациям из Евросоюза как предмет гордости.
Идея строительства порта в Усть-Луге возникла еще в 30-е годы ХХ века. В порт планировалось перенести базу Балтийского флота, но Великая отечественная война помешала этим планам. К развитию Усть-Луги, уже с торговыми целями, вернулись в 1990-е годы. Здесь планировалось создать мощные, высокопроизводительные комплексы для перевалки угля и минеральных удобрений на суда грузоподъемностью свыше 30 тыс. т. Первые грузы порт начал принимать в 2003 году. Сегодня в МТП «Усть-Луга» работает около десятка терминалов – лесной, угольный, рыбный, автомобильно-железнодорожный и ряд других. Собственный терминал имеет «НОВАТЭК», строит терминал по перевалке удобрений агрохимический холдинг «Еврохим». Интерес к порту, в рамках реализации проекта «Балтийский СПГ» проявляла компания «Газпром». В Усть-Луге могут оборудовать точку входа нового трансбалтийского газопровода «Северный поток – 2».
Общий грузооборот порта по итогам первого полугодия 2017 года составил 50,9 млн т. Согласно Стратегии развития портовой инфраструктуры России до 2030 года, к 2020 году грузооборот Усть-Луги должен достичь 180 млн т в год.
Рядом с портом строится индустриальный парк, площадью 1,6 га, основными резидентами которого должны стать предприятия по глубокой переработке углеводородов. В сентябре текущего года откроется движение по новой подъездной дороге к порту, соединенной с федеральной трассой «Нарва», Усть-Луга сможет принимать еще больше грузов.
Ленинградская область – транзитный регион, через нее проходит несколько федеральных трасс. Одна из самых значимых – «Скандинавия». Дорога входит в маршрут, следующий по территории Финляндии, Швеции и Норвегии, по нему осуществляются внешнеторговые и культурные связи России с государствами ЕС, в основном со скандинавскими странами.
Строительство трассы велось с 1984 по 1994 годы, изначально она была двухполосной, с шириной проезжей части 7,5 м, но за последние полтора десятилетия интенсивность движения по участку Петербург – Хельсинки увеличилась в несколько раз. В 2015 году началась масштабная реконструкция трассы, в ближайшие годы отдельные участки дороги расширят до шести полос.

Дорога в будущее

В 2015 году на территории Ленобласти началось строительство участка платной скоростной трассы М11 (Москва – Петербург). Общая протяженность трассы составит 669 км, а  максимальный скоростной режим – 130 км/ч. Количество полос движения на подъезде к Санкт-Петербургу будет доходить до восьми. Когда проект будет завершен, расчетное время в пути между двумя столицами может составить всего шесть часов. По словам губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, планируется, что к дороге примкнут три новые экономические зоны, связанные с логистикой, транзитом и развитием складского хозяйства. Новая дорога, по мнению Георгия Богачёва, вполне сможет претендовать на место в рейтинге наиболее значимых строек региона.
К 2030 году под Гатчиной появится крупнейший в Европе бальнеологический город-курорт Gatchina Gardens. Он станет единственным в России местом отдыха, где люди смогут поправить свое здоровье с помощью минеральных или термальных источников, а также лечебных грязей.

Мнение:

Наталья Осетрова, генеральный директор Gatchina Gardens:

– Гатчина - выбор императорской семьи, украшение нашей истории, город-герой, символ величия и доблести. Идеальное место для строительства российских городов - курортов. Именно здесь история, культура, бальнеологические ресурсы и хорошая логистика позволяют развивать комфортные города и туристический кластер международного уровня. Гатчина является самым востребованным инвестиционным направлением в Ленинградской области. Не сомневаюсь, Гатчина достойна статуса столицы региона, в своей истории она исполняла эту роль дважды.

Георгий Богачёв, президент ЛенОблСоюзСтроя:

– Сосновый Бор интересен не только как место дислокации крупнейшей атомной станции, но и как удачный пример комплексного развития территории. Для своего времени город был очень прогрессивным. Недаром он получал государственные премии. (В 1970-м архитекторы и инженеры, проектировавшие один из первых микрорайонов Соснового Бора, получили Госпремию РСФСР в области архитектуры за создание градостроительного комплекса. – Прим. ред.) Когда я оказался там впервые, меня поразило то, как он вписан в ландшафт, в эти сосны, какой он удобный, с прекрасными детскими площадками. Город Сосновый Бор вместе с ЛАЭС – это пример грамотного комплексного развития территории, по-настоящему дружественного по отношению к жителям.

рубрика: Итоги
автор: Анастасия Лаптенок
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.