Владимир Матвеев: «Образование – трамплин в будущее»
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет разработал магистерскую программу «Стратегическое планирование и обеспечение национальной безопасности». Она направлена и на обучение руководителей бизнес-структур. Одна из первых групп, обучающихся по этой программе, может быть сформирована из числа директоров и специалистов строительных компаний.
Об этом мы беседуем с заведующим кафедрой «национальная безопасность» политехнического университета, доктором технических и кандидатом экономических наук, почетным работником высшего профессионального образования, профессором Владимиром Матвеевым.
– Владимир Владимирович, что представляет собой новая программа?
– С нынешнего года в стране осуществлен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые представляют собой двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. В магистратуру принимаются люди, уже имеющие высшее образование, как правило, в другой сфере, например строители. Поступают и бакалавры, но их в стране пока мало.
Наша кафедра организует образовательный процесс в направлении «государственное и муниципальное управление».
Мы разработали магистерскую программу: «Стратегическое планирование и обеспечение национальной безопасности». Это название связано с двумя президентскими указами: «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» и «О стратегии национальной безопасности до 2020 года». Во исполнение указов президента РФ Совет безопасности РФ рекомендовал Министерству образования и науки ввести в учебных заведениях обязательную дисциплину «Стратегическое планирование и обеспечение национальной безопасности». Мы создали программу подготовки магистров по этому направлению. Для реализации учебного процесса разработаны учебно-методические комплексы по каждой дисциплине, получены лицензия на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации. Среди наших преподавателей 50% – доктора и профессора (найти второй такой пример сложно), много кандидатов наук, выпускники аспирантуры нашей кафедры.
Мы ориентируемся на специалистов в той или иной области, уже имеющих высшее образование, опыт управленческой деятельности, включая и руководителей строительных организаций. Поэтому одно из предложений заключается в том, чтобы создать профессионально направленные группы из числа руководителей государственных структур, бизнеса. Мы их уже формируем.
Учебные курсы организованы с использованием технологий дистанционного обучения: многие люди с высшим образованием по понятным причинам не могут учиться «с отрывом от производства». С использованием Интернета слушатели на сайте кафедры находят нужный курс, обеспеченный методическими материалами, выполняют задания, интерактивно общаются с профессорско-преподавательским составом. Кроме того, для обеспечения образовательного процесса имеется электронная библиотека учебно-методических пособий, монографий, рекомендованной для изучения литературы по профилю учебных дисциплин.
Еще одна особенность магистерских программ – проведение научно-практических семинаров. Кроме образовательного процесса это личностное общение с людьми, известными в городе и стране, специалистами в какой-либо области и решение актуальных задач. Это похоже на клуб общения с обсуждением актуальных вопросов, возможностью вынести личные идеи на рассмотрение заинтересованного круга лиц. По окончании магистратуры каждый защищает магистерскую диссертацию. Последняя часть диссертации имеет практические рекомендации по совершенствованию определенных сфер управления: реформированию управленческих структур, внесению изменений в законодательную базу, оценку эффективности работы, повышению качества управления. Понятно, что руководители строительных организаций взаимодействуют как с партнерами по отрасли, так и с органами власти. Это касается, например, проблем отчуждения территорий, законодательной базы и т. д. С одной стороны, это обучение, с другой – творчество, что способно по-новому разрешать проблемы, существующие в обществе.
– Вы набираете и «строительную» группу?
– Одно из наших предложений – организовать обучение чисто профессиональных групп. У руководителей строительных организаций есть своя специфика и свои цели. Поэтому некоторые семинары и конференции мы будем проводить применительно к специфике этой группы. У группы муниципалов первого и второго уровня – свои задачи. Мы показываем целостность, системность процессов управления, а потом конкретизируем применительно к тому, что их интересует.
– Что это даст строителям, руководителям компаний?
– По окончании Санкт-Петербургского государственного политехнического университета вручается диплом магистра, в котором указано направление полученного образования – «государственное и муниципальное управление» – и квалификация – магистр управления. В соответствии с федеральным законом занятие должностей в системе государственной и муниципальной службы происходит на условиях конкурса с учетом соответствующего образования и опыта работы. Но даже если это не касается перехода на новое место работы, на государственную и муниципальную службу, многие участвуют в политических мероприятиях, выдвигают себя на выборные должности, становятся депутатами. А это образование может стать своего рода трамплином в будущее.
Руководитель строительной организации должен понимать механизмы управления не только на уровне фирмы, но и на макроуровне. Нужно знать механизмы управления средствами мировой и государственной кредитно-финансовой системы, стратегию развития в рамках страны, региона, муниципального образования.
То есть стратегический план развития страны, субъекта Российской Федерации – это обязательно взаимодействие с муниципальным образованием. Если строительство идет на территории муниципального образования, это обязательно взаимодействие со строительными фирмами, которые работают на этой территории. Когда мы покажем системный подход объединения всех этих структур, то результат может быть совсем другим.
– Работаете ли вы со строительными саморегулируемыми организациями, действующими в регионе?
– Да. Работаем и с правительством Ленинградской области. По заказу комитетов и администраций муниципальных образований разрабатывались некоторые научные проекты по совершенствованию управления в регионе. В рамках научно-исследовательских и дипломных работ осуществлялась оценка эффективности работы ряда структур управления, формулировались предложения по реформированию структур и изменению их функционирования. Выпускники кафедры получили дальнейшее трудоустройство, в том числе в правительстве и администрациях некоторых муниципальных образований Ленинградской области. Традиционно мы и дальше поддерживаем с ними отношения, организуем взаимодействие в научной, образовательной и просветительской деятельности.
– Занимается ли политехнический университет программами аттестации и повышения квалификации в строительстве?
– Да. В «политехе» имеется инженерно-строительный факультет, а также факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, которые реализует данные программы обучения.
– Возможно ли совмещение вашей программы и повышения квалификации?
– Существует система так называемого параллельного образования, когда можно обучаться по нескольким программам одновременно. Например, студенты, обучающиеся по инженерным специальностям, начиная с третьего курса получают в форме заочного обучения (фактически учатся вечером) второе высшее образование.
На нашей базе периодически проходят совместные научно-практические конференции, в которых принимает участие СРО «Строители Ленинградской области» с приглашением специалистов – строителей, управленцев. Здесь рассматриваются, например, проблемы профессиональной подготовки молодежи, иные вопросы, связанные со строительством.
– Как в конечном счете влияет на ваших выпускников полученное у вас образование? Сказывается ли оно на принятии решений, на стиле работы?
Невозможно осуществлять подготовку специалистов в отрыве от реалий сегодняшнего дня, без привязки к существующим проблемам в стране, субъекте РФ, муниципальном образовании. Существует взаимосвязь системы образования и структур государственной власти. С одной стороны, студенты и слушатели проходят учебную и производственную практику в различных структурах управления: правительстве Ленинградской области, контрольно-счетной палате, территориальном управлении Росимущества, муниципальных образованиях и т. д., а с другой – существует обмен научно-практической и методической информацией. При необходимости совместно решаются возникающие проблемы. Так, например, в прошлом году территориальному управлению Росимущества по Ленинградской области необходимо было в кратчайшие сроки закончить формирование кадастра земель области. Проблема, которую силами работников территориального управления невозможно было бы решить в течение полутора лет. С учетом наших партнерских отношений силами студентов кафедры эта сложная государственная задача была решена в течение месяца.
Об этом мы беседуем с заведующим кафедрой «национальная безопасность» политехнического университета, доктором технических и кандидатом экономических наук, почетным работником высшего профессионального образования, профессором Владимиром Матвеевым.
– Владимир Владимирович, что представляет собой новая программа?
– С нынешнего года в стране осуществлен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые представляют собой двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. В магистратуру принимаются люди, уже имеющие высшее образование, как правило, в другой сфере, например строители. Поступают и бакалавры, но их в стране пока мало.
Наша кафедра организует образовательный процесс в направлении «государственное и муниципальное управление».
Мы разработали магистерскую программу: «Стратегическое планирование и обеспечение национальной безопасности». Это название связано с двумя президентскими указами: «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» и «О стратегии национальной безопасности до 2020 года». Во исполнение указов президента РФ Совет безопасности РФ рекомендовал Министерству образования и науки ввести в учебных заведениях обязательную дисциплину «Стратегическое планирование и обеспечение национальной безопасности». Мы создали программу подготовки магистров по этому направлению. Для реализации учебного процесса разработаны учебно-методические комплексы по каждой дисциплине, получены лицензия на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации. Среди наших преподавателей 50% – доктора и профессора (найти второй такой пример сложно), много кандидатов наук, выпускники аспирантуры нашей кафедры.
Мы ориентируемся на специалистов в той или иной области, уже имеющих высшее образование, опыт управленческой деятельности, включая и руководителей строительных организаций. Поэтому одно из предложений заключается в том, чтобы создать профессионально направленные группы из числа руководителей государственных структур, бизнеса. Мы их уже формируем.
Учебные курсы организованы с использованием технологий дистанционного обучения: многие люди с высшим образованием по понятным причинам не могут учиться «с отрывом от производства». С использованием Интернета слушатели на сайте кафедры находят нужный курс, обеспеченный методическими материалами, выполняют задания, интерактивно общаются с профессорско-преподавательским составом. Кроме того, для обеспечения образовательного процесса имеется электронная библиотека учебно-методических пособий, монографий, рекомендованной для изучения литературы по профилю учебных дисциплин.
Еще одна особенность магистерских программ – проведение научно-практических семинаров. Кроме образовательного процесса это личностное общение с людьми, известными в городе и стране, специалистами в какой-либо области и решение актуальных задач. Это похоже на клуб общения с обсуждением актуальных вопросов, возможностью вынести личные идеи на рассмотрение заинтересованного круга лиц. По окончании магистратуры каждый защищает магистерскую диссертацию. Последняя часть диссертации имеет практические рекомендации по совершенствованию определенных сфер управления: реформированию управленческих структур, внесению изменений в законодательную базу, оценку эффективности работы, повышению качества управления. Понятно, что руководители строительных организаций взаимодействуют как с партнерами по отрасли, так и с органами власти. Это касается, например, проблем отчуждения территорий, законодательной базы и т. д. С одной стороны, это обучение, с другой – творчество, что способно по-новому разрешать проблемы, существующие в обществе.
– Вы набираете и «строительную» группу?
– Одно из наших предложений – организовать обучение чисто профессиональных групп. У руководителей строительных организаций есть своя специфика и свои цели. Поэтому некоторые семинары и конференции мы будем проводить применительно к специфике этой группы. У группы муниципалов первого и второго уровня – свои задачи. Мы показываем целостность, системность процессов управления, а потом конкретизируем применительно к тому, что их интересует.
– Что это даст строителям, руководителям компаний?
– По окончании Санкт-Петербургского государственного политехнического университета вручается диплом магистра, в котором указано направление полученного образования – «государственное и муниципальное управление» – и квалификация – магистр управления. В соответствии с федеральным законом занятие должностей в системе государственной и муниципальной службы происходит на условиях конкурса с учетом соответствующего образования и опыта работы. Но даже если это не касается перехода на новое место работы, на государственную и муниципальную службу, многие участвуют в политических мероприятиях, выдвигают себя на выборные должности, становятся депутатами. А это образование может стать своего рода трамплином в будущее.
Руководитель строительной организации должен понимать механизмы управления не только на уровне фирмы, но и на макроуровне. Нужно знать механизмы управления средствами мировой и государственной кредитно-финансовой системы, стратегию развития в рамках страны, региона, муниципального образования.
То есть стратегический план развития страны, субъекта Российской Федерации – это обязательно взаимодействие с муниципальным образованием. Если строительство идет на территории муниципального образования, это обязательно взаимодействие со строительными фирмами, которые работают на этой территории. Когда мы покажем системный подход объединения всех этих структур, то результат может быть совсем другим.
– Работаете ли вы со строительными саморегулируемыми организациями, действующими в регионе?
– Да. Работаем и с правительством Ленинградской области. По заказу комитетов и администраций муниципальных образований разрабатывались некоторые научные проекты по совершенствованию управления в регионе. В рамках научно-исследовательских и дипломных работ осуществлялась оценка эффективности работы ряда структур управления, формулировались предложения по реформированию структур и изменению их функционирования. Выпускники кафедры получили дальнейшее трудоустройство, в том числе в правительстве и администрациях некоторых муниципальных образований Ленинградской области. Традиционно мы и дальше поддерживаем с ними отношения, организуем взаимодействие в научной, образовательной и просветительской деятельности.
– Занимается ли политехнический университет программами аттестации и повышения квалификации в строительстве?
– Да. В «политехе» имеется инженерно-строительный факультет, а также факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, которые реализует данные программы обучения.
– Возможно ли совмещение вашей программы и повышения квалификации?
– Существует система так называемого параллельного образования, когда можно обучаться по нескольким программам одновременно. Например, студенты, обучающиеся по инженерным специальностям, начиная с третьего курса получают в форме заочного обучения (фактически учатся вечером) второе высшее образование.
На нашей базе периодически проходят совместные научно-практические конференции, в которых принимает участие СРО «Строители Ленинградской области» с приглашением специалистов – строителей, управленцев. Здесь рассматриваются, например, проблемы профессиональной подготовки молодежи, иные вопросы, связанные со строительством.
– Как в конечном счете влияет на ваших выпускников полученное у вас образование? Сказывается ли оно на принятии решений, на стиле работы?
Невозможно осуществлять подготовку специалистов в отрыве от реалий сегодняшнего дня, без привязки к существующим проблемам в стране, субъекте РФ, муниципальном образовании. Существует взаимосвязь системы образования и структур государственной власти. С одной стороны, студенты и слушатели проходят учебную и производственную практику в различных структурах управления: правительстве Ленинградской области, контрольно-счетной палате, территориальном управлении Росимущества, муниципальных образованиях и т. д., а с другой – существует обмен научно-практической и методической информацией. При необходимости совместно решаются возникающие проблемы. Так, например, в прошлом году территориальному управлению Росимущества по Ленинградской области необходимо было в кратчайшие сроки закончить формирование кадастра земель области. Проблема, которую силами работников территориального управления невозможно было бы решить в течение полутора лет. С учетом наших партнерских отношений силами студентов кафедры эта сложная государственная задача была решена в течение месяца.
рубрика:
Образование
автор:
Василий Когаловский