Виктор Гешеле: «Реализованы большие интересные проекты»

Кингисеппский район стал площадкой для одной из самых больших строек региона – морского порта Усть-Луга. Однако это отнюдь не единственное его экономическое достижение в последние годы. О том, как район живет и развивается, как работает здесь строительная отрасль, рассказывает глава администрации района Виктор Гешеле.

– Каковы экономические результаты развития вашего района за последние годы? Удалось ли в полной мере преодолеть последствия кризиса?
– Данные статистики свидетельствуют: экономика Кингисеппского района оправилась после кризиса и находится на подъеме. Растут и доходы работающих. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, осуществляющих промышленную деятельность на территории нашего муниципального образования, по сравнению с 2009 годом выросла на 7% и в конце 2010 года достигла 27,5 тыс. рублей. На крупных и средних предприятиях всех форм собственности рост заработной платы за 2010 год составил 15%, размер среднемесячной заработной платы за 2010 год достиг 23,3 тыс. рублей.
40% всей продукции, отгруженной средними и крупными предприятиями района (а это в целом 24 млрд рублей), приходится на продукцию предприятия химической отрасли – ООО «ПГ «Фосфорит». 2010 год для «Фосфорита» прошел успешно. По всем позициям производственные показатели значительно выше показателей 2009 года. Предприятием отгружено продукции, оказано услуг на сумму около 10 млрд рублей, что выше отгрузки 2009 года на 55%. Ведется модернизация стекольного производства ЗАО «Веда – Пак», что расширит ассортимент продукции.
Крупным и значимым для района новым предприятием стал открывшийся в конце прошлого года в Ивангороде завод корейской компании «Йура корпорейшн». Его основная продукция – электропроводка для выпускаемых в России корейских автомашин «Хендай». Планируемый объем производства – 30 млн USD в год. Сейчас на заводе работает более тысячи человек, а после выхода предприятия на проектную мощность будет открыто две с половиной тысячи рабочих мест.

– Как развивается строительная отрасль района? Насколько активно ведется застройка в районном центре и в других населенных пунктах?

– Строительными организациями района выполнен значительный объем работ, освоено около 7 млрд рублей. В результате отрасль стала одной из лидирующих в экономике муниципалитета. Строительство в районе в настоящее время ведется в рамках 14 проектов.
Осенью этого года будет введен в эксплуатацию Кингисеппский домостроительный комбинат, который в настоящее время работает в режиме пусконаладки. Наш район – один из тех немногих, у кого не было своего производства стройматериалов. Теперь же мы шагнем, наверное, вперед всех, потому что появился ДСК, который будет выпускать несъемную опалубку из полистиролбетона: комплекты домостроительных материалов для полного цикла строительства несущих конструкций дома. Мы получим свое комплектное домостроение производственной мощностью 100 тыс. кв. м в год и сможем строить не только у себя, но и помогать нашим ближайшим соседям по Ленинградской области. Это экологически чистое производство с энергосберегающими технологиями. Большой плюс и в том, что продукция комбината позволит строить быстровозводимые дома по конкурентной цене.
Что касается жилищного строительства, в 2010 году сданы в эксплуатацию 272 квартиры площадью 20 тыс. кв. м. Строятся 2 многоэтажных жилых дома в городе Кингисеппе и жилой квартал в поселке Усть-Луга.
Наши строительные усилия сосредоточены и в социальной сфере, в том числе в здравоохранении. Для привлечения молодых врачей принята трехлетняя программа по обеспечению их жильем – сумма выделяемых средств составит от 30 до 50 млн рублей ежегодно.
Удалось привлечь значительные спонсорские средства на ремонт лечебных учреждений. Из 40 миллионов спонсорских средств в 2010 году на нужды медицины была потрачена почти половина – около 20 млн рублей. Из местного бюджета на ремонт объектов здравоохранения в прошлом году было направлено почти 10 млн рублей.
В рамках федеральной программы модернизации здравоохранения на капитальный ремонт неврологического, травматологического, терапевтического, детского отделений центральной районной больницы в Кингисеппе, а также детской поликлиники в Ивангороде в 2011 году запланировано финансирование в объеме более 60 млн рублей.

– Кто покупает жилье: местные жители или приезжие?
– Покупают и местные жители, и с учетом развития порта Усть-Луга многие специалисты и даже компании, целые терминалы покупают в Кингисеппе жилье в строящихся домах – сразу по 50-60 квартир для своих работников, которые будут переезжать к нам из других регионов.
Безработица у нас практически нулевая. Порт, развивающиеся предприятия в Кингисеппе и Ивангороде сегодня исчерпали местные трудовые ресурсы, много рабочей силы привозной, много перспективных рабочих мест. Наши профтехучилища переориентированы на новые специальности для порта (докеры, крановщики, водители погрузчиков и другие востребованные профессии).

– Двигается ли очередь на жилье?
– Да, хотя, конечно, не такими темпами, как хотелось бы. Тенденция к этому заложена около трех лет назад. И в следующем году сможем сделать реальные шаги. Но не в одиночку. Потому что около 600 семей участвует в областных и сопряженных с ними федеральных жилищных программах. В этом году на улучшение жилищных условий граждан в район были направлены денежные средства для 30 семей, из них 11 ветеранов Великой Отечественной войны. За счет средств областного и районного бюджета приобретена трехкомнатная квартира для педагога сельской школы, одиннадцать квартир для лиц из числа детей-сирот.
Мы отработали документацию и в ближайшие месяцы выйдем на электронные торги для приобретения 10 квартир – в первую очередь для нужд муниципалитета, врачей и учителей.

– На первичном рынке?
– Да. На вторичном мы с этого года жилье не приобретаем, потому что у нас высокая готовность многоэтажных домов. В этом году будет сдано почти 300 квартир.

– Появляются ли в вашем районе здания, яркие с архитектурной точки зрения?
– Да. В последние годы реализованы большие интересные проекты, например большой торговый центр площадью 12 тыс. кв. м. Он своим новым стилем разнообразил Кингисепп. Это здание европейского, прибалтийского типа: мы находимся на границе с Евросоюзом, и в застройке возможны такие оттенки. Сейчас тот же инвестор проектирует гостиничный и спа-центр универсального характера со спортивными залами, бассейном, банями, бизнес-центром. Это интересный, красивый объект. Надеемся, что инвестор в следующем году начнет строительство.
Мы запланировали застройку нового микрорайона – 7-го микрорайона города, – где заложили новые черты развития города. Здесь будет проживать до 5 тыс. человек, в нем будут сосредоточены все современные спортивные сооружения: плавательный бассейн, ледовый дворец, теннисные корты. В этом микрорайоне появится и новая деловая зона в стиле XXI века, разместятся налоговая инспекция, филиал областного университета им. А.С. Пушкина, ряд других сооружений. В микрорайоне построят большой торговый молл с боулингом и другими развлечениями. Соседние микрорайоны, конечно, тоже будут пользоваться этой инфраструктурой.
Мы понизили этажность Кингисеппа. В соседних кварталах преобладают 5-и 9-этажные дома, поэтому уличные фасады и в этом микрорайоне будут такими же, но в глубине квартала мы переходим к таунхаусам, коттеджам и малоэтажным домам высотой до трех этажей. Это тоже придаст Кингисеппу новый стиль.
В будущем мы предполагаем расширение коттеджного строительства. Первым таким проектом станет «Новый Ямбург» (наш город раньше назывался Ямбургом). Проект уже реализуется. Из 180 домов 20 первых домов построены и стали своего рода визитной карточкой района. Многие кингисеппцы задумываются о том, чтобы, продав свои квартиры, переехать в эти дома: это комфортные места проживания на земле и при этом в черте города. Мы заложили в наши планы строительство еще 500 коттеджей в черте города. Эту программу мы попытаемся реализовать в течение трех лет.
Планирование развития территории требует большой работы по обеспечению градостроительной документацией. Разработана и направлена на согласование в Минрегионразвития и областное правительство схема территориального планирования района. Ее проект в июне получил согласование от комитетов правительства Ленинградской области. Проект генерального плана Кингисеппского городского поселения в декабре 2010 года передан на согласование в правительство Ленинградской области. В настоящее время согласительная комиссия работает над устранением замечаний, полученных от комитетов областного правительства, с целью получения положительного заключения и согласования проекта. Получено согласование правительства Ленинградской области по проекту генерального плана Ивангородского городского поселения. Объявлен конкурс на выполнение работ по проекту правил землепользования и застройки Ивангородского городского поселения. Проводятся работы по устранению замечаний, полученных на областном Градостроительном совете по проектам генеральных Усть-Лужского, Вистинского, Куземкинского сельских поселений. После устранения этих замечаний проекты будут переданы на согласование в правительство Ленинградской области. Разрабатывается проект генерального плана Большелуцкого сельского поселения.

– Сможет ли Усть-Луга как город развиваться теми темпами, о которых говорилось еще недавно?
– Планируется, что Усть-Луга будет развиваться, там будет строиться жилье. Но без поддержки государства этот проект не сдвинуть с места. Когда в Усть-Лугу прилетал министр регионального развития Виктор Басаргин, мы обсуждали за круглым столом возможность привлечения государства к строительству инфраструктуры. Генплан Усть-Лужского поселения практически готов, и компания «Усть-Луга» приступила к строительству первых домов на левобережье. Но это пока и все. Строительство невозможно без реальных партнеров, а реальные партнеры – это Российская Федерация и Ленинградская область. Если инвестор будет строить инфраструктуру за свой счет, квадратный метр жилья будет слишком дорог, такое жилье непродаваемо. Надеюсь, мы сможем убедить государственные органы в необходимости федерального участия в проекте.

– В Кингисеппском районе идет строительство порта, есть и другие стройки. Удается ли вам решить ту проблему, о которой говорил губернатор, – собирать налоги со строительных компаний, работающих на вашей территории?
– Все компании, которые прибывают к нам работать на длительный срок, налоги платят здесь. Может быть, этого не делают только субподрядчики, связанные с тем или иным коротким этапом стройки длительностью несколько недель. Абсолютно все генподрядчики и субподрядчики, работающие в порту, зарегистрированы у нас. В районной налоговой службе состоят на учете около 500 обособленных подразделений. Налоги по заработной плате идут в бюджеты поселений, района и области. Собираемость растет, но цифры невелики. Пополнение бюджета района за счет подоходного налога составило всего 29 млн рублей. Мы ожидали большего. Но район получает всего 20% собираемых сумм, еще 10% – поселения, а все остальное – почти 100 млн рублей – поступает в консолидированный бюджет Ленинградской области.

– Какие меры по ремонту и строительству дорог предпринимаются в вашем муниципальном районе?
– Для обеспечения выхода автотранспорта от морского порта на федеральные автодороги планируется реконструкция автодороги «Нарва» с ее расширением до 4 полос и обходом населенных пунктов. Предусмотрено строительство двух транспортных развязок. Плановый срок окончания этих работ – 2015 год.
За счет средств областного и местных бюджетов в 2010 году выполнены дорожные работы на сумму 307 млн рублей, более 200 млн рублей были израсходованы на капитальный ремонт дорог. Из них почти 90 млн пошли на капитальный ремонт дорог и объектов благоустройства в Кингисеппе.

– Как развивается сфера ЖКХ района? Удается ли вам обеспечивать строительство и расширение коммунальной инфраструктуры и других систем жизнеобеспечения?
– Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из приоритетных для нас. В прошлом году оформлено право собственности на построенные газопроводы к жилой застройке деревни Дубки в Котельском сельском поселении и деревни Горка в Фалилеевском сельском поселении. В стадии оформления – собственность на газопровод в деревне Кайболово. Это даст возможность продать их эксплуатирующей организации, а средства направить на дальнейшее развитие газоснабжающей сети.
За период 2008-2010 годов по программе «Газификация населенных пунктов Ленинградской области» газифицировано около 190 жилых домов в 4 населенных пунктах, протяженность построенных газопроводов составила 10 км. В ближайшие два года планируется строительство газопроводов к жилой застройке трех деревень; проектирование газопроводов к жилым застройкам Пустомержского сельского поселения.
В Ивангороде за счет средств инвестора завершается строительство двух модульных котельных на природном газе. В 2011 году планируется строительство модульных котельных в Фалилеево и в Вистино. Рассматривается возможность разработки проекта реконструкции котельной в поселке Кингисеппский.

– Какие наиболее значимые инвестиционные проекты реализуются сегодня в районе? Какие меры вы предпринимаете, чтобы инвестиции шли в район?
– Ежегодно объем инвестиций в строительство объектов экономики на территории района растет. В 2010 году в экономику района инвестировано более 22 млрд рублей.
Важнейшим фактором развития Кингисеппского района является создание морского торгового порта в устье реки Луга, что приведет к формированию эффективного промышленно-производственного комплекса.
Основной объем инвестиций направлен в строительство портовых сооружений, железнодорожных подходов к порту и его инфраструктуры.
В 2011 году комплекс наливных грузов ОАО «Роснефтьбункер» начал работу  тестовом режиме. В начале года с комплекса наливных грузов была отгружена первая партия нефтепродуктов. Подходит к завершению строительство второй очереди проекта строительства многопрофильного портового комплекса «Юг-2», третью очередь планируется ввести в 2011 году. Это позволит значительно увеличить площади под хранение автомобилей, принимать контейнерные и генеральные грузы. Интенсивно ведется строительство Усть-Лужского контейнерного терминала. Пропускная способность терминала при полном развитии составит 3 млн TEU в год, что позволит ему стать крупнейшим и наиболее передовым в технологическом отношении российским терминалом. Началось строительство комплекса по перегрузке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов ООО «СИБУР-Портэнерго», проектная мощность нового нефтяного комплекса составит до 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов и 2,5 млн тонн светлых нефтепродуктов в год. Продолжается строительство в портовом районе «Горки» морского терминала для перегрузки накатных грузов ООО «Новая Гавань». Первый этап строительства предполагается завершить в 2011 году. В ближайшее время начнет строиться база обеспечивающего флота (Росморпорт), предназначенная для комплексного обслуживания судов.
Срок реализации проекта строительства магистрального нефтепровода БТС-2 к порту «Усть-Луга» намечен на 2011 год. Конечной точкой нефтепровода станет нефтебаза в порту, проектная документация на строительство которой сейчас разрабатывается.
Но не только портовая зона привлекает потенциальных инвесторов, хотя ее близость является одним из определяющих факторов размещения предприятий. Сегодня ведется строительство двух крупных объектов на промплощадке «Фосфорита»: завода по производству стальных штампованных автомобильных дисков и завода по производству древесных гранул.

– Что Вы как глава администрации района считаете наиболее актуальным для его развития? Каковы основные задачи развития района на ближайшую перспективу?
– Это прежде всего качественное исполнение властью района своих полномочий. Например, в этом году мы отметили 40-летие постройки школы и детского сада, в следующем году столько же исполнится ряду других объектов. Они уже не соответствуют ни современным требованиям, ни задачам энергосбережения. Поэтому сегодня мы используем все возможности привлечения наших партнеров – портовые терминалы, предприятие «Фосфорит» и других, помогающих нам в рамках социального партнерства, – для финансирования реконструкции таких объектов. Уже завершается полная реконструкция школы № 1 с учетом требований энергосбережения. Большая работа по приведению хозяйства в порядок будет приоритетной для нас и в следующем году.
 Необходимо поднимать эффективность управления структурными подразделениями со стороны администрации района и выстраивать вертикаль взаимодействия с органами местного самоуправления городских и сельских поселений. Конечно, закон о принципах организации местного самоуправления (131-ФЗ) породил массу противоречий, но сегодня на 90% у нас выстроены отношения с поселениями, администрация района четко работает с муниципалитетами первого уровня.
Нам не хватает средств на решение многих первоочередных задач. Отчасти помогает социальное партнерство с предприятиями. Надеемся, в структуре консолидированного бюджета области в будущем произойдут изменения, больше внимания будет уделяться выполнению основных полномочий района.
Вот пример. Принят областной закон о бесплатном выделении гражданам земельных участков. Мы выделяем их, но у нас не хватает средств на обеспечение их инфраструктурой. Мы рассчитываем на поддеожку областного Правительства и софинансирование из консолидированного бюджета. Мы выделили землю, но что люди дальше будут делать с ней? Мы не в состоянии обеспечить эти массивы дорогами, электросетями, водопроводом и другими коммуникациями, хотя готовы софинансировать такую работу. Подано около 500 заявлений, почти 100 участков уже предоставлено. Но и эти 100 уже стали серьезной головной болью для администраций первого уровня, которые должны обеспечить землю инфраструктурой. А еще сколько заявлений будет! Проблему нужно открыто обсуждать на уровне региона и принять соответствующие решения.
Надеюсь, принимаемые меры предоставят всем нам возможность решить нашу главную общую задачу – повысить уровень предоставления муниципальных услуг и качество жизни нашего населения.
рубрика: Территория
автор: Василий Когаловский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.