Решать вопросы должны люди с интеллектом
Председателем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры назначена искусствовед и девелопер Вера Дементьева. Возможно, как раз эти две разные ипостаси, соединенные
в одном человеке, имеющем к тому же опыт работы в государственных органах власти, позволят новому председателю КГИОП оценить ситуацию, сложившуюся
в городе, комплексно и взвешенно.
Тронные речи вновь назначенных вице-губернаторов и председателей комитетов администрации города в целом схожи: в них делается упор на хорошие традиции, существующие в коллективе, в той или иной степени отдается дань уважения предшественникам, с оговоркой, что в их работе были упущения, которые необходимо устранить. Они призывают в свои союзники прессу и обещают быть максимально «прозрачны» для средств массовой информации; на вопросы отвечают предельно обобщенно, за «конкретикой» отсылая к своим заместителям. «Реорганизации? Будут, если сочтем их целесообразными».
Давайте познакомимся
Вера Анатольевна Дементьева родилась в 1950 году в семье коренных ленинградцев. В 1973 году закончила факультет теории и истории искусства Академии художеств. Трудовая биография началась не с работы на комсомольской ниве, как поспешили сообщить некоторые средства массовой информации, а с экскурсоводческой деятельности в музее «Исаакиевский собор». Через два года Вера Дементьева уже работала в органах охраны памятников Главного Управления культуры Ленгорисполкома, а еще через два года заняла должность уполномоченного Министерства культуры СССР по контролю за вывозом культурных ценностей. Среди добрых дел, осуществленных на этом посту, Вера Дементьева особо отмечает спасение уникальной коллекции Дома писателей – 28 живописных полотен, в том числе шедевр Казимира Малевича «На бульваре» (хранится в Русском музее), передачу в Государственный Эрмитаж иконы XVI века.
В 1986 году Вера Анатольевна переходит на работу в Исполком Ленсовета помощником нынешнего губернатора, а тогда заместителя председателя Исполкома, Валентины Ивановны Матвиенко. Затем будущий председатель КГИОП возглавила Секретариат культуры исполкома.
В начале 1990-х годов и до назначения председателем комитета Вера Дементьева была генеральным директором российской фирмы с голландским капиталом «Северные цветы», которая занимается управлением недвижимости.
Наказ губернатора
Новый председатель КГИОП заверила журналистов, что будет строго следовать тем ориентирам, которые наметила губернатор Валентина Матвиенко. Во-первых, «ни один памятник истории и культуры впредь не должен быть утрачен». Во-вторых, «нужно действовать в соответствии с законодательной базой, руководствуясь здравым смыслом и нравственными категориями». В-третьих, «необходимо запретить уплотнительную застройку в историческом центре города». В-четвертых, «комитет должен быть гибкой структурой и не может стоять на пути инвестиционных процессов». Заметим, что два последних постулата с трудом уживаются друг с другом, а за излишнюю «гибкость» при столкновении с «инвестиционными процессами» бывшего руководителя КГИОП Никиту Явейна критиковали не только горожане и журналисты, но и коллеги по комитету, члены научного совета. Вера Анатольевна сказала, что отдает себе отчет в сложности совмещения этих двух требований.
Необходимо остановить варварство
По словам председателя КГИОП, необходимо остановить те проекты, которые игнорируют предписания комитета, разрушают исторический облик города, идут наперекор общественному мнению. Вопиющий случай – идея строительства торговых павильонов на Большом проспекте Васильевского острова. Как выразилась Вера Дементьева, «эта тема сегодня закрыта, никакого строительства на этом месте не будет». Второй факт вандализма, на котором заострила свое внимание председатель комитета, – вырубка деревьев во дворе Строгановского дворца. «Тем более это дико, что происходило все ночью и без какого-либо разрешения, а задействована была такая солидная структура как Государственный Русский музей», – отметила г-жа Дементьева.
Яркий пример того, как с ведома других комитетов администрации инвесторами извращаются решения, принимаемые КГИОП, – здание на Почтамтской улице, 4. «КГИОП был единственным органом, который не согласовал это строительство, разрешение было дано только на воссоздание фасада здания, однако у КГА было другое мнение. И теперь мы имеем то, что имеем», – сказала Вера Дементьева.
Вера Анатольевна подчеркнула, что петербургский КГИОП является уникальной организацией, не только управленческой, но и «научно-исследовательской, творческой структурой». «В нашем городе существуют высокие стандарты охранного дела. Если бы позиция комитета в течение прошедших десяти лет была другая, то ситуация в городе была бы еще хуже, – заметила она. – Посмотрите на Москву или на города российской глубинки».
Однако глава комитета считает, что город должен развиваться, «он не может быть музеефицирован или мумифицирован». Задача
КГИОП состоит в том, чтобы сочетать охрану памятников и реконструкцию. Уже подготовлен список лакун центральных районов, застройку которых КГИОП может разрешить. В стадии подготовки находится документ, регламентирующий высотность зданий в разных кварталах исторической части города.
Эстетика – наша категория
По мнению Веры Дементьевой, мы живем в городе уникальных архитектурных ансамблей, и вторжение в них должно быть минимизировано. «У собственников зданий есть деньги, они их заработали или не заработали – это не наше дело, беда в том, что часто у этих людей нет вкуса. И это становится серьезной проблемой. Когда-то в советские времена мы могли сказать – эта строительная организация всем хороша, но у ее руководителя не хватит интеллекта, чтобы сделать ремонт здания на Невском проспекте. Сегодня мы так сказать не можем, но, согласитесь, что каждый собственник вкладывает в понятие «красиво» что-то свое и этим своим руководствуется, перестраивая, надстраивая, меняя интерьеры. Задача специалистов КГИОП и средств массовой информации – воспитывать вкусы, давать ориентиры»
Председатель КГИОП, исходя из своего опыта работы с недвижимостью, считает: собственникам надо объяснять, что «новодел снижает стоимость объекта. Новая блестящая плитка, положенная вместо пусть менее броского, но исторического материала, способствует утрате своеобразия памятника архитектуры». По мнению г-жи Дементьевой, организации, оказавшиеся собственниками зданий-памятников – дворцов, усадеб – должны не только следовать всем предписаниям КГИОП, но и, как это заведено в других странах, установить дни или часы для открытого посещения, поскольку эти памятники являются культурным достоянием всех граждан страны.
Реставрация – враг аутентичности
Как чиновник, отвечающий за охрану памятников в нашем городе, Вера Дементьева приветствует быстро распространяющуюся европейскую моду на аутентичность. «Реставрация является вынужденной мерой, которая применяется в том случае, если бездействовали те службы, которые должны поддерживать нормальное состояние памятников. На меня не производят завораживающего впечатления масштабы реставрационных работ, проведенных в городе. Я не испытываю эйфории, для продолжения деятельности в таком объеме нет технических возможностей. К тому же часто смущает качество реставрационных работ. Считаю, что миллионы квадратных метров реставрированных площадей нам не нужны». По мнению председателя КГИОП, в городе сегодня нет квалифицированных служб, которые занимались бы каждодневным обслуживанием памятников архитектуры. «Замечу, что их нет даже в музеях. Так произошла крупная протечка в музее Суворова, и директор вызвал для ее ликвидации дежурную аварийную бригаду».
Мнение искусствоведа
У Веры Анатольевны не вызывает большого восхищения выбранный жюри проект новой сцены Мариинского театра, хотя сам факт проведения международного конкурса «встряхнул архитектурную среду». Спорным кажется председателю КГИОП и проект реконструкции здания Главного штаба. (Напомним, что мнения членов научного совета на его обсуждении разделились, а если вспомнить, что автор этого проекта – родной брат Никиты Явейна – ситуация становится пикантной.)
Автор: Ирина Барчук
в одном человеке, имеющем к тому же опыт работы в государственных органах власти, позволят новому председателю КГИОП оценить ситуацию, сложившуюся
в городе, комплексно и взвешенно.
Тронные речи вновь назначенных вице-губернаторов и председателей комитетов администрации города в целом схожи: в них делается упор на хорошие традиции, существующие в коллективе, в той или иной степени отдается дань уважения предшественникам, с оговоркой, что в их работе были упущения, которые необходимо устранить. Они призывают в свои союзники прессу и обещают быть максимально «прозрачны» для средств массовой информации; на вопросы отвечают предельно обобщенно, за «конкретикой» отсылая к своим заместителям. «Реорганизации? Будут, если сочтем их целесообразными».
Давайте познакомимся
Вера Анатольевна Дементьева родилась в 1950 году в семье коренных ленинградцев. В 1973 году закончила факультет теории и истории искусства Академии художеств. Трудовая биография началась не с работы на комсомольской ниве, как поспешили сообщить некоторые средства массовой информации, а с экскурсоводческой деятельности в музее «Исаакиевский собор». Через два года Вера Дементьева уже работала в органах охраны памятников Главного Управления культуры Ленгорисполкома, а еще через два года заняла должность уполномоченного Министерства культуры СССР по контролю за вывозом культурных ценностей. Среди добрых дел, осуществленных на этом посту, Вера Дементьева особо отмечает спасение уникальной коллекции Дома писателей – 28 живописных полотен, в том числе шедевр Казимира Малевича «На бульваре» (хранится в Русском музее), передачу в Государственный Эрмитаж иконы XVI века.
В 1986 году Вера Анатольевна переходит на работу в Исполком Ленсовета помощником нынешнего губернатора, а тогда заместителя председателя Исполкома, Валентины Ивановны Матвиенко. Затем будущий председатель КГИОП возглавила Секретариат культуры исполкома.
В начале 1990-х годов и до назначения председателем комитета Вера Дементьева была генеральным директором российской фирмы с голландским капиталом «Северные цветы», которая занимается управлением недвижимости.
Наказ губернатора
Новый председатель КГИОП заверила журналистов, что будет строго следовать тем ориентирам, которые наметила губернатор Валентина Матвиенко. Во-первых, «ни один памятник истории и культуры впредь не должен быть утрачен». Во-вторых, «нужно действовать в соответствии с законодательной базой, руководствуясь здравым смыслом и нравственными категориями». В-третьих, «необходимо запретить уплотнительную застройку в историческом центре города». В-четвертых, «комитет должен быть гибкой структурой и не может стоять на пути инвестиционных процессов». Заметим, что два последних постулата с трудом уживаются друг с другом, а за излишнюю «гибкость» при столкновении с «инвестиционными процессами» бывшего руководителя КГИОП Никиту Явейна критиковали не только горожане и журналисты, но и коллеги по комитету, члены научного совета. Вера Анатольевна сказала, что отдает себе отчет в сложности совмещения этих двух требований.
Необходимо остановить варварство
По словам председателя КГИОП, необходимо остановить те проекты, которые игнорируют предписания комитета, разрушают исторический облик города, идут наперекор общественному мнению. Вопиющий случай – идея строительства торговых павильонов на Большом проспекте Васильевского острова. Как выразилась Вера Дементьева, «эта тема сегодня закрыта, никакого строительства на этом месте не будет». Второй факт вандализма, на котором заострила свое внимание председатель комитета, – вырубка деревьев во дворе Строгановского дворца. «Тем более это дико, что происходило все ночью и без какого-либо разрешения, а задействована была такая солидная структура как Государственный Русский музей», – отметила г-жа Дементьева.
Яркий пример того, как с ведома других комитетов администрации инвесторами извращаются решения, принимаемые КГИОП, – здание на Почтамтской улице, 4. «КГИОП был единственным органом, который не согласовал это строительство, разрешение было дано только на воссоздание фасада здания, однако у КГА было другое мнение. И теперь мы имеем то, что имеем», – сказала Вера Дементьева.
Вера Анатольевна подчеркнула, что петербургский КГИОП является уникальной организацией, не только управленческой, но и «научно-исследовательской, творческой структурой». «В нашем городе существуют высокие стандарты охранного дела. Если бы позиция комитета в течение прошедших десяти лет была другая, то ситуация в городе была бы еще хуже, – заметила она. – Посмотрите на Москву или на города российской глубинки».
Однако глава комитета считает, что город должен развиваться, «он не может быть музеефицирован или мумифицирован». Задача
КГИОП состоит в том, чтобы сочетать охрану памятников и реконструкцию. Уже подготовлен список лакун центральных районов, застройку которых КГИОП может разрешить. В стадии подготовки находится документ, регламентирующий высотность зданий в разных кварталах исторической части города.
Эстетика – наша категория
По мнению Веры Дементьевой, мы живем в городе уникальных архитектурных ансамблей, и вторжение в них должно быть минимизировано. «У собственников зданий есть деньги, они их заработали или не заработали – это не наше дело, беда в том, что часто у этих людей нет вкуса. И это становится серьезной проблемой. Когда-то в советские времена мы могли сказать – эта строительная организация всем хороша, но у ее руководителя не хватит интеллекта, чтобы сделать ремонт здания на Невском проспекте. Сегодня мы так сказать не можем, но, согласитесь, что каждый собственник вкладывает в понятие «красиво» что-то свое и этим своим руководствуется, перестраивая, надстраивая, меняя интерьеры. Задача специалистов КГИОП и средств массовой информации – воспитывать вкусы, давать ориентиры»
Председатель КГИОП, исходя из своего опыта работы с недвижимостью, считает: собственникам надо объяснять, что «новодел снижает стоимость объекта. Новая блестящая плитка, положенная вместо пусть менее броского, но исторического материала, способствует утрате своеобразия памятника архитектуры». По мнению г-жи Дементьевой, организации, оказавшиеся собственниками зданий-памятников – дворцов, усадеб – должны не только следовать всем предписаниям КГИОП, но и, как это заведено в других странах, установить дни или часы для открытого посещения, поскольку эти памятники являются культурным достоянием всех граждан страны.
Реставрация – враг аутентичности
Как чиновник, отвечающий за охрану памятников в нашем городе, Вера Дементьева приветствует быстро распространяющуюся европейскую моду на аутентичность. «Реставрация является вынужденной мерой, которая применяется в том случае, если бездействовали те службы, которые должны поддерживать нормальное состояние памятников. На меня не производят завораживающего впечатления масштабы реставрационных работ, проведенных в городе. Я не испытываю эйфории, для продолжения деятельности в таком объеме нет технических возможностей. К тому же часто смущает качество реставрационных работ. Считаю, что миллионы квадратных метров реставрированных площадей нам не нужны». По мнению председателя КГИОП, в городе сегодня нет квалифицированных служб, которые занимались бы каждодневным обслуживанием памятников архитектуры. «Замечу, что их нет даже в музеях. Так произошла крупная протечка в музее Суворова, и директор вызвал для ее ликвидации дежурную аварийную бригаду».
Мнение искусствоведа
У Веры Анатольевны не вызывает большого восхищения выбранный жюри проект новой сцены Мариинского театра, хотя сам факт проведения международного конкурса «встряхнул архитектурную среду». Спорным кажется председателю КГИОП и проект реконструкции здания Главного штаба. (Напомним, что мнения членов научного совета на его обсуждении разделились, а если вспомнить, что автор этого проекта – родной брат Никиты Явейна – ситуация становится пикантной.)
Автор: Ирина Барчук
рубрика:
Точка зрения
