Виталий Санаров: «Для нас важен и дорог каждый объект»
Качественная и быстрая государственная экспертиза – это залог стабильного развития Ленинградской области. Именно от скорости получения разрешительных документов на реализацию проекта зависит успешное выполнение региональных жилищных программ, а также развитие территорий.
О том, как сделать так, чтобы процесс согласования бумаг вышел на новый качественный уровень, а государство и все заинтересованные участники строительной отрасли находили общий язык быстрее, мы беседуем с Виталием Санаровым, исполняющим обязанности руководителя ГАУ «Управление государственной экспертизы Ленинградской области».
– Управление государственной экспертизы – это неотъемлемая часть строительного комплекса региона, от качества ее работы зависит прочность и надежность будущих зданий. Виталий Александрович, оцените общее состояние проектов, которые попадают к вам на экспертизу.
– Думаю, что в последнее время качество проектов несколько улучшилось, но прорыва в данном вопросе, к сожалению, пока не наблюдается, так что проектировщикам есть куда расти. Существует потенциал и для совершенствования работы заказчика. Именно от того, насколько грамотно, точно и вовремя заказчик подготовит исходно-разрешительную документацию (ИРД), во многом зависит скорость прохождения экспертизы. Отмечу, что проектировщик и заказчик – это два звена одной цепи, они должны постоянно контактировать, сообща готовить проект. В нынешних современных условиях становится очевидным, насколько это важно. Прохождение госэкспертизы, как и сам процесс проектирования – это коллективный труд.
– Назовите классические ошибки компаний-заказчиков, которые приходят в управление за согласованием проекта.
– Похожими ошибками у заказчиков является то, что они не успевают к моменту сдачи проекта в экспертизу подготовить градостроительные документы – градостроительный план, проект планировки территории, не всегда корректно составляется заявка и так далее. Важно, чтобы эти документы готовились заранее. Заказчик должен предоставлять технические условия проектировщику не к моменту подготовки документов в экспертизу, а еще до начала проектирования. В этом случае проектировщик достаточно быстро делает свою часть работы. Но если идет задержка по предоставлению ИРД, то проектировщик зачастую вынужден некую часть работы делать вслепую.
– Специалисты управления проводят работу с заказчиком, разъясняют ему, что нужно делать, чтобы не допустить вышеперечисленных ошибок?
– Да. Во-первых, у управления есть свой сайт, где опубликованы все нормативные документы, которые регламентируют нашу работу и действия заказчика. Во-вторых, согласно положению Министерства регионального развития РФ мы обязаны проводить разъяснительную работу и отвечать на письма, поступающие от заказчика. И в-третьих, при сдаче документов на прохождение экспертизы происходит не только контроль, но и консультация заказчика. В случае если пакет документов неполный, то мы имеем право отказать в прохождении экспертизы. С другой стороны, если отсутствуют непринципиальные документы, то мы даем возможность заказчику принести их в течение нескольких дней после принятия общего пакета. Кроме этого, в процессе прохождения экспертизы мы выдаем уведомление, в котором информируем заказчика о тех несоответствиях, которые выявили наши эксперты. Компании дается время на их исправление, после чего есть все шансы получить положительное заключение по проекту. Других консультаций, например в процессе проектирования или в момент строительства, Управление государственной экспертизы Ленинградской области давать не имеет права.
– Получается, что многое зависит от самого заказчика?
– Да. Повторяю, если исходно-разрешительная документация на момент подачи проекта в экспертизу готова в полном объеме, то процесс согласования происходит в максимально короткие сроки. Кроме этого, важно быстро и грамотно исправлять ошибки, на которые мы указываем заказчику во время процедуры. Тем более что в ноябре прошлого года вышло постановление губернатора Ленинградской области, согласно которому срок прохождения госэкспертизы составляет 20 дней для бюджетных объектов и жилья и 40 дней для всех остальных проектов. Это, безусловно, еще один шаг на пути снижения административных барьеров. Сокращение сроков прохождения экспертизы будет способствовать увеличению объемов ввода жилья в регионе.
– Сокращение сроков экспертизы положительно отражается на процессе строительства, но не добавляет ли это управлению сложностей в работе? Пришлось ли Вам расширять штат, делать реструктуризацию и так далее?
– На мой взгляд, самый простой способ сделать работу быстрее в связи с сокращением сроков прохождения экспертизы – это увеличить штат сотрудников. Но мы пошли другим путем – оптимизировали работу внутри самой организации, поставили более четкие, сжатые сроки, отведенные на проверку документов, больше внимания стали уделять внутреннему контролю прохождения бумаг, перешли на электронный документооборот и так далее. Все эти мероприятия, на мой взгляд, позволили без увеличения числа сотрудников, а соответственно, бюджета, улучшить и ускорить прохождения документации через наших специалистов. Естественно, в работе был переходный период, ведь не все заказчики и проектировщики были информированы о законодательных изменениях. Однако мы провели разъяснение, и сейчас все идет в спокойном рабочем режиме.
– Какие из важных для Ленинградской области объектов сейчас проходят экспертизу в управлении?
– Для нас важен и дорог каждый объект. Однако сегодня Ленобласть испытывает дефицит инженерно подготовленных территорий. То количество площадок, которое было, уже застроено, поэтому правительство Ленобласти много внимания уделяет вопросу развития новых территорий. Речь идет о строительстве дорог, газопроводов, прокладке линий электропередач и так далее. Упор делается на строительство именно этих объектов. Если участки под застройку будут инженерно развиты, то возведение жилья и промышленных объектов пойдет быстрее. Кроме этого, последнее время госэкспертизу проходит много социальных объектов – школ, больниц, детских садов. Например, сейчас в работе находится проект родильного дома на 200 мест в городе Выборге. Область живет, развивается.
– Что можете посоветовать заказчику, который будет отдавать на согласование проект по объектам инфраструктуры?
– В первую очередь, правильно готовить исходно-разрешительную документацию, обращать внимание на вопрос выделения земель, на санитарные нормы, на категорию земель, по которым будет проходить объект. Сделать проект и посчитать, сколько будет стоить его реализация – это половина дела. Сложнее придать проекту правовой статус, то есть пройти согласования во всех государственных разрешительных органах и инстанциях. Важно заранее понять, по какой территории буде проходить линейный объект, рассчитать, не будет ли он затрагивать охранные земли – заказники, заповедники, экологические зоны. Подготовка земель для линейных объектов – это самый важный вопрос. Стоит отметить, что сегодня отвод земель происходит быстрее. Стало очевидно, что исполнять законы намного выгоднее, чем не делать этого.
– Виталий Александрович, на что в дальнейшем будут направлены силы управления?
– У нас много задач, основная из которых – это в кратчайшие сроки проверять качество и правильность проекта. Это требует постоянного повышения квалификации сотрудников, непрерывного изучения изменений в законодательной базе. Мы постараемся сделать свою работу с заказчиками еще проще, качественней и быстрее. Достигнуть этого можно в том числе и за счет внутриструктурных преобразований управления. Заказчик этих изменений не увидит, но почувствует на скорости прохождения экспертизы. А если заказчик со своей стороны также своевременно будет реагировать на корректировки законодательства, то процесс пойдет еще быстрее.
О том, как сделать так, чтобы процесс согласования бумаг вышел на новый качественный уровень, а государство и все заинтересованные участники строительной отрасли находили общий язык быстрее, мы беседуем с Виталием Санаровым, исполняющим обязанности руководителя ГАУ «Управление государственной экспертизы Ленинградской области».
– Управление государственной экспертизы – это неотъемлемая часть строительного комплекса региона, от качества ее работы зависит прочность и надежность будущих зданий. Виталий Александрович, оцените общее состояние проектов, которые попадают к вам на экспертизу.
– Думаю, что в последнее время качество проектов несколько улучшилось, но прорыва в данном вопросе, к сожалению, пока не наблюдается, так что проектировщикам есть куда расти. Существует потенциал и для совершенствования работы заказчика. Именно от того, насколько грамотно, точно и вовремя заказчик подготовит исходно-разрешительную документацию (ИРД), во многом зависит скорость прохождения экспертизы. Отмечу, что проектировщик и заказчик – это два звена одной цепи, они должны постоянно контактировать, сообща готовить проект. В нынешних современных условиях становится очевидным, насколько это важно. Прохождение госэкспертизы, как и сам процесс проектирования – это коллективный труд.
– Назовите классические ошибки компаний-заказчиков, которые приходят в управление за согласованием проекта.
– Похожими ошибками у заказчиков является то, что они не успевают к моменту сдачи проекта в экспертизу подготовить градостроительные документы – градостроительный план, проект планировки территории, не всегда корректно составляется заявка и так далее. Важно, чтобы эти документы готовились заранее. Заказчик должен предоставлять технические условия проектировщику не к моменту подготовки документов в экспертизу, а еще до начала проектирования. В этом случае проектировщик достаточно быстро делает свою часть работы. Но если идет задержка по предоставлению ИРД, то проектировщик зачастую вынужден некую часть работы делать вслепую.
– Специалисты управления проводят работу с заказчиком, разъясняют ему, что нужно делать, чтобы не допустить вышеперечисленных ошибок?
– Да. Во-первых, у управления есть свой сайт, где опубликованы все нормативные документы, которые регламентируют нашу работу и действия заказчика. Во-вторых, согласно положению Министерства регионального развития РФ мы обязаны проводить разъяснительную работу и отвечать на письма, поступающие от заказчика. И в-третьих, при сдаче документов на прохождение экспертизы происходит не только контроль, но и консультация заказчика. В случае если пакет документов неполный, то мы имеем право отказать в прохождении экспертизы. С другой стороны, если отсутствуют непринципиальные документы, то мы даем возможность заказчику принести их в течение нескольких дней после принятия общего пакета. Кроме этого, в процессе прохождения экспертизы мы выдаем уведомление, в котором информируем заказчика о тех несоответствиях, которые выявили наши эксперты. Компании дается время на их исправление, после чего есть все шансы получить положительное заключение по проекту. Других консультаций, например в процессе проектирования или в момент строительства, Управление государственной экспертизы Ленинградской области давать не имеет права.
– Получается, что многое зависит от самого заказчика?
– Да. Повторяю, если исходно-разрешительная документация на момент подачи проекта в экспертизу готова в полном объеме, то процесс согласования происходит в максимально короткие сроки. Кроме этого, важно быстро и грамотно исправлять ошибки, на которые мы указываем заказчику во время процедуры. Тем более что в ноябре прошлого года вышло постановление губернатора Ленинградской области, согласно которому срок прохождения госэкспертизы составляет 20 дней для бюджетных объектов и жилья и 40 дней для всех остальных проектов. Это, безусловно, еще один шаг на пути снижения административных барьеров. Сокращение сроков прохождения экспертизы будет способствовать увеличению объемов ввода жилья в регионе.
– Сокращение сроков экспертизы положительно отражается на процессе строительства, но не добавляет ли это управлению сложностей в работе? Пришлось ли Вам расширять штат, делать реструктуризацию и так далее?
– На мой взгляд, самый простой способ сделать работу быстрее в связи с сокращением сроков прохождения экспертизы – это увеличить штат сотрудников. Но мы пошли другим путем – оптимизировали работу внутри самой организации, поставили более четкие, сжатые сроки, отведенные на проверку документов, больше внимания стали уделять внутреннему контролю прохождения бумаг, перешли на электронный документооборот и так далее. Все эти мероприятия, на мой взгляд, позволили без увеличения числа сотрудников, а соответственно, бюджета, улучшить и ускорить прохождения документации через наших специалистов. Естественно, в работе был переходный период, ведь не все заказчики и проектировщики были информированы о законодательных изменениях. Однако мы провели разъяснение, и сейчас все идет в спокойном рабочем режиме.
– Какие из важных для Ленинградской области объектов сейчас проходят экспертизу в управлении?
– Для нас важен и дорог каждый объект. Однако сегодня Ленобласть испытывает дефицит инженерно подготовленных территорий. То количество площадок, которое было, уже застроено, поэтому правительство Ленобласти много внимания уделяет вопросу развития новых территорий. Речь идет о строительстве дорог, газопроводов, прокладке линий электропередач и так далее. Упор делается на строительство именно этих объектов. Если участки под застройку будут инженерно развиты, то возведение жилья и промышленных объектов пойдет быстрее. Кроме этого, последнее время госэкспертизу проходит много социальных объектов – школ, больниц, детских садов. Например, сейчас в работе находится проект родильного дома на 200 мест в городе Выборге. Область живет, развивается.
– Что можете посоветовать заказчику, который будет отдавать на согласование проект по объектам инфраструктуры?
– В первую очередь, правильно готовить исходно-разрешительную документацию, обращать внимание на вопрос выделения земель, на санитарные нормы, на категорию земель, по которым будет проходить объект. Сделать проект и посчитать, сколько будет стоить его реализация – это половина дела. Сложнее придать проекту правовой статус, то есть пройти согласования во всех государственных разрешительных органах и инстанциях. Важно заранее понять, по какой территории буде проходить линейный объект, рассчитать, не будет ли он затрагивать охранные земли – заказники, заповедники, экологические зоны. Подготовка земель для линейных объектов – это самый важный вопрос. Стоит отметить, что сегодня отвод земель происходит быстрее. Стало очевидно, что исполнять законы намного выгоднее, чем не делать этого.
– Виталий Александрович, на что в дальнейшем будут направлены силы управления?
– У нас много задач, основная из которых – это в кратчайшие сроки проверять качество и правильность проекта. Это требует постоянного повышения квалификации сотрудников, непрерывного изучения изменений в законодательной базе. Мы постараемся сделать свою работу с заказчиками еще проще, качественней и быстрее. Достигнуть этого можно в том числе и за счет внутриструктурных преобразований управления. Заказчик этих изменений не увидит, но почувствует на скорости прохождения экспертизы. А если заказчик со своей стороны также своевременно будет реагировать на корректировки законодательства, то процесс пойдет еще быстрее.
рубрика:
Надзор и экспертиза
автор:
Лидия Горборукова