Главное – осознать
Суть вопроса сохранения архитектурного наследия состоит не в отсутствии финансирования или несовершенстве технологий, а в глобальном непонимании общества, зачем вообще что-то сохранять.
Именно такой вывод сделали участники круглого стола «Теория и практика сохранения культурного наследия в XX веке – опыт осмысления», который состоялся в рамках VII Санкт-Петербургского Международного культурного форума.
В ноябре 2018 года Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга отпраздновал свое столетие. «Мы старейший орган по охране памятников в России, чем очень гордимся», – напомнил глава ведомства Сергей Макаров. Юбилей стал поводом вспомнить всю историю деятельности по сохранению архитектурных достижений прошлого.
Европа глобально пересмотрела свои взгляды по отношению к культурному и историческому наследию еще после Великой Французской революции 1789–1794 годов, напомнил профессор Университета Paris 1 Panth´eon Sorbonne Доминик Пуло: «С одной стороны, повстанцы хотели разрушить все символы монархии, с другой – появились такие деятели, как аббат Анри Грегуар (автор термина «вандализм»), жестко выступавшие против их уничтожения».
В России необходимость сохранения достижений прошлого как политика стала формироваться в конце ХIХ века, однако, отметила историк архитектуры и архитектурной реставрации Елена Кульчинская, активизация этой деятельности произошла после Октябрьской революции 1917 года: «Тогда сохранить хотя бы часть архитектурного наследия помогло «романтическое» отношение к вопросу. Некоторые сторонники нового порядка защищали культурные объекты, подчеркивая, что сохраняют не частную собственность, а народное достояние. Началась тотальная музеефикация», – пояснила эксперт.
Свое отношение к вопросу сохранения культурного наследия многим странам пришлось изменить после двух мировых войн. Если когда-то архитекторы стремились сохранить памятники целиком, позже – хотя бы отдельные элементы, то после Второй мировой войны заговорили уже о возрождении целых городов.
Сейчас архитекторы оказались в кризисе, считает президент Международного научного комитета ИКОМОС по теории и философии консервации и реставрации (THEOPHIL), декан факультета архитектуры и гражданского строительства Люблинского политехнического университета Богуслав Шмыгин: «Главная сложность в положении архитекторов – это доказать ценность объекта властям и общественности. Если ценность осознается, то все остальные вопросы, включая финансовые, становятся решаемыми».
Это мнение разделяет и Елена Кульчинская: «Главная проблема в сохранении культурного наследия – это люди, которые искренне не понимают ценности исторических объектов. Сегодня мы сталкиваемся с кризисом восприятия – теряется чувство восприятия ансамбля, силуэта. Причем такое наблюдается даже в профессиональной среде архитекторов».
Этот кризис можно преодолеть только через воспитание и просвещение, уверена заведующая кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Лариса Романова. «В нашей системе образования разрушается все, что можно было разрушить. Сегодня только 11 вузов страны выпускают специалистов реконструкции и реставрации архитектурного наследия. В этом году наш университет выпустит 20 таких специалистов, и это еще много, потому что были годы, когда было по 6 выпускников. Это же капля в море», – сказала она.
Лариса Романова предлагает серьезно пересмотреть образовательный процесс: «Система образования в реставрационной отрасли должна стать составляющей системы национальной безопасности». Она призывает отказаться от онлайн-системы обучения, вернуть в ВУЗы практиков, причем вне зависимости от наличия у них ученой степени, звания и членства в творческих союзах. Помимо этого необходимо поднять престиж профессий реставрационной отрасли, предложить таким специалистом достойную оплату труда и восстановить государственные структуры, эффективно действовавшие в СССР – специализированные институты и производственные мастерские.
Эксперт считает необходимым отказаться от системы торгов и аукционов или хотя бы пересмотреть ее: «Внедрение системы конкурсов в реставрационную отрасль усугубило ситуацию с низким качеством научно-проектной документации и ремонтно-реставрационных работ. Сжатые сроки производства работ приводят к уничтожению главной ценности – подлинности, искажают архитектурно-художественный облик и сокращают сроки существования памятников культуры».
Она также призвала осторожно относиться к новым материалам и технологиям: «В конце 70-х – начале 80-х годов для сохранения деревянных построек началась их химическая обработка. Тогда это было ноу-хау, методику апробировали. Уже в нулевых выяснилось, что обработанные химикатами объекты превращаются в труху. Только время может быть беспристрастным судьей, а у нас его просто нет для подтверждения безвредности предполагаемых новшеств», – сказала она.