Лизинг нашел строителей

Лизинг сегодня, перестав быть просто модным словом с малопонятным содержанием, превратился в реально действующий инвестиционный механизм, по сути, являющийся единственной альтернативой кредитованию. Самым активно развивающимся сегментом лизинга специалисты называют строительный блок, который уже сейчас занимает
30 процентов от общего объема всех лизинговых операций. Тенденции
и перспективы лизинга на петербургском инвестиционно-строительном рынке обсуждались представителями лизинговых
и строительных компаний за круглым столом «Строительного Еженедельника».

Все больше компаний, испытывающих нужду в переоснащении или расширении материально-технической базы, обращаются к лизингу как к единственной возможности реализации своих инвестиционных проектов. Еще в 1994 году лизинговые компании объединились в ассоциацию, сейчас она насчитывает уже 27 участников. Крупнейшие кредитующие и инвестиционные организации сосредоточены в Санкт-Петербурге. Это определяет доминирующие позиции города на рынке финансовых ресурсов Северо-Запада. Во многих банках организованы лизинговые компании, которым сейчас отводится особая роль в развитии региона. Кирилл Царев, генеральный директор ООО «Интерлизинг», говорит: «С каждым годом конкуренция среди лизинговых компаний нарастает, рынок становится цивилизованным: большинство лизингополучателей принципиально работают не с одной, а сразу с двумя-тремя лизинговыми компаниями, организуют тендеры. Если в 1999 году мои менеджеры в среднем 80 процентов времени тратили на общий лизинговый ликбез, то сегодня они уже говорят с клиентами преимущественно о ставках и сроках».
Лизинг позволяет осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы, и первыми на российском рынке, кто опробовали эту схему, были именно строители. Вячеслав Братчиков, генеральный директор инвестиционно-лизингового центра «Грузомобиль», говорит: «Если три года назад доля продаж строительной техники по лизингу в общем объеме составляла 10-15%, в 2002 – 30%, то уже сейчас это приоритетной направление – 50-60%. Компания, один раз воспользовавшаяся лизинговой схемой, не уйдет с этого рынка».
Лизинг – один из наиболее перспективных механизмов при решении задачи технологического перевооружения компании. С каждым годом положение с обновлением парка строительных машин, оборудования и автотранспортных средств становится все более сложным. Количество реально работающего транспорта на объектах снижается, например, по оценкам специалистов, к 2007 году все башенные краны, составляющие петербургский парк, должны быть списаны. Купить новый кран, даже российского производства, практически невозможно: спрос явно выше предложения, и очень большой объем заказов идет из Москвы. Соответственно, возродить парк дорогостоящей техники можно только посредством лизинга. Лизинговые компании, со своей стороны, заявляют о готовности работать с крупными заказами. Например, за девять месяцев этого года компания «Балтийский лизинг» выдала оборудования для строительного комплекса на $7 млн (в том числе шесть башенных кранов немецкой фирмы «Либхерр»), а «Интерлизинг» – на $9 млн.
К специфике строительной отрасли можно отнести резкие скачки финансовых поступлений, связанные с множеством факторов: сезонностью осуществления работ, нерегулярными поступлениями средств дольщиков, пуском новых объектов. Механизм расчета лизинговых платежей позволяет спланировать их таким образом, чтобы снизить нагрузку на финансовую составляющую деятельности лизингополучателя в период спада, увеличив выплаты в период подъема. Лизинговое соглашение более гибко, чем банковская ссуда, которая предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитать поступление своих доходов и выработать с арендодателем удобную для него схему финансирования.
Ольга Звягинцева, финансовый директор ЗАО «Источник-Строй», говорит: «Наша компания активно использует лизинговые схемы, делая особый упор на пополнение парков транспорта и оборудования. Тем не менее, этот финансовый инструмент пока далеко не идеален. Понятно, что лизинговые компании перекредитовываются в банках, а банки сегодня не имеют возможности давать кредиты под низкие процентные ставки на длительный срок. Например, если мы берем в лизинг сваебойное оборудование стоимостью $3-4 млн, то рассчитаться за него за два-три года мы смогли бы, но с большим трудом, а вот в течение пяти-семи лет – без проблем. К сожалению, понятие «длинные дешевые деньги» у нас еще не работает. Европейские лизинговые компании предлагают более выгодные варианты».
Дмитрий Горизонтов, генеральный директор ООО «Петербургская лизинговая компания», утверждает, что многие российские строительные компании привлекают «длинные» иностранные деньги, и нужно совсем немного времени, чтобы отечественный лизинговый рынок перенял западный опыт.
Владимир Наймарк, коммерческий директор ЗАО «Балтийский лизинг», напротив, считает, что нынешние ставки при существующем уровне рентабельности строительных компаний не являются сдерживающим фактором. «Наша компания работает на этом рынке начиная с 1990 года. Я помню время, когда ставки были ниже сегодняшних, прошел период, когда ставки были 250 процентов годовых, сейчас мы вернулись к уровню начала 90-х. Неправильно говорить, что нужны «дешевые» деньги: цены на жилье растут по 5 процентов в месяц. В таких условиях любая строительная компания должна легко выдержать 15 процентов годовых».
Максим Вишневский, генеральный директор ЗАО ФК «Балтинвест» говорит, что по сравнению с кредитованием лизинг более дорогостоящая схема, но представители лизинговых компаний отмечают ряд неоспоримых преимуществ лизинга по сравнению с кредитованием. Во-первых, лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, во-вторых, гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду, так как обеспечением сделки служит само оборудование. Особенно это привлекательно для мелких и средних предприятий.
В-третьих, ограниченные ликвидные средства на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора, таким образом, высвобождаются средства для вложения в другие виды активов. Кроме того, лизинг техники, в отличие от лизинга недвижимости, предполагает высокую экономическую эффективность, так как срок действия трех-пятилетнего договора лизинга совпадает со сроком эксплуатации техники.
В последнее время лизинговые компании стали поворачиваться лицом к малому и среднему бизнесу. Как отмечают специалисты, выход малого и среднего бизнеса из тени автоматически делает его привлекательным для лизинговых компаний. «Нам нужен открытый клиент, – отмечает Софья Слободская, заместитель генерального директора ОАО «Финансовая лизинговая компания», – с белой бухгалтерией, открытыми отчетностями. По мнению экспертов, именно спрос со стороны малых и средних предприятий и будет в ближайшие годы определять темпы развития лизинга на Северо-Западе».

Справка

Северо-Западная Ассоциация лизинговых компаний создана в 1994 году. Сегодня в состав ассоциации входят 27 лизинговых компаний. Ассоциация – это прежде всего сообщество профессионалов, с помощью которого участники лизингового рынка имеют возможность отстаивать корпоративные интересы, адекватно и быстро реагировать на изменения законодательных норм РФ, а также лоббировать правовые аспекты лизинговой деятельности в законодательных органах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Миссией Северо-Западной Ассоциации лизинговых компаний является создание условий для развития лизинга в Северо-Западном регионе России, предоставление необходимых услуг членам ассоциации, взаимодействие с региональными, федеральными властями, другими ассоциациями с целью формирования обоснованной государственной политики, оказывающей воздействие на лизинговую отрасль в целом и в Северо-Западном регионе в частности.
Основной целью ассоциации является представление интересов всех участников регионального лизингового рынка – лизинговых компаний, поставщиков, страховых компаний, банков и других профессиональных участников рынка инвестиций. Ассоциация представляет интересы и права своих членов в государственных органах, экономических, торговых, общественных и иных организациях.
Задачи ассоциации:
· Координация деятельности членов ассоциации с целью создания благоприятного климата для развития лизинговой деятельности в Северо-Западном регионе
· Популяризация лизинга
· Активное участие в подготовке новых и доработке уже существующих нормативных и законодательных актов в сфере лизинга
· Консультационная и информационная поддержка законодательных инициатив Администрации Санкт-Петербурга
· Содействие продвижению городских лизинговых программ
· Содействие компаниям в разработке стратегии развития предприятия с использованием механизма лизинга
· Содействие компаниям, производителям оборудования в расширении рынков сбыта продукции на условиях лизинга
· Содействие в привлечении инвестиций для осуществления лизинговых проектов

Автор: ЕКАТЕРИНА МЕНЬШИКОВА
рубрика: Круглый стол
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.