В Петербурге скоро не останется строительной техники

В последнее время в Петербурге активно развивается
новый вид криминального бизнеса – угон грузовых автомашин и специальной строительной техники. Ворованный большегрузный транспорт и спецтехнику перегоняют в другие регионы или разбирают на запчасти. В 2003 году
в Санкт-Петербурге было похищено более 200 единиц крупной строительной техники. Угоняют все: автокраны, бетономешалки, грузовики, трейлеры. Владельцы техники, обеспокоенные ростом воровства, собрались за круглым столом, который организовали Союз строительных компаний
и газета «Строительный Еженедельник», и обсудили
возможные пути решения проблемы.

Владельцы автотранспорта сетуют не только на преступников, но и на ГАИ, милицию и страховые компании. Милиция не реагирует на поступающие заявления, страховщики изыскивают все возможные способы, чтобы избежать выплат компенсаций пострадавшим предприятиям.

Что воруют и как
Особой популярностью у угонщиков пользуется новая дорогостоящая техника, в основном – автокраны, на втором месте – бетономешалки. За девять месяцев этого года из 120 автокранов, поставленных на учет, более 30 были угнаны. Иными словами, хищения происходят практически каждую неделю. Транспорт уходит в пригороды и страны ближнего зарубежья: Узбекистан, Казахстан, Белоруссию. Найти и вернуть технику оттуда практически невозможно.
Способы, к которым прибегают преступники, чтобы проникнуть в машину, поражают разнообразием: одни представляются стажерами, другие под разными предлогами останавливают транспорт на дороге, третьи предлагают подзаработать в нерабочее время и так далее. Нападения совершаются с применением огнестрельного и холодного оружия. Характерный пример. В середине сентября фирменный КАМАЗ – бетономешалка, принадлежащей холдингу «СЗНК», отправился в очередной рейс. На заводской площадке водитель подсадил в кабину своего грузовика человека, который представился «стажером». После того, как был разгружен бетон, «стажер», угрожая ножом и пистолетом, заставил водителя проследовать в район Пулковского шоссе. Там машину поджидал напарник угонщика. Связав водителя, похитители выбросили его из машины. У грабителей остались ключи, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, пропуск, лицензионная карта, договор лизинга, словом, все необходимые документы. Добравшись до телефона, шофер позвонил в милицию, но оперативные действия начались только через два (!) часа. И это нормальная практика. Зачастую с момента поступления заявления до начала поиска транспорта проходит не меньше двух-шести часов. Виктор Григорьев, начальник службы безопасности «Холдинговой компании «СЗНК», говорит, что строительная техника угоняется в основном на стыках районов ответственности милицейских управлений. «Пока они скоординируют действия и определятся, наконец, кому же заниматься этим делом, проходит четыре-восемь часов, за это время машина успевает уйти из города», – утверждает Виктор Григорьев. Кроме того, если легковой транспорт на дорогах серьезно проверяется, то строительную технику работники ГАИ вниманием обходят.

Страхование без гарантий
За последний год количество угнанной техники возросло в пять-шесть раз. Чтобы компенсировать убытки, владельцы транспорта обращаются в страховые компании. Страховой процент составляет в различных компаниях от 1-4 процентов. Не так уж и много, однако, по утверждению некоторых участников круглого стола, в этом и кроется опасность. Наличие страховки не всегда является гарантией того, что компенсации будет выплачена. Страховщики не верят милицейским протоколам и показаниям свидетелей, предпочитая самостоятельно проводить расследование. В результате – отказ. Основная причина, по которой страховые компании отказываются выплачивать компенсации, – нарушение техники безопасности и трудовой дисциплины. Пускать в кабину постороннего человека – как раз из разряда таких нарушений. Андрей Александров, заместитель директора страховой компании «Оптимальное Страховое Решение», говорит, что работать страховщики и владельцы строительной техники должны совместно. «В нашей компании существует практика перечисления части страховых взносов обратно компании для предотвращения страховых случаев», – рассказывает Андрей Васильев. В принципе, страховщики сошлись во мнении, что существующая процентная ставка, которую выплачивают владельцы техники, – слишком низкая. Если повысить ее, допустим, до 6 процентов, то у страховщиков будет возможность самостоятельно осуществлять контроль над соблюдением техники безопасности и охраной строительного транспорта. А пока «строители получают то, за что готовы заплатить».

Поток контроля
Участники «круглого стола» заострили внимание и на другой проблеме – технической стороне обеспечения безопасности. Если владельцы легковых автомобилей могут обеспечить охрану транспорта посредством установки обычной сигнализации, то строительная техника требует более серьезного и дорогостоящего оборудования. Юрий Рапальский, генеральный директор «Холдинговой компании «СЗНК», говорит: «Обеспечить круглосуточную охрану транспорта, который находится за пределами строительной площадки, практически невозможно. Например, комплект системы спутникового наблюдения, который можно установить на каждую машину, стоит не так уж дорого, около $500, но организация наблюдения обойдется уже в $1000 ежемесячно! Столкнувшись с кражей, мы стали поступать проще – сажаем в каждую машину охранника».
Александр Никольский, начальник отдела продаж автотехники ЗАО «Дирос вуд», утверждает, что вводить дополнительные системы защиты от угона еще на стадии производства техники невыгодно, так как это ведет к значительному удорожанию продукции, а конкурентная ситуация на рынке сегодня такова, что производители не могут позволить себе повышать продажную стоимость.
Виктор Крылов, генеральный директор компании «Росси», занимающейся разработкой и производством систем комплексной безопасности, предлагает подойти к решению этой проблемы массово и организованно. Специалисты компании разработали интеллектуальную систему наблюдения «Поток», которая позволяет автоматически определять и сопоставлять с различными базами данных номера автомобилей и строительной техники. По словам Виктора Крылова, подобная система, установленная на Московском шоссе, повысила эффективность розыска транспорта в шесть раз, и если обеспечить подобными системами все крупные магистрали города, транспортный поток будет постоянно находиться под контролем.

Бороться всем миром
Все участники круглого стола понимают, что хищение строительной техники – проблема не техническая, а организационная, и отдельно взятая компания не может бороться с преступниками самостоятельно. Решить проблему можно, только объединив усилия владельцев транспортных средств, ГАИ, милиции, страховых компаний и даже городской администрации. Под эгидой «Союзпетростроя» было предложено создать аналитический отдел, своего рода службу безопасности, которая отслеживала бы все проблемы, возникающие у членов союза, проводила расследования, координировала действия, занималась связями с администрацией и так далее. Кроме того, Юрий Рапальский заявил о необходимости составления рейтинга страховых компаний по количеству отказов в выплатах компенсаций с целью предотвращения злоупотреблений со стороны страховщиков.

Автор: Екатерина Меньшикова
рубрика: Круглый стол
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.