Обещанного семь лет ждут
Одним из первых актов регулирования качества и безопасности в области строительства, принятым в постперестроечной России, было введение лицензирования отдельных видов деятельности.
В законе Российской Федерации от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» говорится, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении лицензионных требований и условий. Однако лицензия не может регулировать в полном объеме вопросы качества и безопасности выпускаемой продукции.
В «Положении о лицензировании деятельности в области строительства», утвержденном Постановлением Правительства России от 21.03.2002 №174, сказано буквально следующее: «Лицензиат обязан выполнять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих стандартов и нормативно-технических документов в строительстве». Детальной расшифровки требований к системам контроля за качеством продукции в положении нет, и каждое предприятие или организация решает этот вопрос по собственному разумению – критерии не установлены.
Следующим шагом на пути совершенствования регулирования вопросов качества и безопасности продукции в России было введение системы сертификации продукции. Федеральный закон «О техническом регулировании», начавший работать с 1 июля 2003 года, дает такое определение сертификации: «Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров». Если говорить проще, это процедура, посредством которой независимая от производителя и потребителя третья сторона – орган по сертификации – дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга отвечает всем требованиям соответствующего нормативного документа, и предприятие способно производить продукцию в промышленном объеме.
Переходный период
Новый закон, который заменяет собой два существовавших ранее закона – «О стандартизации» и «О сертификации», будет вводиться в России постепенно, в течение семи лет. Чтобы документ заработал в полную силу, необходимо, по мнению основных его разработчиков, руководителей Госстандарта, принятие более 20 подзаконных актов. Пока же, согласно разъяснению Госстандарта и письму заместителя председателя Госстроя России Ларисы Бариновой, сертифицирующие органы в области строительства работают по прежним правилам и порядку сертификации.
Сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. Госстандартом России устанавливается номенклатура продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Сейчас этот перечень минимизирован, обязательной сертификации подлежит потенциально опасная для человека и окружающей среды продукция, как то: врезные наружные дверные замки; блоки оконные, балконные, дверные деревянные, дерево-алюминиевые и из полимерных материалов; стеклопакеты.
В отношении качества товаров и услуг потребителю важнее, чтобы они прошли добровольную сертификацию, в ходе которой проверяются все параметры, входящие в нормативные документы, в том числе все качественные показатели.
Сертификацию проводят органы, аккредитованные Госстроем России. На первом этапе проводится испытание продукции по всем показателям нормативного документа в аккредитованной Госстроем России лаборатории. На втором этапе идет проверка комиссией органа сертификации состояния всей технологической цепочки производства продукции, от входного контроля сырья и комплектующих до отгрузки потребителю. Если нарушений не выявлено, оформляется сертификат соответствия, максимальный срок действия которого – три года.
Не реже одного раза в год орган сертификации также проверяет соблюдение фирмой всех условий сертификации, которые она обязалась выполнять.
Кстати, зарубежная продукция тоже проверяется на соответствие российским нормативным документам и пригодность для применения в условиях России.
Однако в системе сертификации продукции есть существенные минусы: сертификат соответствия выдается только на конкретный вид продукции, прошедшей сертификационные испытания; на всю остальную, даже однотипную продукцию сертификат не распространяется. Кроме того, на различные работы и услуги, в том числе строительно-монтажные работы всех видов, как правило, нет нормативных документов, устанавливающих конкретные критерии качества.
Такое положение не может в полной мере удовлетворять потребителей, а сертифицировать каждый вид продукции для предприятия экономически невыгодно.
Возникает необходимость следующего этапа на пути государственного регулирования в области качества – переход от сертификации продукции к сертификации Систем менеджмента качества (СМК) данного предприятия, которая распространяется на всю номенклатуру выпускаемой продукции или выполняемых работ и предоставляемых услуг.
К международным
стандартам
В мировой практике отношения между производителем и потребителем основываются на стандартах серии ISO 9000. Первая редакция международных стандартов этой серии, вобравшая в себя весь мировой опыт управления качеством и впервые определившая требования к Системам управления качеством в виде нормативного документа, вышла в свет в 1987 году под заголовком «Системы управления качеством». Сейчас действует третья по счету версия международных стандартов серии ISO 9000, получившая новое название: «Системы менеджмента качества». Большинство стран разрабатывают на базе этого международного стандарта свои внутренние стандарты, в России это – ГОСТ Р ИСО 9001: 2001.
В некоторых отраслях отечественной промышленности СМК довольно успешно развивается, руководители предприятий и организаций начинают понимать: система менеджмента качества – надежная, проверенная, гарантированная и сулящая большие выгоды форма управления фирмой. Но в строительной сфере СМК находится в зачаточном состоянии. Пока система контроля качества продукции заканчивается на уровне ОТК.
«Мы никуда не денемся от внедрения международных стандартов, – считает директор органа по сертификации «Центра качества строительства» Юрий Еремин. – Вступить во Всемирную торговую организацию без ISO 9000 – значит загубить отечественную строительную индустрию».
Автор: Галина Сергеева
В законе Российской Федерации от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» говорится, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении лицензионных требований и условий. Однако лицензия не может регулировать в полном объеме вопросы качества и безопасности выпускаемой продукции.
В «Положении о лицензировании деятельности в области строительства», утвержденном Постановлением Правительства России от 21.03.2002 №174, сказано буквально следующее: «Лицензиат обязан выполнять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих стандартов и нормативно-технических документов в строительстве». Детальной расшифровки требований к системам контроля за качеством продукции в положении нет, и каждое предприятие или организация решает этот вопрос по собственному разумению – критерии не установлены.
Следующим шагом на пути совершенствования регулирования вопросов качества и безопасности продукции в России было введение системы сертификации продукции. Федеральный закон «О техническом регулировании», начавший работать с 1 июля 2003 года, дает такое определение сертификации: «Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров». Если говорить проще, это процедура, посредством которой независимая от производителя и потребителя третья сторона – орган по сертификации – дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга отвечает всем требованиям соответствующего нормативного документа, и предприятие способно производить продукцию в промышленном объеме.
Переходный период
Новый закон, который заменяет собой два существовавших ранее закона – «О стандартизации» и «О сертификации», будет вводиться в России постепенно, в течение семи лет. Чтобы документ заработал в полную силу, необходимо, по мнению основных его разработчиков, руководителей Госстандарта, принятие более 20 подзаконных актов. Пока же, согласно разъяснению Госстандарта и письму заместителя председателя Госстроя России Ларисы Бариновой, сертифицирующие органы в области строительства работают по прежним правилам и порядку сертификации.
Сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. Госстандартом России устанавливается номенклатура продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Сейчас этот перечень минимизирован, обязательной сертификации подлежит потенциально опасная для человека и окружающей среды продукция, как то: врезные наружные дверные замки; блоки оконные, балконные, дверные деревянные, дерево-алюминиевые и из полимерных материалов; стеклопакеты.
В отношении качества товаров и услуг потребителю важнее, чтобы они прошли добровольную сертификацию, в ходе которой проверяются все параметры, входящие в нормативные документы, в том числе все качественные показатели.
Сертификацию проводят органы, аккредитованные Госстроем России. На первом этапе проводится испытание продукции по всем показателям нормативного документа в аккредитованной Госстроем России лаборатории. На втором этапе идет проверка комиссией органа сертификации состояния всей технологической цепочки производства продукции, от входного контроля сырья и комплектующих до отгрузки потребителю. Если нарушений не выявлено, оформляется сертификат соответствия, максимальный срок действия которого – три года.
Не реже одного раза в год орган сертификации также проверяет соблюдение фирмой всех условий сертификации, которые она обязалась выполнять.
Кстати, зарубежная продукция тоже проверяется на соответствие российским нормативным документам и пригодность для применения в условиях России.
Однако в системе сертификации продукции есть существенные минусы: сертификат соответствия выдается только на конкретный вид продукции, прошедшей сертификационные испытания; на всю остальную, даже однотипную продукцию сертификат не распространяется. Кроме того, на различные работы и услуги, в том числе строительно-монтажные работы всех видов, как правило, нет нормативных документов, устанавливающих конкретные критерии качества.
Такое положение не может в полной мере удовлетворять потребителей, а сертифицировать каждый вид продукции для предприятия экономически невыгодно.
Возникает необходимость следующего этапа на пути государственного регулирования в области качества – переход от сертификации продукции к сертификации Систем менеджмента качества (СМК) данного предприятия, которая распространяется на всю номенклатуру выпускаемой продукции или выполняемых работ и предоставляемых услуг.
К международным
стандартам
В мировой практике отношения между производителем и потребителем основываются на стандартах серии ISO 9000. Первая редакция международных стандартов этой серии, вобравшая в себя весь мировой опыт управления качеством и впервые определившая требования к Системам управления качеством в виде нормативного документа, вышла в свет в 1987 году под заголовком «Системы управления качеством». Сейчас действует третья по счету версия международных стандартов серии ISO 9000, получившая новое название: «Системы менеджмента качества». Большинство стран разрабатывают на базе этого международного стандарта свои внутренние стандарты, в России это – ГОСТ Р ИСО 9001: 2001.
В некоторых отраслях отечественной промышленности СМК довольно успешно развивается, руководители предприятий и организаций начинают понимать: система менеджмента качества – надежная, проверенная, гарантированная и сулящая большие выгоды форма управления фирмой. Но в строительной сфере СМК находится в зачаточном состоянии. Пока система контроля качества продукции заканчивается на уровне ОТК.
«Мы никуда не денемся от внедрения международных стандартов, – считает директор органа по сертификации «Центра качества строительства» Юрий Еремин. – Вступить во Всемирную торговую организацию без ISO 9000 – значит загубить отечественную строительную индустрию».
Автор: Галина Сергеева
рубрика:
Правила игры
