Стройнадзор рассказал о последних изменениях в законодательстве
6 июня 2011 года прошел практический семинар «Современные изменения законодательства строительного надзора и экспертизы в Ленинградской области», организованный газетой «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» при активном содействии Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области и ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза».
Мероприятию оказали поддержку Союз строительных организаций Ленинградской области «ЛенОблСоюзСтрой», СРО НП «Строители Ленинградской области» СРО НП «Проектировщики Северо-Запада».
Деловым партнером мероприятия выступила компания «ДорХан XXI век – СПб», крупнейший в России производитель ворот, рольставен, дверей, алюминиевых систем, модульных конструкций и перегрузочного оборудования. Кроме того, компания DoorHan – единственный в России производитель комплектующих для всех типов автоматических ворот и роллет.
В этом номере газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» мы публикуем первую часть докладов специалистов, выступивших на семинаре. Вторая часть докладов будет опубликована в следующем выпуске.
С приветственным словом к участникам семинара обратился Дмитрий Микалаускас, первый заместитель председателя Комитета по строительству Ленинградской области.
– Комитет по строительству Ленинградской области совместно с Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы проводили совместные совещания по вводу жилья на территории Ленинградской области и определили, что существует некоторый спад по объему вводимого жилья. В этом году в области по плану мы должны ввести 1,072 тыс. кв. м. Это та планка, которую для области установил Минрегион. Основной ввод жилья на территории региона, как известно, зависит от коммерческого застройщика, потому что государственные программы не располагают достаточными средствами для реализации намеченных планов. На проведенных совещаниях мы выявили две проблемы: отсутствие финансирования у застройщика и сложности с присоединением к сетям. Комитет по строительству совместно с Агентством по ипотечному кредитованию Ленинградской области 10 июня текущего года провели совещание под руководством вице-губернатора Ленинградской области Н.И. Пасяды, где были озвучены программы, которые есть у банков и у АИЖК. Эта информация размещена на сайте Комитета по строительству Ленинградской области. Уверен, что эти сведения будут крайне интересны застройщикам.
Объемы вводимого жилья зависят не только от работы застройщиков, но и от деятельности в этом направлении муниципальных образований. Хочу призвать застройщиков работать в тесном контакте с муниципалитетами, а тех, в свою очередь, – помогать застройщикам. Это наша общая задача.
С докладом о требованиях к производству инженерных изысканий на территории Ленинградской области выступил Александр Нешин, начальник отдела обеспечения надзора и экспертиз комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы.
– В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации порядок выполнения инженерных изысканий на территории соответствующего субъекта.
Губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков 4 апреля 2011 года подписал постановление правительства Ленинградской области «Об утверждении Порядка выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Ленинградской области», согласованное письмом Минрегиона от 28.12.2010.
Данное постановление позволяет давать оценку соответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов и нормативно-технических документов, устанавливает порядок учета выполненных инженерных изысканий, определяет порядок формирования и ведения фонда инженерных изысканий, дополняет постановления губернатора Ленинградской области № 54-пг от 20.03.2002 и № 174-пг от 19.09.2007 «О фонде инженерных изысканий Ленинградской области» и устанавливает ответственность при выполнении инженерных изысканий.
Постановление определяет перечень необходимых документов для выполнения инженерных изысканий, содержит требования к выполнению исполнительных съемок объектов, завершенных строительством.
В перечень необходимых документов входят: договор на выполнение инженерных изысканий, техническое задание, программа работ, правоустанавливающие документы на земельный участок и схема (план), отображающая границы земельного участка.
Никаких других документов для производства инженерных изысканий на территории Ленинградской области не требуется.
Исполнительные съемки планового и высотного положения зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, завершенных строительством, входят в состав инженерно-геодезических изысканий, которые выполняются в период строительства в соответствии со СНиП 11-02-96.
В соответствии с данным постановлением заказчик (застройщик) не позднее двух месяцев до окончания строительства, а при строительстве подземных инженерных сетей и сооружений – до начала строительства заключает договор с лицом, имеющим право на производство инженерно-геодезических изысканий для выполнения исполнительной съемки. Исполнительная съемка производится на оригиналах топографической съемки, имеющейся в Фонде инженерных изысканий Ленинградской области в масштабах 1/500-1/10 000, в зависимости от типа объекта завершенного строительством. Материалы исполнительной съемки представляются в фонд изыскательской организацией на приемку. В случае достоверности и соответствия требованиям нормативных документов исполнительные съемки включаются в фонд материалов и данных инженерных изысканий, на планы ставится печать о приемке Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. После регистрации материалы передаются изыскательской организацией заказчику. Материалы, не соответствующие требованиям действующих нормативных документов, в фонд не принимаются и не регистрируются.
Постановление будет способствовать повышению качества инженерных изысканий и обеспечению безопасности строящихся и эксплуатирующихся объектов капитального строительства, передаче достоверных сведений в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности сведений об инженерных сетях и построенных объектах.
Результаты проверки
Особый интерес аудитории семинара вызвал доклад Алексея Шахматова, главного специалиста административно-правового отдела Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. Он был посвящен вопросам долевого строительства на территории Ленинградской области.
– С 2011 года Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области проводит проверки осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства.
Сведения о результатах проверок ежеквартально направляются в Комитет по местному самоуправлению, межнациональным, межконфессиональным отношениям Ленинградской области для дальнейшего представления информации об осуществлении переданных полномочий губернатору Ленинградской области.
До конца 2011 года запланированы проверки:
08.06-10.06 – Тосненский район;
05.07-15.07 – Кингисеппский район;
26.07-05.08 – Приозерский район;
06.09-15.09 – Ломоносовский район;
04.10-14.10 – Гатчинский район;
25.10-02.11 – Кировский район;
08.11-11.11 – Сосновоборский городской округ.
На сегодняшний день проведены проверки Тихвинского, Выборгского и Всеволожского муниципальных районов.
По результатам проверок комитетом выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений. К основным нарушениям относятся:
– нарушение порядка представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
– невыполнение плана проверок;
– ненадлежащее информирование комитета о выявленных административных правонарушениях.
Требования к отчетности об осуществлении переданных полномочий, предусмотренной ст. 3, 6 областного закона Ленинградской области от 30.07.2009 № 68-ОЗ, а также к планированию проверок в настоящее время установлены письмом комитета от 09.07.2010 № 01-370/10-0, согласованным с вице-губернатором Ленинградской области Н.И. Пасядой.
Как установлено в ходе проверок, причинами ненадлежащего информирования комитета о выявленных административных правонарушениях явились:
– ненадлежащее оформление результатов проверок (в ряде случаев акт проверки содержит констатацию наличия события административного правонарушения, однако в материалах проверки не содержатся необходимые доказательства наличия в действиях проверяемого лица состава указанного правонарушения);
– отсутствие контроля за выполнением застройщиками выданных предписаний;
– незнание уполномоченными должностными лицами сроков представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645;
– ненаправление запросов в территориальный отдел Росреестра по Ленинградской области о количестве зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 14.05.2011 № 180.
Долевое строительство
В настоящее время принято постановление губернатора Ленинградской области от 31.05.2011 № 43-пг «О внесении изменений в постановление губернатора Ленинградской области от 14.08.2008 № 164-пг «Об образовании комиссии по вопросам поддержки пострадавших граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов в Ленинградской области», предусматривающее включение в состав комиссии представителей администраций муниципальных районов и городского округа Ленинградской области, управления Росреестра по Ленинградской области, Главного управления внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, уполномоченного по правам человека в Ленинградской области.
Комитетом разработаны и проходят установленную процедуру согласования:
– проект административного регламента исполнения органами местного самоуправления Ленинградской области государственной функции по контролю и надзору в области долевого строительства (в настоящее время размещен на портале государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области для проведения независимой экспертизы);
– проект постановления правительства Ленинградской области «О внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 08.06.2009 № 163 «Об утверждении показателей для оценки эффективности выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований переданных отдельных государственных полномочий Ленинградской области», предусматривающий дополнение действующего постановления показателями для оценки эффективности выполнения отдельных государственных полномочий Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства.
С 2011 года комитет ежемесячно готовит отчеты о состоянии дел в сфере долевого строительства в Минрегион России для свода и дальнейшего представления информации президенту РФ. Перед субъектами Российской Федерации поставлена задача полного урегулирования проблемы обманутых дольщиков к концу 2012 года.
Вызывает обеспокоенность возросшее число «проблемных» многоквартирных домов на территории Ленинградской области – домов, строящихся с привлечением денежных средств граждан, срок завершения строительства которых существенно нарушен. В числе таких объектов имеются приостановленные строительством дома, застройщики которых находятся в предбанкротном состоянии.
С учетом вышеизложенного комитет обращает особое внимание органов местного самоуправления на необходимость рассмотрения возможности расторжения договоров аренды земельных участков с такими застройщиками по основаниям, предусмотренным законом и договором, с последующим предоставлением земельного участка для завершения строительства без конкурса инвестору либо муниципальному учреждению в порядке, установленном ст. 268 Гражданского кодекса РФ и ст. 20 Земельного кодекса РФ либо подп. 5 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ.
Также необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином – участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным органам.
При этом в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ч. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей органы местного самоуправления по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В настоящее время участились случаи направления в комитет обращений жителей Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с реализацией перечисленных субсидий на покупку квартир в домах, строящихся на территории Ленинградской области, по целевым программам Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» на основании договоров, не соответствующих требованиям законодательства об участии в долевом строительстве, не прошедших государственную регистрацию и в силу этого не заключенных.
После перечисления средств безвозмездной субсидии с именного блокированного целевого счета гражданина на счет застройщика администрация района Санкт-Петербурга производит снятие гражданина и членов его семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Законодательством Санкт-Петербурга (постановления правительства от 28.03.2006 № 312, от 04.12.2007 № 1538, 1539) прямо предусмотрено направление средств безвозмездной субсидии на участие в долевом строительстве только на основании договора участия в долевом строительстве.
Действия органов государственной власти, должностных лиц Санкт-Петербурга, в результате которых такие граждане и члены их семей были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях или с учета в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, могут быть оспорены в судебном порядке.
О новом порядке привлечения экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного строительного надзора рассказал Валентин Борушко, начальник отдела надзора за строительством объектов капитального строительства Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
– Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено привлечение к проведению проверок экспертов, экспертных организаций для рассмотрения документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, обследования используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Эксперты, экспертные организации в понимании 294-ФЗ – это граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно Федеральным законом № 294, установлены основные положения, связанные с привлечением экспертов и экспертных организаций к проверкам:
1. Органы государственного контроля (надзора) привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц;
2. Фамилии, имена, отчества, должности привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций указываются в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки;
3. В начале выездной проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) ознакамливают руководителя или иное должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;
4. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;
5. При вручении заверенной печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о проведении проверки, по требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны представить информацию об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий;
6. Протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, выполненных экспертами и экспертными организациями, прилагаются к акту проверки, составляемому органом государственного надзора по результатам проверки;
7. Если для проведения проверки и составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, законодательством предусмотрена возможность продления как срока проведения проверки, так и срока выдачи актов проверки;
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» установлены основные требования, предъявляемые к экспертам и экспертным организациям, а также установлен порядок проведения аккредитации и полномочия органа государственного надзора при проведении аккредитации.
На основании перечисленных требований нормативных правовых актов комитетом разработан проект административного регламента предоставления Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области государственной услуги по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного строительного надзора.
Проектом административного регламента предусмотрено 47 видов работ, на которые комитетом планируется привлекать экспертные организации и по которым, соответственно, будут выдаваться свидетельства об аккредитации. В данные виды работ входят работы по испытаниям и исследованиям строительных материалов, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, санитарно-эпидемиологические, экологические исследования, испытания и обследования систем обеспечения пожарной безопасности и обследования результатов работ в области пожарной безопасности. Также в аккредитуемые виды деятельности входит установление причинно-следственных связей между допущенными нарушениями при выполнении строительных работ, применении строительных материалов, выполнении работ в области пожарной безопасности с фактами причинения вреда.
На сегодняшний день данный документ проходит процедуру общественного обсуждения и размещен на сайте комитета в сети Интернет. Все организации, участвующие в строительном процессе, а также организации, желающие участвовать в деятельности комитета по проведению проверок в качестве экспертных организаций, могут ознакомиться с данным административным регламентом и попробовать свои силы на новом фронте работ. В ближайшем будущем он будет утвержден и комитет начнет прием заявлений на аттестацию в порядке, установленном данным регламентом.
Финансирование деятельности экспертных организаций будет осуществляться за счет средств бюджета Ленинградской области, предусмотренных на эти цели.
Взимание платы за аккредитацию организаций в качестве экспертных законодательством не предусмотрено. Может быть, будет взиматься государственная пошлина, этот вопрос сейчас уточняется, и до начала работы по аккредитации ясность будет установлена.
Так что просим сильно не удивляться застройщиков, заказчиков и генеральных подрядчиков, что скоро к проведению проверок комитетом будут привлекаться их же коллеги. На наш взгляд, данная работа позволит повысить качество государственного строительного надзора и будет являться дополнительным стимулом для повышения дисциплинированности производителей работ.
Вместе с тем надо сказать, что президентом РФ подписан Указ от 24.01.2011 № 86 «О единой национальной системе аккредитации». Данным указом предусмотрено создание федеральной службы по аккредитации, в полномочия которой будут входить полномочия по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю. После того как данная служба начнет функционировать, скорее всего, организациям, которые будут сотрудничать с комитетом в данном направлении, необходимо будет пройти повторную аккредитацию в данной службе.
Результаты проверки
Кирилл Федосеев, начальник сектора контроля выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию административно-правового отдела Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, выступил с докладом «Изменение порядка выдачи разрешений на строительство линейных объектов. Основные недостатки в деятельности органов местного самоуправления Ленинградской области при выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию».
– Постановлением правительства Ленинградской области от 25.06.2010 № 151 к полномочиям комитета отнесен контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Исполнение этих полномочий возложено на административно-правовой отдел комитета, в составе которого создано структурное подразделение – сектор контроля выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Комитетом проведена работа по сбору и обобщению сведений о муниципальных образованиях Ленинградской области, которые выдают разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также о муниципальных образованиях, передавших указанные полномочия районам на основании заключенных соглашений. В настоящее время на территории Ленинградской области 97 муниципальных образований осуществляют полномочия по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Комитетом начиная с 2011 года ежеквартально формируется план проверок муниципальных образований, осуществляющих полномочия по выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, на предмет соблюдения ими законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Ежеквартальные планы проверок муниципальных образований Ленинградской области размещаются на сайте www.lenobl.ru.
На сегодняшний день начиная с февраля 2011 года проведено 18 выездных проверок в муниципальных образованиях Выборгского, Всеволожского, Гатчинского, Ломоносовского, Тихвинского, Тосненского районов Ленинградской области. Кроме того, проведено 22 документарные проверки соблюдения администрациями муниципальных образований в Волховском, Кировском, Лодейнопольском, Киришском, Бокситогорском, Кингисеппском районах и Сосновоборском городском округе Ленинградской области.
По результатам всех проведенных проверок составлено 40 актов проверок, главам администраций муниципальных образований выдано 40 предписаний об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности. В отношении главы администрации МО Морозовское городское поселение Всеволожского района за неисполнение предписания комитета составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, материал передан в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, то есть запрет права занимать должности муниципальной службы.
Кроме того, в случае отказа добровольно отменить незаконно выданное разрешение комитет будет добиваться через суд отмены таких разрешений.
Также в отношении должностных лиц муниципальных образований Свердловское городское поселение Всеволожского района и Тихвинское городское поселение Тихвинского района за выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию без заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и технических регламентов составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ, должностным лицам объявлено устное замечание.
Вместе с тем санкция ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Выявление нарушения
На сегодняшний день можно обобщить некоторые итоги деятельности комитета в данной области, в частности выявляемые нарушения.
В ряде муниципальных образований Ленинградской области выдаваемые разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию утверждаются постановлением главы администрации муниципального образования. При этом ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не предусматривают подобного утверждения.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 утверждена форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанные разрешения подписываются уполномоченными должностными лицами и являются единственными документами, разрешающими строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Действия глав администраций муниципальных образований, утверждающих данные разрешения своими постановлениями, свидетельствует о том, что они расценивают установленные федеральным законодательством официальные документы недействительными без принятия своего правового акта, чем нарушают права и законные интересы застройщиков.
Утверждение разрешений создает для них дополнительный административный барьер, может способствовать злоупотреблениям должностных лиц администраций муниципальных образований своими служебными полномочиями и противоречит Градостроительному кодексу РФ.
По данному вопросу комитетом для принятия мер прокурорского реагирования по пресечению, предупреждению нарушений федерального законодательства материал направлен в прокуратуру Ленинградской области.
В ходе проверок также выявлено, что выдаваемые разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию частично не соответствуют форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698, Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 № 120, Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 № 121.
Сюда можно отнести неправильное присвоение номера выдаваемым разрешениям. Данный номер должен присваиваться на основании свидетельства о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований (например, RU47504303), дополнительно возможно указание номера по порядку и года (например, RU47504303-01/2011).
В строке «Наименование органа, уполномоченного на выдачу разрешений» указывается полное название такого органа (например, администрация муниципального образования Заневское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области).
Наименование объекта капитального строительства указывается в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации. Данное требование содержится в ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 № 120, Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 № 121.
В выдаваемых разрешениях на строительство в обязательном порядке должны указываться краткие проектные характеристики объекта капитального строительства (общая площадь объекта, площадь земельного участка, количество этажей и (или) высота здания, строения, сооружения, строительный объем, количество мест, вместимость, мощность, производительность). В случае выдачи разрешения на строительство линейных объектов указывается общая протяженность линейного объекта и мощность. Кроме того, если строительство объекта финансируется за счет соответствующего бюджета (муниципального, областного), дополнительно указывается сметная стоимость объекта, по утвержденной проектной документации и удельная стоимость 1 кв. м площади таких объектов.
Другая крайность: в противоположность отсутствию кратких проектных характеристик объекта в выдаваемом разрешении на строительство наряду с основным объектом капитального строительства указываются объекты, не являющиеся капитальными сооружениями (например, выдается разрешение на строительство индивидуального жилого дома и здесь же указываются выгреб, баня, хозяйственные постройки либо указываются навесы, беседки, торговые ряды). Указанные объекты в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не являются объектами капитального строительства, это элементы благоустройства территории, и согласно п. 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при их возведении не требуется получение разрешения на строительство.
Также недопустимо в силу вышеуказанных норм выдавать разрешения на строительство автостоянок, различного рода площадок, заборов, ограждений, пляжей. Комитетом по всем подобным выданным разрешениям на строительство проводятся проверки соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности.
Срок действия разрешения на строительство в соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указывается согласно проекту организации строительства, для ИЖС разрешение на строительство выдается на десять лет, и данный срок указывается в разрешении на строительство прописью – «десять лет».
Разрешения подписываются одним уполномоченным на это должностным лицом. Различного рода согласования выдаваемых разрешений (специалистами, архитекторами и другими лицами) незаконны, так как они не предусмотрены законодательством о градостроительной деятельности, и данное обстоятельство ведет к нарушению срока рассмотрения заявлений застройщиков о выдаче разрешений, создает для них дополнительный административный барьер.
Очень часто имеет место выдача разрешений без предоставления застройщиком всех документов, предусмотренных ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ. Если уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления принимает решение о выдаче разрешения на строительство либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, должен быть полный комплект документов. Как показывает практика проверок муниципальных образований, особенно остро стоит вопрос отсутствия проектной документации (ПОС, пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, сводный план инженерных сетей) в материалах выданных разрешений на строительство. Отсутствие акта приемки объекта, документа, подтверждающего соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов, документа, подтверждающего соответствие параметров построенного объекта, документа, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям, схемы, отображающей расположение построенного объекта, расположение сетей инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, очень часто в материалах выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию отсутствуют сведения (документальное подтверждение) о проведении осмотра объекта капитального строительства, предусмотренного ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, данное обстоятельство не позволяет сделать вывод о проведении предусмотренного законом осмотра.
Также выявлено, что муниципальными образованиями выдаются разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешений на ввод объекта индивидуального жилищного ст
Мероприятию оказали поддержку Союз строительных организаций Ленинградской области «ЛенОблСоюзСтрой», СРО НП «Строители Ленинградской области» СРО НП «Проектировщики Северо-Запада».
Деловым партнером мероприятия выступила компания «ДорХан XXI век – СПб», крупнейший в России производитель ворот, рольставен, дверей, алюминиевых систем, модульных конструкций и перегрузочного оборудования. Кроме того, компания DoorHan – единственный в России производитель комплектующих для всех типов автоматических ворот и роллет.
В этом номере газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» мы публикуем первую часть докладов специалистов, выступивших на семинаре. Вторая часть докладов будет опубликована в следующем выпуске.
С приветственным словом к участникам семинара обратился Дмитрий Микалаускас, первый заместитель председателя Комитета по строительству Ленинградской области.
– Комитет по строительству Ленинградской области совместно с Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы проводили совместные совещания по вводу жилья на территории Ленинградской области и определили, что существует некоторый спад по объему вводимого жилья. В этом году в области по плану мы должны ввести 1,072 тыс. кв. м. Это та планка, которую для области установил Минрегион. Основной ввод жилья на территории региона, как известно, зависит от коммерческого застройщика, потому что государственные программы не располагают достаточными средствами для реализации намеченных планов. На проведенных совещаниях мы выявили две проблемы: отсутствие финансирования у застройщика и сложности с присоединением к сетям. Комитет по строительству совместно с Агентством по ипотечному кредитованию Ленинградской области 10 июня текущего года провели совещание под руководством вице-губернатора Ленинградской области Н.И. Пасяды, где были озвучены программы, которые есть у банков и у АИЖК. Эта информация размещена на сайте Комитета по строительству Ленинградской области. Уверен, что эти сведения будут крайне интересны застройщикам.
Объемы вводимого жилья зависят не только от работы застройщиков, но и от деятельности в этом направлении муниципальных образований. Хочу призвать застройщиков работать в тесном контакте с муниципалитетами, а тех, в свою очередь, – помогать застройщикам. Это наша общая задача.
С докладом о требованиях к производству инженерных изысканий на территории Ленинградской области выступил Александр Нешин, начальник отдела обеспечения надзора и экспертиз комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы.
– В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации порядок выполнения инженерных изысканий на территории соответствующего субъекта.
Губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков 4 апреля 2011 года подписал постановление правительства Ленинградской области «Об утверждении Порядка выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Ленинградской области», согласованное письмом Минрегиона от 28.12.2010.
Данное постановление позволяет давать оценку соответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов и нормативно-технических документов, устанавливает порядок учета выполненных инженерных изысканий, определяет порядок формирования и ведения фонда инженерных изысканий, дополняет постановления губернатора Ленинградской области № 54-пг от 20.03.2002 и № 174-пг от 19.09.2007 «О фонде инженерных изысканий Ленинградской области» и устанавливает ответственность при выполнении инженерных изысканий.
Постановление определяет перечень необходимых документов для выполнения инженерных изысканий, содержит требования к выполнению исполнительных съемок объектов, завершенных строительством.
В перечень необходимых документов входят: договор на выполнение инженерных изысканий, техническое задание, программа работ, правоустанавливающие документы на земельный участок и схема (план), отображающая границы земельного участка.
Никаких других документов для производства инженерных изысканий на территории Ленинградской области не требуется.
Исполнительные съемки планового и высотного положения зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, завершенных строительством, входят в состав инженерно-геодезических изысканий, которые выполняются в период строительства в соответствии со СНиП 11-02-96.
В соответствии с данным постановлением заказчик (застройщик) не позднее двух месяцев до окончания строительства, а при строительстве подземных инженерных сетей и сооружений – до начала строительства заключает договор с лицом, имеющим право на производство инженерно-геодезических изысканий для выполнения исполнительной съемки. Исполнительная съемка производится на оригиналах топографической съемки, имеющейся в Фонде инженерных изысканий Ленинградской области в масштабах 1/500-1/10 000, в зависимости от типа объекта завершенного строительством. Материалы исполнительной съемки представляются в фонд изыскательской организацией на приемку. В случае достоверности и соответствия требованиям нормативных документов исполнительные съемки включаются в фонд материалов и данных инженерных изысканий, на планы ставится печать о приемке Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. После регистрации материалы передаются изыскательской организацией заказчику. Материалы, не соответствующие требованиям действующих нормативных документов, в фонд не принимаются и не регистрируются.
Постановление будет способствовать повышению качества инженерных изысканий и обеспечению безопасности строящихся и эксплуатирующихся объектов капитального строительства, передаче достоверных сведений в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности сведений об инженерных сетях и построенных объектах.
Результаты проверки
Особый интерес аудитории семинара вызвал доклад Алексея Шахматова, главного специалиста административно-правового отдела Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. Он был посвящен вопросам долевого строительства на территории Ленинградской области.
– С 2011 года Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области проводит проверки осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства.
Сведения о результатах проверок ежеквартально направляются в Комитет по местному самоуправлению, межнациональным, межконфессиональным отношениям Ленинградской области для дальнейшего представления информации об осуществлении переданных полномочий губернатору Ленинградской области.
До конца 2011 года запланированы проверки:
08.06-10.06 – Тосненский район;
05.07-15.07 – Кингисеппский район;
26.07-05.08 – Приозерский район;
06.09-15.09 – Ломоносовский район;
04.10-14.10 – Гатчинский район;
25.10-02.11 – Кировский район;
08.11-11.11 – Сосновоборский городской округ.
На сегодняшний день проведены проверки Тихвинского, Выборгского и Всеволожского муниципальных районов.
По результатам проверок комитетом выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений. К основным нарушениям относятся:
– нарушение порядка представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
– невыполнение плана проверок;
– ненадлежащее информирование комитета о выявленных административных правонарушениях.
Требования к отчетности об осуществлении переданных полномочий, предусмотренной ст. 3, 6 областного закона Ленинградской области от 30.07.2009 № 68-ОЗ, а также к планированию проверок в настоящее время установлены письмом комитета от 09.07.2010 № 01-370/10-0, согласованным с вице-губернатором Ленинградской области Н.И. Пасядой.
Как установлено в ходе проверок, причинами ненадлежащего информирования комитета о выявленных административных правонарушениях явились:
– ненадлежащее оформление результатов проверок (в ряде случаев акт проверки содержит констатацию наличия события административного правонарушения, однако в материалах проверки не содержатся необходимые доказательства наличия в действиях проверяемого лица состава указанного правонарушения);
– отсутствие контроля за выполнением застройщиками выданных предписаний;
– незнание уполномоченными должностными лицами сроков представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645;
– ненаправление запросов в территориальный отдел Росреестра по Ленинградской области о количестве зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 14.05.2011 № 180.
Долевое строительство
В настоящее время принято постановление губернатора Ленинградской области от 31.05.2011 № 43-пг «О внесении изменений в постановление губернатора Ленинградской области от 14.08.2008 № 164-пг «Об образовании комиссии по вопросам поддержки пострадавших граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов в Ленинградской области», предусматривающее включение в состав комиссии представителей администраций муниципальных районов и городского округа Ленинградской области, управления Росреестра по Ленинградской области, Главного управления внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, уполномоченного по правам человека в Ленинградской области.
Комитетом разработаны и проходят установленную процедуру согласования:
– проект административного регламента исполнения органами местного самоуправления Ленинградской области государственной функции по контролю и надзору в области долевого строительства (в настоящее время размещен на портале государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области для проведения независимой экспертизы);
– проект постановления правительства Ленинградской области «О внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 08.06.2009 № 163 «Об утверждении показателей для оценки эффективности выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований переданных отдельных государственных полномочий Ленинградской области», предусматривающий дополнение действующего постановления показателями для оценки эффективности выполнения отдельных государственных полномочий Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства.
С 2011 года комитет ежемесячно готовит отчеты о состоянии дел в сфере долевого строительства в Минрегион России для свода и дальнейшего представления информации президенту РФ. Перед субъектами Российской Федерации поставлена задача полного урегулирования проблемы обманутых дольщиков к концу 2012 года.
Вызывает обеспокоенность возросшее число «проблемных» многоквартирных домов на территории Ленинградской области – домов, строящихся с привлечением денежных средств граждан, срок завершения строительства которых существенно нарушен. В числе таких объектов имеются приостановленные строительством дома, застройщики которых находятся в предбанкротном состоянии.
С учетом вышеизложенного комитет обращает особое внимание органов местного самоуправления на необходимость рассмотрения возможности расторжения договоров аренды земельных участков с такими застройщиками по основаниям, предусмотренным законом и договором, с последующим предоставлением земельного участка для завершения строительства без конкурса инвестору либо муниципальному учреждению в порядке, установленном ст. 268 Гражданского кодекса РФ и ст. 20 Земельного кодекса РФ либо подп. 5 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ.
Также необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином – участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным органам.
При этом в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ч. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей органы местного самоуправления по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В настоящее время участились случаи направления в комитет обращений жителей Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с реализацией перечисленных субсидий на покупку квартир в домах, строящихся на территории Ленинградской области, по целевым программам Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» на основании договоров, не соответствующих требованиям законодательства об участии в долевом строительстве, не прошедших государственную регистрацию и в силу этого не заключенных.
После перечисления средств безвозмездной субсидии с именного блокированного целевого счета гражданина на счет застройщика администрация района Санкт-Петербурга производит снятие гражданина и членов его семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Законодательством Санкт-Петербурга (постановления правительства от 28.03.2006 № 312, от 04.12.2007 № 1538, 1539) прямо предусмотрено направление средств безвозмездной субсидии на участие в долевом строительстве только на основании договора участия в долевом строительстве.
Действия органов государственной власти, должностных лиц Санкт-Петербурга, в результате которых такие граждане и члены их семей были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях или с учета в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, могут быть оспорены в судебном порядке.
О новом порядке привлечения экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного строительного надзора рассказал Валентин Борушко, начальник отдела надзора за строительством объектов капитального строительства Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
– Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено привлечение к проведению проверок экспертов, экспертных организаций для рассмотрения документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, обследования используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Эксперты, экспертные организации в понимании 294-ФЗ – это граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно Федеральным законом № 294, установлены основные положения, связанные с привлечением экспертов и экспертных организаций к проверкам:
1. Органы государственного контроля (надзора) привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц;
2. Фамилии, имена, отчества, должности привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций указываются в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки;
3. В начале выездной проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) ознакамливают руководителя или иное должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;
4. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;
5. При вручении заверенной печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о проведении проверки, по требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны представить информацию об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий;
6. Протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, выполненных экспертами и экспертными организациями, прилагаются к акту проверки, составляемому органом государственного надзора по результатам проверки;
7. Если для проведения проверки и составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, законодательством предусмотрена возможность продления как срока проведения проверки, так и срока выдачи актов проверки;
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» установлены основные требования, предъявляемые к экспертам и экспертным организациям, а также установлен порядок проведения аккредитации и полномочия органа государственного надзора при проведении аккредитации.
На основании перечисленных требований нормативных правовых актов комитетом разработан проект административного регламента предоставления Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области государственной услуги по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного строительного надзора.
Проектом административного регламента предусмотрено 47 видов работ, на которые комитетом планируется привлекать экспертные организации и по которым, соответственно, будут выдаваться свидетельства об аккредитации. В данные виды работ входят работы по испытаниям и исследованиям строительных материалов, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, санитарно-эпидемиологические, экологические исследования, испытания и обследования систем обеспечения пожарной безопасности и обследования результатов работ в области пожарной безопасности. Также в аккредитуемые виды деятельности входит установление причинно-следственных связей между допущенными нарушениями при выполнении строительных работ, применении строительных материалов, выполнении работ в области пожарной безопасности с фактами причинения вреда.
На сегодняшний день данный документ проходит процедуру общественного обсуждения и размещен на сайте комитета в сети Интернет. Все организации, участвующие в строительном процессе, а также организации, желающие участвовать в деятельности комитета по проведению проверок в качестве экспертных организаций, могут ознакомиться с данным административным регламентом и попробовать свои силы на новом фронте работ. В ближайшем будущем он будет утвержден и комитет начнет прием заявлений на аттестацию в порядке, установленном данным регламентом.
Финансирование деятельности экспертных организаций будет осуществляться за счет средств бюджета Ленинградской области, предусмотренных на эти цели.
Взимание платы за аккредитацию организаций в качестве экспертных законодательством не предусмотрено. Может быть, будет взиматься государственная пошлина, этот вопрос сейчас уточняется, и до начала работы по аккредитации ясность будет установлена.
Так что просим сильно не удивляться застройщиков, заказчиков и генеральных подрядчиков, что скоро к проведению проверок комитетом будут привлекаться их же коллеги. На наш взгляд, данная работа позволит повысить качество государственного строительного надзора и будет являться дополнительным стимулом для повышения дисциплинированности производителей работ.
Вместе с тем надо сказать, что президентом РФ подписан Указ от 24.01.2011 № 86 «О единой национальной системе аккредитации». Данным указом предусмотрено создание федеральной службы по аккредитации, в полномочия которой будут входить полномочия по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю. После того как данная служба начнет функционировать, скорее всего, организациям, которые будут сотрудничать с комитетом в данном направлении, необходимо будет пройти повторную аккредитацию в данной службе.
Результаты проверки
Кирилл Федосеев, начальник сектора контроля выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию административно-правового отдела Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, выступил с докладом «Изменение порядка выдачи разрешений на строительство линейных объектов. Основные недостатки в деятельности органов местного самоуправления Ленинградской области при выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию».
– Постановлением правительства Ленинградской области от 25.06.2010 № 151 к полномочиям комитета отнесен контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Исполнение этих полномочий возложено на административно-правовой отдел комитета, в составе которого создано структурное подразделение – сектор контроля выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Комитетом проведена работа по сбору и обобщению сведений о муниципальных образованиях Ленинградской области, которые выдают разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также о муниципальных образованиях, передавших указанные полномочия районам на основании заключенных соглашений. В настоящее время на территории Ленинградской области 97 муниципальных образований осуществляют полномочия по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Комитетом начиная с 2011 года ежеквартально формируется план проверок муниципальных образований, осуществляющих полномочия по выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, на предмет соблюдения ими законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Ежеквартальные планы проверок муниципальных образований Ленинградской области размещаются на сайте www.lenobl.ru.
На сегодняшний день начиная с февраля 2011 года проведено 18 выездных проверок в муниципальных образованиях Выборгского, Всеволожского, Гатчинского, Ломоносовского, Тихвинского, Тосненского районов Ленинградской области. Кроме того, проведено 22 документарные проверки соблюдения администрациями муниципальных образований в Волховском, Кировском, Лодейнопольском, Киришском, Бокситогорском, Кингисеппском районах и Сосновоборском городском округе Ленинградской области.
По результатам всех проведенных проверок составлено 40 актов проверок, главам администраций муниципальных образований выдано 40 предписаний об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности. В отношении главы администрации МО Морозовское городское поселение Всеволожского района за неисполнение предписания комитета составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, материал передан в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, то есть запрет права занимать должности муниципальной службы.
Кроме того, в случае отказа добровольно отменить незаконно выданное разрешение комитет будет добиваться через суд отмены таких разрешений.
Также в отношении должностных лиц муниципальных образований Свердловское городское поселение Всеволожского района и Тихвинское городское поселение Тихвинского района за выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию без заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и технических регламентов составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ, должностным лицам объявлено устное замечание.
Вместе с тем санкция ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Выявление нарушения
На сегодняшний день можно обобщить некоторые итоги деятельности комитета в данной области, в частности выявляемые нарушения.
В ряде муниципальных образований Ленинградской области выдаваемые разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию утверждаются постановлением главы администрации муниципального образования. При этом ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не предусматривают подобного утверждения.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 утверждена форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанные разрешения подписываются уполномоченными должностными лицами и являются единственными документами, разрешающими строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Действия глав администраций муниципальных образований, утверждающих данные разрешения своими постановлениями, свидетельствует о том, что они расценивают установленные федеральным законодательством официальные документы недействительными без принятия своего правового акта, чем нарушают права и законные интересы застройщиков.
Утверждение разрешений создает для них дополнительный административный барьер, может способствовать злоупотреблениям должностных лиц администраций муниципальных образований своими служебными полномочиями и противоречит Градостроительному кодексу РФ.
По данному вопросу комитетом для принятия мер прокурорского реагирования по пресечению, предупреждению нарушений федерального законодательства материал направлен в прокуратуру Ленинградской области.
В ходе проверок также выявлено, что выдаваемые разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию частично не соответствуют форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698, Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 № 120, Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 № 121.
Сюда можно отнести неправильное присвоение номера выдаваемым разрешениям. Данный номер должен присваиваться на основании свидетельства о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований (например, RU47504303), дополнительно возможно указание номера по порядку и года (например, RU47504303-01/2011).
В строке «Наименование органа, уполномоченного на выдачу разрешений» указывается полное название такого органа (например, администрация муниципального образования Заневское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области).
Наименование объекта капитального строительства указывается в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации. Данное требование содержится в ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 № 120, Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 № 121.
В выдаваемых разрешениях на строительство в обязательном порядке должны указываться краткие проектные характеристики объекта капитального строительства (общая площадь объекта, площадь земельного участка, количество этажей и (или) высота здания, строения, сооружения, строительный объем, количество мест, вместимость, мощность, производительность). В случае выдачи разрешения на строительство линейных объектов указывается общая протяженность линейного объекта и мощность. Кроме того, если строительство объекта финансируется за счет соответствующего бюджета (муниципального, областного), дополнительно указывается сметная стоимость объекта, по утвержденной проектной документации и удельная стоимость 1 кв. м площади таких объектов.
Другая крайность: в противоположность отсутствию кратких проектных характеристик объекта в выдаваемом разрешении на строительство наряду с основным объектом капитального строительства указываются объекты, не являющиеся капитальными сооружениями (например, выдается разрешение на строительство индивидуального жилого дома и здесь же указываются выгреб, баня, хозяйственные постройки либо указываются навесы, беседки, торговые ряды). Указанные объекты в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не являются объектами капитального строительства, это элементы благоустройства территории, и согласно п. 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при их возведении не требуется получение разрешения на строительство.
Также недопустимо в силу вышеуказанных норм выдавать разрешения на строительство автостоянок, различного рода площадок, заборов, ограждений, пляжей. Комитетом по всем подобным выданным разрешениям на строительство проводятся проверки соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности.
Срок действия разрешения на строительство в соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указывается согласно проекту организации строительства, для ИЖС разрешение на строительство выдается на десять лет, и данный срок указывается в разрешении на строительство прописью – «десять лет».
Разрешения подписываются одним уполномоченным на это должностным лицом. Различного рода согласования выдаваемых разрешений (специалистами, архитекторами и другими лицами) незаконны, так как они не предусмотрены законодательством о градостроительной деятельности, и данное обстоятельство ведет к нарушению срока рассмотрения заявлений застройщиков о выдаче разрешений, создает для них дополнительный административный барьер.
Очень часто имеет место выдача разрешений без предоставления застройщиком всех документов, предусмотренных ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ. Если уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления принимает решение о выдаче разрешения на строительство либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, должен быть полный комплект документов. Как показывает практика проверок муниципальных образований, особенно остро стоит вопрос отсутствия проектной документации (ПОС, пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, сводный план инженерных сетей) в материалах выданных разрешений на строительство. Отсутствие акта приемки объекта, документа, подтверждающего соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов, документа, подтверждающего соответствие параметров построенного объекта, документа, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям, схемы, отображающей расположение построенного объекта, расположение сетей инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, очень часто в материалах выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию отсутствуют сведения (документальное подтверждение) о проведении осмотра объекта капитального строительства, предусмотренного ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, данное обстоятельство не позволяет сделать вывод о проведении предусмотренного законом осмотра.
Также выявлено, что муниципальными образованиями выдаются разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешений на ввод объекта индивидуального жилищного ст
рубрика:
Надзор и экспертиза