Участки выделят по закону
Сессия городского парламента в минувшую среду оказалась более чем насыщенной. Депутаты выбирали уполномоченного
по правам человека (окончательно так и не выбрали), преодолевали вето губернатора, а главное, приняли за основу один из самых важных для строительного сообщества законопроектов «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся
в собственности Санкт-Петербурга».
Закон «О торгах», как его окрестили в кулуарах парламента задолго до официального внесения в общий список законопроектов, витал в анналах городского парламента несколько месяцев. Его автор – спикер Вадим Тюльпанов – то обещал скооперироваться с Алексеем Белоусовым, разработавшим аналогичный законопроект, то принимал решение о самостоятельной подготовке документа.
И вот проект закона рожден под названием «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга».
Сразу надо отметить, что многие его постулаты являются почти революционными. В общих положениях сказано, что к объектам недвижимости будут отнесены земельные участки под застройку, незаконченные строительные объекты, а также реконструируемые здания, сооружения и их части. Все они должны будут заноситься в «Адресный перечень объектов недвижимости в сфере строительства и реконструкции». Не говоря уже о том, что создание такого адресного перечня задача более чем сложная, а по оценке некоторых строителей – просто не выполнимая, так еще этот адресный перечень должен утверждаться законом Санкт-Петербурга. То есть должен пройти три чтения в стенах Мариинского дворца.
Специальная статья законопроекта, разработанного Вадимом Тюльпановым, отведена тому, что будет включаться в этот перечень. Это кварталы и иные части города, на которых будут формироваться и затем предоставляться инвесторам земельные участки под застройку и здания, подлежащие реконструкции.
В отношении этих участков должно быть указано их функциональное назначение. Как сказано в проекте закона, не только сам адресный перечень должен утверждаться законом, но и все изменения и дополнения к нему.
Статья 3 касается столь важного направления как предоставление объектов недвижимости на торгах. На торги будут выставляться сформированные земельные участки, здания, сооружения и их части. Торги планируется проводить в форме аукциона или конкурса. Аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы. Торги в форме конкурса будут проводиться в случае необходимости установления условий по использованию объекта недвижимости собственником.
Решение о проведении торгов в форме конкурса будет принимать городское правительство. Решение о проведении торгов в форме аукциона будет принимать специальный «уполномоченный орган». При этом будет определяться начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы, так называемый «шаг аукциона», а также размер задатка.
Статья 5 касается пресловутого целевого предоставления объектов недвижимости. По предложению г-на Тюльпанова, целевое предоставление возможно только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным и казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Иным лицам целевое выделение возможно только в случае строительства уникальных объектов, в соответствии с рекомендательным письмо городского парламента по представлению губернатора. Как это ни странно, несмотря на отмену так называемых «иных случаев» Уставным судом, в этом проекте закона вновь фигурируют иные случаи, но на сей раз предусмотренные городскими законами и федеральным законодательством.
Порядок рассмотрения заявлений предлагается следующий. Заявления будут поступать в уполномоченный орган (какой – не сказано, так как, по-видимому, это прерогатива губернатора). В заявлении должны быть сведения о заявителе, указание на объект в адресном перечне, описание предполагаемого результата строительства. По усмотрению заявителя в нем может содержаться и ТЭО проекта строительства.
В случае, если предметом заявления является земельный участок, не включенный в адресный перечень, то оно может рассматриваться как предварительное согласование места размещения будущего объекта.
Затем уполномоченный орган будет решать: выставить ли объект недвижимости на торги, подготовить ли решение о предварительном согласовании или о предоставлении целевым назначением. Возможны еще два варианта – либо совсем отклонить заявление, либо подготовить предложение о возможности его учета при внесении дополнений к адресному перечню. Оговариваются в проекте закона сроки рассмотрения заявлений, в том числе в случае проведения экспертизы.
Самые революционные изменения отнесены в конец разработанного документа. Их стоит процитировать. «Проведение изыскательских работ с целью установления возможности строительства проводится специализированными организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующих работ. Не допускается предоставление участка для проведения изыскательских работ лицу, представившему заявку на предоставление земельного участка под строительство».
И, наконец, в заключительных положениях содержится второе, может быть, главное новшество: «Признать утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 9 июля 1998 года №191-35 «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга».
Таким образом, с ног на голову ставятся главные моменты сегодняшнего дня – изыскательские работы не смогут проводить сами инвесторы, претендующие на его застройку. Городской закон, на основе которого в течение последних пяти лет строилась вся инвестиционная деятельность в Санкт-Петербурге, должен быть отменен.
В ходе обсуждения законопроекта его автор Вадим Тюльпанов напомнил всем коллегам о решении Уставного суда (смотри материал в этом же номере «СЕ»), отметил два главных момента – принятие законом «Адресного перечня объектов недвижимости», в соответствии с которым и будут проводиться торги, и призвал депутатов принять закон в первом чтении. За то, что проект закона надо принять за основу и потом разрабатывать поправки к нему, выступили Владимир Гольман, Геннадий Озеров, Сергей Андреев и даже вечный оппонент Михаил Амосов. Каждый высказал свои претензии к тексту, но единодушны они были в том, что после принятия в первом чтении нужно дать большой срок на поправки. В результате проголосовало за проект закона рекордное количество депутатов – 41, а на поправки был дан месяц – до 1 февраля 2004 года.
Комментируя принятый проект закона, его автор Вадим Тюльпанов сказал: «Вы знаете, что Уставный суд принял решение, и после его вступления в силу может возникнуть правовой вакуум. ИТК фактически себя исчерпала, поэтому необходимо было принять новый закон, который решит вопрос о выставлении земельных участков и строительных объектов на торги. Есть некоторое исключение о целевом предоставлении – но это небольшое количество объектов. Все это будет полезно для города и бюджета, доходная часть которого существенно увеличится. Идея создания этого закона родилась в тот момент, когда летом этого года Уставный суд принял решение о том, что депутаты не имеют право входить в состав ИТК. Депутаты просили разработать законопроект, отменяющий понятие ИТК и переводящий процесс на торги».
Вадим Тюльпанов подчеркнул, что одновременность принятия решения Уставным судом и вынесения на публичное обсуждение нового закона – случайное совпадение. «Проект закона разрабатывался последние три месяца, а решение суда состоялось несколько дней назад, – сказал он. – И закон уже был готов к этому времени». Решение суда он считает справедливым и подлежащим исполнению.
Обсуждая с закон с другими депутатами ЗС по выходе из зала пленарных заседаний, наш корреспондент услышала разноречивые мнения. «Такой адресный перечень не создать ни за полгода, ни за год. Тем более его нереально утвердить законом. Это в принципе нерешаемая задача», – сказал Владимир Гольман.
В противовес ему депутат Константин Сухенко уверен, что разработать такой адресный перечень вполне реально, как и утвердить его городским законом.
Проект закона, думается, будет активно обсуждаться профильными комитетами городской администрации и вызовет немало споров. Следует ожидать многочисленных и, возможно, кардинальных поправок к его тексту. Видимо, законодательная и исполнительная власти пойдут по опробованному механизму разработки согласованных поправок на заседаниях совместной рабочей группы.
Автор: Елена Кузнецова
по правам человека (окончательно так и не выбрали), преодолевали вето губернатора, а главное, приняли за основу один из самых важных для строительного сообщества законопроектов «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся
в собственности Санкт-Петербурга».
Закон «О торгах», как его окрестили в кулуарах парламента задолго до официального внесения в общий список законопроектов, витал в анналах городского парламента несколько месяцев. Его автор – спикер Вадим Тюльпанов – то обещал скооперироваться с Алексеем Белоусовым, разработавшим аналогичный законопроект, то принимал решение о самостоятельной подготовке документа.
И вот проект закона рожден под названием «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга».
Сразу надо отметить, что многие его постулаты являются почти революционными. В общих положениях сказано, что к объектам недвижимости будут отнесены земельные участки под застройку, незаконченные строительные объекты, а также реконструируемые здания, сооружения и их части. Все они должны будут заноситься в «Адресный перечень объектов недвижимости в сфере строительства и реконструкции». Не говоря уже о том, что создание такого адресного перечня задача более чем сложная, а по оценке некоторых строителей – просто не выполнимая, так еще этот адресный перечень должен утверждаться законом Санкт-Петербурга. То есть должен пройти три чтения в стенах Мариинского дворца.
Специальная статья законопроекта, разработанного Вадимом Тюльпановым, отведена тому, что будет включаться в этот перечень. Это кварталы и иные части города, на которых будут формироваться и затем предоставляться инвесторам земельные участки под застройку и здания, подлежащие реконструкции.
В отношении этих участков должно быть указано их функциональное назначение. Как сказано в проекте закона, не только сам адресный перечень должен утверждаться законом, но и все изменения и дополнения к нему.
Статья 3 касается столь важного направления как предоставление объектов недвижимости на торгах. На торги будут выставляться сформированные земельные участки, здания, сооружения и их части. Торги планируется проводить в форме аукциона или конкурса. Аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы. Торги в форме конкурса будут проводиться в случае необходимости установления условий по использованию объекта недвижимости собственником.
Решение о проведении торгов в форме конкурса будет принимать городское правительство. Решение о проведении торгов в форме аукциона будет принимать специальный «уполномоченный орган». При этом будет определяться начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы, так называемый «шаг аукциона», а также размер задатка.
Статья 5 касается пресловутого целевого предоставления объектов недвижимости. По предложению г-на Тюльпанова, целевое предоставление возможно только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным и казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Иным лицам целевое выделение возможно только в случае строительства уникальных объектов, в соответствии с рекомендательным письмо городского парламента по представлению губернатора. Как это ни странно, несмотря на отмену так называемых «иных случаев» Уставным судом, в этом проекте закона вновь фигурируют иные случаи, но на сей раз предусмотренные городскими законами и федеральным законодательством.
Порядок рассмотрения заявлений предлагается следующий. Заявления будут поступать в уполномоченный орган (какой – не сказано, так как, по-видимому, это прерогатива губернатора). В заявлении должны быть сведения о заявителе, указание на объект в адресном перечне, описание предполагаемого результата строительства. По усмотрению заявителя в нем может содержаться и ТЭО проекта строительства.
В случае, если предметом заявления является земельный участок, не включенный в адресный перечень, то оно может рассматриваться как предварительное согласование места размещения будущего объекта.
Затем уполномоченный орган будет решать: выставить ли объект недвижимости на торги, подготовить ли решение о предварительном согласовании или о предоставлении целевым назначением. Возможны еще два варианта – либо совсем отклонить заявление, либо подготовить предложение о возможности его учета при внесении дополнений к адресному перечню. Оговариваются в проекте закона сроки рассмотрения заявлений, в том числе в случае проведения экспертизы.
Самые революционные изменения отнесены в конец разработанного документа. Их стоит процитировать. «Проведение изыскательских работ с целью установления возможности строительства проводится специализированными организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующих работ. Не допускается предоставление участка для проведения изыскательских работ лицу, представившему заявку на предоставление земельного участка под строительство».
И, наконец, в заключительных положениях содержится второе, может быть, главное новшество: «Признать утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 9 июля 1998 года №191-35 «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга».
Таким образом, с ног на голову ставятся главные моменты сегодняшнего дня – изыскательские работы не смогут проводить сами инвесторы, претендующие на его застройку. Городской закон, на основе которого в течение последних пяти лет строилась вся инвестиционная деятельность в Санкт-Петербурге, должен быть отменен.
В ходе обсуждения законопроекта его автор Вадим Тюльпанов напомнил всем коллегам о решении Уставного суда (смотри материал в этом же номере «СЕ»), отметил два главных момента – принятие законом «Адресного перечня объектов недвижимости», в соответствии с которым и будут проводиться торги, и призвал депутатов принять закон в первом чтении. За то, что проект закона надо принять за основу и потом разрабатывать поправки к нему, выступили Владимир Гольман, Геннадий Озеров, Сергей Андреев и даже вечный оппонент Михаил Амосов. Каждый высказал свои претензии к тексту, но единодушны они были в том, что после принятия в первом чтении нужно дать большой срок на поправки. В результате проголосовало за проект закона рекордное количество депутатов – 41, а на поправки был дан месяц – до 1 февраля 2004 года.
Комментируя принятый проект закона, его автор Вадим Тюльпанов сказал: «Вы знаете, что Уставный суд принял решение, и после его вступления в силу может возникнуть правовой вакуум. ИТК фактически себя исчерпала, поэтому необходимо было принять новый закон, который решит вопрос о выставлении земельных участков и строительных объектов на торги. Есть некоторое исключение о целевом предоставлении – но это небольшое количество объектов. Все это будет полезно для города и бюджета, доходная часть которого существенно увеличится. Идея создания этого закона родилась в тот момент, когда летом этого года Уставный суд принял решение о том, что депутаты не имеют право входить в состав ИТК. Депутаты просили разработать законопроект, отменяющий понятие ИТК и переводящий процесс на торги».
Вадим Тюльпанов подчеркнул, что одновременность принятия решения Уставным судом и вынесения на публичное обсуждение нового закона – случайное совпадение. «Проект закона разрабатывался последние три месяца, а решение суда состоялось несколько дней назад, – сказал он. – И закон уже был готов к этому времени». Решение суда он считает справедливым и подлежащим исполнению.
Обсуждая с закон с другими депутатами ЗС по выходе из зала пленарных заседаний, наш корреспондент услышала разноречивые мнения. «Такой адресный перечень не создать ни за полгода, ни за год. Тем более его нереально утвердить законом. Это в принципе нерешаемая задача», – сказал Владимир Гольман.
В противовес ему депутат Константин Сухенко уверен, что разработать такой адресный перечень вполне реально, как и утвердить его городским законом.
Проект закона, думается, будет активно обсуждаться профильными комитетами городской администрации и вызовет немало споров. Следует ожидать многочисленных и, возможно, кардинальных поправок к его тексту. Видимо, законодательная и исполнительная власти пойдут по опробованному механизму разработки согласованных поправок на заседаниях совместной рабочей группы.
Автор: Елена Кузнецова
рубрика:
Тенденции и перспективы
