Петербург обЩИТал Москву
Казалось, более всего многочисленных журналистов, собравшихся 6 ноября в вестибюле станции метро «Площадь Мужества», беспокоила не столько судьба восстановления движения поездов на Кировско-Выборгской линии, сколько нынешние взаимоотношения действующего губернатора города
и ее предшественника.
Одни утверждали, что Матвиенко теперь поменялась с Яковлевым ролями, и потому не приедет. «Но ведь Яковлев-то приезжал на мероприятия, где ожидалась Матвиенко, когда она была еще полпредом Президента», – возражали другие. В мгновенье ока все перестали судачить, потому что с появлением Владимира Анатольевича и Валентины Ивановны разговаривать не стало никакой возможности: выдержать бы заданный обоими чиновниками темп передвижения по вестибюлю, а затем и по подземным коммуникациям.
Что там находят диггеры? По-моему, нет более унылого и безнадежного пейзажа, чем недействующая шахта метро. Только рельсы внизу, только толстые кабели по стенам, только светильники по округлым бокам.
Но вот на повороте картина разнообразится: становится видна изогнувшаяся «змейка» журналистов, пытающаяся догнать губернатора и экс-губернатора, стремительно идущих к месту работ на участке «Лесная» – «Площадь Мужества».
«Змейкой» идем потому, что волей-неволей выстроились друг за другом на шатком деревянном настиле, опоясывающем на высоте полуметра нижнюю часть громадного «цилиндра» шахты.
От скорой ходьбы становится жарко; от наличия в воздухе цементной взвеси – трудно дышать. Лица телевизионщиков, несущих камеры и штативы, покрывает пот. Невольно думаешь о Валентине Ивановне и Владимире Анатольевиче, возглавляющих процессию: как они-то умудряются не только задавать, но и выдерживать такой темп? Оказалось, не только умудряются, но и ничуть не выглядят уставшими. Это стало видно тогда, когда мы, замыкающие процессию, столкнулись с уже возвращающимися коллегами. К месту работы проходческого щита многие из нас так и не попали.
Еще полкилометра в обратном направлении – и терпение журналистов вознаграждено. Прямо под землей вице-премьер правительства России Владимир Яковлев провел рабочее совещание с участием проектировщиков, заказчиков и исполнителей работ по ликвидации прорыва между многострадальными станциями.
«Я вспоминаю 95-й год, декабрь-месяц, когда многие из здесь присутствующих принимали решение затопить этот участок, – говорит экс-губернатор. – Устанавливали бетонные «пробки» толщиной в пять метров, чтобы не затопило всю ветку».
История этого участка метро, как все мы помним, весьма сложна, чтобы не сказать – трагична. Мощный плывун в декабре 1995 года прорвал стальные своды тоннеля и затопил действующую ветку метро. Благодаря внедрению самых современных технологий и во многом работе проходческого щита «Виктория» перегон «Лесная – Площадь Мужества» не был остановлен навсегда.
Сейчас главный, самый страшный этап работ, позади. Пройден в обратном направлении подземный жидкий грязевой поток.
Памятуя о том, что городские власти дважды переносили сроки восстановления движения (последний раз «размыв» пообещали ликвидировать к 300-летию города), метростроевцы очень осторожно говорили о близости завершения целой эпохи под названием «Аварийный участок метро». Часто суеверно стучали по столу, но еще чаще повторяли выражение одного из тележурналистов, прозвучавшее накануне визита: «Свет все-таки виден в конце тоннеля».
По словам главного инженера «Метростроя» Юрия Филонова, в зоне размыва пройдено 417 колец, осталось 138 колец, или 190 метров. Все эти метры расположены в устойчивых кембрийских глинах, и это дает полное основание полагать, что самая опасная часть пути пройдена. Оставшееся расстояние предполагается пройти до 10-12 декабря. Вполне вероятно, что это случится раньше, в конце ноября. После входа проходческого щита в камеру нужно провести две необходимые операции. Прежде всего, провести с привлечением самых высоких специалистов Москвы и Петербурга экспертизу щита «Виктория», зубья которого уже ломались при попадании на крупногабаритные валуны.
Одновременно в тоннелях нужно установить «подушку», железобетонную балку длиной около 1,5 километров. По этому жесткому основанию и будут проложены пути.
«Не хотелось бы говорить, что размыв покорен, но что-то около этого», – подытожил свой доклад Юрий Филонов.
Владимир Яковлев, подчеркнув, что будет и впредь особо контролировать три петербургских объекта – КЗС, КАД и метро – настаивал на уточнении окончательных сроков завершения работ.
«Вы меня, Владимир Анатольевич, припираете к стене, – защищался главный инженер. – Я в спортивной форме, и кроссовок пока не снимал». Валентина Матвиенко пришла главному инженеру на выручку: «График должен быть напряженным, но реалистичным, ведь столько раз ошибались». Сошлись на том, что сроки дальнейших этапов работ строители утвердят после 15 декабря.
И все-таки Владимир Яковлев поставил задачу: к 27 мая поезда между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» пойти должны, хотя бы в испытательном режиме. И пообещал журналистам лично проехать на первой электричке. Журналисты дружно напросились попутешествовать вместе. Скажу в скобках: на возобновленной линии будут ходить составы из восьми вагонов, и дополнительный вагон очень может пригодиться, если на открытие движения на участке желающих придет больше, чем на инспекционную проверку.
Финансовая сторона вопроса тоже вызвала у «губернаторов» легкую пикировку. На 80 процентов средства (порядка миллиарда рублей) на завершение работ по ликвидации «размыва» выделяет город, 20 процентов добавляет федеральный бюджет. В текущем году из бюджета дополнительно поступило 300 млн рублей. Валентина Матвиенко заметила вице-премьеру: «Нам выделено 300 млн, а Татарстану, при всем моем к нему уважении, миллиард. Это несопоставимые цифры».
Впрочем, как отметила затем г-жа Матвиенко, на завершение работ средств достаточно, в том числе и на ввод в конце следующего года станции метро «Комендантский проспект». Губернатор также пообещала, что первая электричка для рядовых горожан будет пущена по тоннелю 30 июня следующего года.
Автор: Галина Сергеева
и ее предшественника.
Одни утверждали, что Матвиенко теперь поменялась с Яковлевым ролями, и потому не приедет. «Но ведь Яковлев-то приезжал на мероприятия, где ожидалась Матвиенко, когда она была еще полпредом Президента», – возражали другие. В мгновенье ока все перестали судачить, потому что с появлением Владимира Анатольевича и Валентины Ивановны разговаривать не стало никакой возможности: выдержать бы заданный обоими чиновниками темп передвижения по вестибюлю, а затем и по подземным коммуникациям.
Что там находят диггеры? По-моему, нет более унылого и безнадежного пейзажа, чем недействующая шахта метро. Только рельсы внизу, только толстые кабели по стенам, только светильники по округлым бокам.
Но вот на повороте картина разнообразится: становится видна изогнувшаяся «змейка» журналистов, пытающаяся догнать губернатора и экс-губернатора, стремительно идущих к месту работ на участке «Лесная» – «Площадь Мужества».
«Змейкой» идем потому, что волей-неволей выстроились друг за другом на шатком деревянном настиле, опоясывающем на высоте полуметра нижнюю часть громадного «цилиндра» шахты.
От скорой ходьбы становится жарко; от наличия в воздухе цементной взвеси – трудно дышать. Лица телевизионщиков, несущих камеры и штативы, покрывает пот. Невольно думаешь о Валентине Ивановне и Владимире Анатольевиче, возглавляющих процессию: как они-то умудряются не только задавать, но и выдерживать такой темп? Оказалось, не только умудряются, но и ничуть не выглядят уставшими. Это стало видно тогда, когда мы, замыкающие процессию, столкнулись с уже возвращающимися коллегами. К месту работы проходческого щита многие из нас так и не попали.
Еще полкилометра в обратном направлении – и терпение журналистов вознаграждено. Прямо под землей вице-премьер правительства России Владимир Яковлев провел рабочее совещание с участием проектировщиков, заказчиков и исполнителей работ по ликвидации прорыва между многострадальными станциями.
«Я вспоминаю 95-й год, декабрь-месяц, когда многие из здесь присутствующих принимали решение затопить этот участок, – говорит экс-губернатор. – Устанавливали бетонные «пробки» толщиной в пять метров, чтобы не затопило всю ветку».
История этого участка метро, как все мы помним, весьма сложна, чтобы не сказать – трагична. Мощный плывун в декабре 1995 года прорвал стальные своды тоннеля и затопил действующую ветку метро. Благодаря внедрению самых современных технологий и во многом работе проходческого щита «Виктория» перегон «Лесная – Площадь Мужества» не был остановлен навсегда.
Сейчас главный, самый страшный этап работ, позади. Пройден в обратном направлении подземный жидкий грязевой поток.
Памятуя о том, что городские власти дважды переносили сроки восстановления движения (последний раз «размыв» пообещали ликвидировать к 300-летию города), метростроевцы очень осторожно говорили о близости завершения целой эпохи под названием «Аварийный участок метро». Часто суеверно стучали по столу, но еще чаще повторяли выражение одного из тележурналистов, прозвучавшее накануне визита: «Свет все-таки виден в конце тоннеля».
По словам главного инженера «Метростроя» Юрия Филонова, в зоне размыва пройдено 417 колец, осталось 138 колец, или 190 метров. Все эти метры расположены в устойчивых кембрийских глинах, и это дает полное основание полагать, что самая опасная часть пути пройдена. Оставшееся расстояние предполагается пройти до 10-12 декабря. Вполне вероятно, что это случится раньше, в конце ноября. После входа проходческого щита в камеру нужно провести две необходимые операции. Прежде всего, провести с привлечением самых высоких специалистов Москвы и Петербурга экспертизу щита «Виктория», зубья которого уже ломались при попадании на крупногабаритные валуны.
Одновременно в тоннелях нужно установить «подушку», железобетонную балку длиной около 1,5 километров. По этому жесткому основанию и будут проложены пути.
«Не хотелось бы говорить, что размыв покорен, но что-то около этого», – подытожил свой доклад Юрий Филонов.
Владимир Яковлев, подчеркнув, что будет и впредь особо контролировать три петербургских объекта – КЗС, КАД и метро – настаивал на уточнении окончательных сроков завершения работ.
«Вы меня, Владимир Анатольевич, припираете к стене, – защищался главный инженер. – Я в спортивной форме, и кроссовок пока не снимал». Валентина Матвиенко пришла главному инженеру на выручку: «График должен быть напряженным, но реалистичным, ведь столько раз ошибались». Сошлись на том, что сроки дальнейших этапов работ строители утвердят после 15 декабря.
И все-таки Владимир Яковлев поставил задачу: к 27 мая поезда между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» пойти должны, хотя бы в испытательном режиме. И пообещал журналистам лично проехать на первой электричке. Журналисты дружно напросились попутешествовать вместе. Скажу в скобках: на возобновленной линии будут ходить составы из восьми вагонов, и дополнительный вагон очень может пригодиться, если на открытие движения на участке желающих придет больше, чем на инспекционную проверку.
Финансовая сторона вопроса тоже вызвала у «губернаторов» легкую пикировку. На 80 процентов средства (порядка миллиарда рублей) на завершение работ по ликвидации «размыва» выделяет город, 20 процентов добавляет федеральный бюджет. В текущем году из бюджета дополнительно поступило 300 млн рублей. Валентина Матвиенко заметила вице-премьеру: «Нам выделено 300 млн, а Татарстану, при всем моем к нему уважении, миллиард. Это несопоставимые цифры».
Впрочем, как отметила затем г-жа Матвиенко, на завершение работ средств достаточно, в том числе и на ввод в конце следующего года станции метро «Комендантский проспект». Губернатор также пообещала, что первая электричка для рядовых горожан будет пущена по тоннелю 30 июня следующего года.
Автор: Галина Сергеева
рубрика:
Специальный репортаж
