Рынок сам заставляет строителей наращивать потенциал
Продолжаем наш рассказ об ассоциациях, создавших Союз строительных объединений и организаций. Сегодня речь пойдет об одном из первых и крупнейших объединений строителей. История акционерного общества открытого типа «Строительная корпорация Санкт-Петербурга» уходит своими корнями в 1955 год. Тогда, по решению Правительства СССР, –
в целях улучшения жилищного, гражданского и промышленного строительства – был образован Главленинградстрой. Он был создан
на правах союзного министерства и имел отдельную строку в народно-хозяйственном плане. За все время существования управленческой структуры регионального строительного комплекса город на Неве по своим масштабам увеличился во много раз. Так, в 1955 году размер жилой площади Ленинграда составлял 17 млн кв. метров. К началу тысячелетия он уже увеличился в три с половиной раза и составил более 60 млн кв. метров. В послевоенном городе количество населения едва достигало 500 тыс. человек, а нынче нас стало в 10 раз больше. Соответственно изменились и задачи, стоящие перед строителями. Немаловажную роль в их успешном выполнении играет работа по консолидации усилий строителей, которую выполняет Стройкорпорация Санкт-Петербурга, объединяющая предприятия стройиндустрии города.
У истоков ее создания стоял профессиональный строитель с полувековым стажем Ю.Р. Кожуховский. Нынешний год стал для Юрия Ромуальдовича трижды юбилейным: родному городу исполнилось 300 лет, полвека назад он впервые пришел на строительную площадку, в июне Стройкорпорация Санкт-Петербурга отметила 70-летний юбилей своего президента. Сегодня мы пришли в гости к Юрию Ромуальдовичу на Невский проспект, 1.
– Расскажите, что явилось основой создания ассоциации?
– В 1989 году, по решению Совета Министров СССР, был образован Ленинградский строительный комитет. Мне поручили его возглавить. Его создали на базе пяти строительных главков: Главленинградстрой, Главзапстрой, Главленстройматериалы, Главленинградинжстрой, Облстрой. Ленстройкомитет продолжал работать на правах союзного министерства, и у него были права общесоюзного собственника. В период перехода предприятий на самоокупаемость и самофинансирование, преобразование их в акционерные общества мы предоставляли коллективам право выкупа. Это одновременно явилось для строителей стимулом и средством для выполнения конечной цели – улучшения социально-бытовых условий жителей города и области.
– Это было время бурных реформ? Известно, что часть организаций тогда распались, не выдержали темпа...
– На их месте появились новые, жизнеспособные фирмы. И жизнь показала, что мы выбрали правильный путь: при реформировании строительного комплекса не вмешиваться в процесс акционирования. В Москве, например, поступили иначе. Таким образом, руководители предприятий, которым коллективы доверили право управлять, перестали получать указания сверху, были, так сказать, брошены в море бизнеса, и рынок сам заставил их наращивать свой потенциал. В тех условиях стало естественным стремление всех участников процесса объединяться в сообщества.
– Тогда и образовалась Стройкорпорация Санкт-Петербурга?
– Да, но она иначе называлась. По инициативе Правительства страны, была создана Ленинградская государственно-акционерная строительная корпорация. Трудовые коллективы Ленинграда, входившие в эту корпорацию, создавали арендные предприятия и заключали договоры аренды, а впоследствии выкупили мощности. В 1992 году мы преобразовались в АООТ «Стройкорпорация Санкт-Петербурга». Нашей задачей является координация строительства и взаимодействие по поручению строительных предприятий с городскими структурами власти. Кроме этого, мы оказываем инжиниринговые, юридические, консультационные и информационные услуги строительным предприятиям. Проводится работа по подготовке кадров для стройки. Это было очень важным делом – сохранить в коллективах знающих дело, опытных людей и создать условия для подготовки молодых специалистов.
– Это, так сказать, современная история строительства. Но разрешите воспользоваться уникальной возможностью напрямую от вас услышать о днях минувших...
– Все самое запомнившееся, конечно, связано с моей работой в Минтрансстрое и Главленинградстрое. Я возглавлял его с 1980 года. А двадцать пять лет до этого? Начинал с бригадира, мастера. Потом был главным инженером. Ежегодно работали более чем на 2 тыс. объектов. Вместе со мной трудились около 200 тыс. человек. Иногда целые города поднимались нами с нуля. Новый Уренгой и Северобайкальск – по заданию ЦК и Совмина – были построены нами буквально на пустом месте, притом в условиях вечной мерзлоты. Конечно, строили жилье – примерно 2 млн кв. метров в год. Остальное только перечислю: 128 школ, 215 детских садов, 76 поликлиник, 37 больниц (среди которых – клиники МВД, Скорой помощи, Областная), 16 родильных домов, научный центр «Мозг человека», Спортивно-концертный комплекс, Университет в Петродворце, БКЗ «Октябрьский», аэропорт «Пулково», Театр юного зрителя, гостиницы «Прибалтийская» и «Пулковская» (вместе с финнами и шведами), Зимний стадион, Публичная библиотека на Московском проспекте, комбинаты «Спутник» и «Лето», 4 птицефабрики и еще многое другое. Интересной была работа по реставрации и реконструкции дворцово-парковых ансамблей, в частности Павловского паркового ансамбля, по восстановлению системы фонтанов Петродворца. За свои заслуги Главленинградстрой награжден орденом Ленина.
– Объем работ, действительно, впечатляет. Чтобы управлять строительным комплексом с такими мощными масштабами производства, надо было не понаслышке знать о строительстве. Расскажите, как вы пришли к этой профессии?
– Начальником Главленинградстроя я был назначен после 25 лет работы. Сначала работал на стройках в системе Минтрансстроя, потом руководил Дорожно-мостовым управлением Ленгорисполкома. А на стройплощадку впервые пришел в 1953 году, и с тех пор это стало делом моей жизни. По окончании Института инженеров железнодорожного транспорта мне довелось работать в Мостострое-6 Минтрансстроя. Мы построили несколько крупных мостов. Один из них – через Северную Двину в Архангельске. Там я стал начальником участка, правда, в ту пору это называлось иначе – начальником берега. Позднее, когда случилась авария на строительстве моста Александра Невского в Ленинграде – там снесло опоры неистовым осенним ледоходом, меня перевели в родной город и назначили главным инженером строительства этого моста. Тут мне очень пригодился мой северный опыт. В конце 1965 года мост сдали, а 3 января 1966 года начали строить Литейный мост через Неву... Позднее, в 1978 году, мне поручили организовать строительство комплекса защитных сооружений. Помните? Вся страна нам помогала. У нас работали 7 тыс. человек. Удалось решить даже социальные проблемы приезжавших с семьями строителей из других городов. Мы построили на том этапе дорогу до Кронштадта. Сложной была работа по проектированию сооружений, а также разбивка капиталовложений по годам.
– Вы этому учились отдельно?
– Меня посылали в Голландию ознакомиться с системой строительства защитных сооружений. Комплекс возвели там за 20 лет, предусмотрены в нем даже такие детали, как строительство специальных пропускных устройств для угря. Голландцы советовали мне непременно перенять их опыт по сохранению экологического и биологического баланса морской среды. Я согласно кивал. На самом деле это очень важно для жизни большого города...
Автор: Светлана Денискова
в целях улучшения жилищного, гражданского и промышленного строительства – был образован Главленинградстрой. Он был создан
на правах союзного министерства и имел отдельную строку в народно-хозяйственном плане. За все время существования управленческой структуры регионального строительного комплекса город на Неве по своим масштабам увеличился во много раз. Так, в 1955 году размер жилой площади Ленинграда составлял 17 млн кв. метров. К началу тысячелетия он уже увеличился в три с половиной раза и составил более 60 млн кв. метров. В послевоенном городе количество населения едва достигало 500 тыс. человек, а нынче нас стало в 10 раз больше. Соответственно изменились и задачи, стоящие перед строителями. Немаловажную роль в их успешном выполнении играет работа по консолидации усилий строителей, которую выполняет Стройкорпорация Санкт-Петербурга, объединяющая предприятия стройиндустрии города.
У истоков ее создания стоял профессиональный строитель с полувековым стажем Ю.Р. Кожуховский. Нынешний год стал для Юрия Ромуальдовича трижды юбилейным: родному городу исполнилось 300 лет, полвека назад он впервые пришел на строительную площадку, в июне Стройкорпорация Санкт-Петербурга отметила 70-летний юбилей своего президента. Сегодня мы пришли в гости к Юрию Ромуальдовичу на Невский проспект, 1.
– Расскажите, что явилось основой создания ассоциации?
– В 1989 году, по решению Совета Министров СССР, был образован Ленинградский строительный комитет. Мне поручили его возглавить. Его создали на базе пяти строительных главков: Главленинградстрой, Главзапстрой, Главленстройматериалы, Главленинградинжстрой, Облстрой. Ленстройкомитет продолжал работать на правах союзного министерства, и у него были права общесоюзного собственника. В период перехода предприятий на самоокупаемость и самофинансирование, преобразование их в акционерные общества мы предоставляли коллективам право выкупа. Это одновременно явилось для строителей стимулом и средством для выполнения конечной цели – улучшения социально-бытовых условий жителей города и области.
– Это было время бурных реформ? Известно, что часть организаций тогда распались, не выдержали темпа...
– На их месте появились новые, жизнеспособные фирмы. И жизнь показала, что мы выбрали правильный путь: при реформировании строительного комплекса не вмешиваться в процесс акционирования. В Москве, например, поступили иначе. Таким образом, руководители предприятий, которым коллективы доверили право управлять, перестали получать указания сверху, были, так сказать, брошены в море бизнеса, и рынок сам заставил их наращивать свой потенциал. В тех условиях стало естественным стремление всех участников процесса объединяться в сообщества.
– Тогда и образовалась Стройкорпорация Санкт-Петербурга?
– Да, но она иначе называлась. По инициативе Правительства страны, была создана Ленинградская государственно-акционерная строительная корпорация. Трудовые коллективы Ленинграда, входившие в эту корпорацию, создавали арендные предприятия и заключали договоры аренды, а впоследствии выкупили мощности. В 1992 году мы преобразовались в АООТ «Стройкорпорация Санкт-Петербурга». Нашей задачей является координация строительства и взаимодействие по поручению строительных предприятий с городскими структурами власти. Кроме этого, мы оказываем инжиниринговые, юридические, консультационные и информационные услуги строительным предприятиям. Проводится работа по подготовке кадров для стройки. Это было очень важным делом – сохранить в коллективах знающих дело, опытных людей и создать условия для подготовки молодых специалистов.
– Это, так сказать, современная история строительства. Но разрешите воспользоваться уникальной возможностью напрямую от вас услышать о днях минувших...
– Все самое запомнившееся, конечно, связано с моей работой в Минтрансстрое и Главленинградстрое. Я возглавлял его с 1980 года. А двадцать пять лет до этого? Начинал с бригадира, мастера. Потом был главным инженером. Ежегодно работали более чем на 2 тыс. объектов. Вместе со мной трудились около 200 тыс. человек. Иногда целые города поднимались нами с нуля. Новый Уренгой и Северобайкальск – по заданию ЦК и Совмина – были построены нами буквально на пустом месте, притом в условиях вечной мерзлоты. Конечно, строили жилье – примерно 2 млн кв. метров в год. Остальное только перечислю: 128 школ, 215 детских садов, 76 поликлиник, 37 больниц (среди которых – клиники МВД, Скорой помощи, Областная), 16 родильных домов, научный центр «Мозг человека», Спортивно-концертный комплекс, Университет в Петродворце, БКЗ «Октябрьский», аэропорт «Пулково», Театр юного зрителя, гостиницы «Прибалтийская» и «Пулковская» (вместе с финнами и шведами), Зимний стадион, Публичная библиотека на Московском проспекте, комбинаты «Спутник» и «Лето», 4 птицефабрики и еще многое другое. Интересной была работа по реставрации и реконструкции дворцово-парковых ансамблей, в частности Павловского паркового ансамбля, по восстановлению системы фонтанов Петродворца. За свои заслуги Главленинградстрой награжден орденом Ленина.
– Объем работ, действительно, впечатляет. Чтобы управлять строительным комплексом с такими мощными масштабами производства, надо было не понаслышке знать о строительстве. Расскажите, как вы пришли к этой профессии?
– Начальником Главленинградстроя я был назначен после 25 лет работы. Сначала работал на стройках в системе Минтрансстроя, потом руководил Дорожно-мостовым управлением Ленгорисполкома. А на стройплощадку впервые пришел в 1953 году, и с тех пор это стало делом моей жизни. По окончании Института инженеров железнодорожного транспорта мне довелось работать в Мостострое-6 Минтрансстроя. Мы построили несколько крупных мостов. Один из них – через Северную Двину в Архангельске. Там я стал начальником участка, правда, в ту пору это называлось иначе – начальником берега. Позднее, когда случилась авария на строительстве моста Александра Невского в Ленинграде – там снесло опоры неистовым осенним ледоходом, меня перевели в родной город и назначили главным инженером строительства этого моста. Тут мне очень пригодился мой северный опыт. В конце 1965 года мост сдали, а 3 января 1966 года начали строить Литейный мост через Неву... Позднее, в 1978 году, мне поручили организовать строительство комплекса защитных сооружений. Помните? Вся страна нам помогала. У нас работали 7 тыс. человек. Удалось решить даже социальные проблемы приезжавших с семьями строителей из других городов. Мы построили на том этапе дорогу до Кронштадта. Сложной была работа по проектированию сооружений, а также разбивка капиталовложений по годам.
– Вы этому учились отдельно?
– Меня посылали в Голландию ознакомиться с системой строительства защитных сооружений. Комплекс возвели там за 20 лет, предусмотрены в нем даже такие детали, как строительство специальных пропускных устройств для угря. Голландцы советовали мне непременно перенять их опыт по сохранению экологического и биологического баланса морской среды. Я согласно кивал. На самом деле это очень важно для жизни большого города...
Автор: Светлана Денискова
рубрика:
Точка зрения
