Ленобласть: индустриализация 2.0

Ленинградская область традиционно была одним из флагманов промышленного развития Северо-Запада России. И сегодня это положение сохранилось: регион привлекает значительные объемы инвестиций в создание предприятий разных сегментов экономики. Бизнес высоко оценивает работу властей Ленобласти и, признавая, что проблемы еще сохранились, считает, что все они решаемы.


Добро пожаловать!

Власти Ленобласти всегда уделяли самое пристальное внимание промышленному развитию региона, создавая привлекательные условия для инвестирования и новых производственных мощностей. Этому, безусловно, способствовало выгодное географическое положение: наличие выходов в Балтийское море, близость к границам со странами Европейского Союза, достаточно развитая транспортная инфраструктура, соседство с Санкт-Петербургом – крупным промышленным, научным, образовательным центром.
«Ленобласть всегда была локомотивом по привлечению инвестиций в производственный сектор в Северо-Западном округе России. Еще в 1990–2000-х годах сюда пришли крупные иностранные производители и построили свои заводы и фабрики. И сегодня область предлагает очень выгодные условия для стратегических инвесторов и по-прежнему остается очень привлекательным регионом – в частности, и по наличию кадров. Строительство новых автомобильных дорог, которые проходят по Ленобласти, также улучшает привлекательность с точки зрения логистики», – отмечает генеральный директор компании Maris в ассоциации с CBRE Борис Мошенский.
Помимо отдельных больших производственных площадок, интересных для крупных предприятий, современное развитие промышленности немыслимо без индустриальных парков, которые предлагают резидентам готовую площадку для реализации проектов и набор услуг в этой сфере. «В Ленобласти под индустриальные парки выделены земли общей площадью более 5 тыс. га. Застройщиками выступают как частные компании, так и областное правительство», – рассказывает заместитель председателя Правительства Ленобласти по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов.
По его словам, в 2014 году область одной из первых в стране приняла региональный закон о мерах государственной поддержки индустриальных парков. «В соответствии с ним, управляющим компаниям предоставляются налоговые льготы: по налогу на прибыль ставка снижена до 13,5%, по налогу на имущество — до 0%, а также дополнительно предоставляется льготная ставка аренды земельных участков», – отмечает чиновник.
Для комплексного сопровождения инвестиционных проектов на территории регио­на на безвозмездной основе при Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности было создано подведомственное учреждение – Агентство экономического развития Ленинградской области (ГКУ «АЭРЛО»). По его данным, на территории региона реализуются проекты 28 индустриальных парков, находящихся на сегодняшний день на разной стадии готовности.
«На территории индустриальных парков «Гринстейт», «М10», «Левобережный», «Приневский» уже функционируют резиденты. До конца 2018 года запланирован запуск парка «Пикалёво». Другие находятся на этапе проектирования или создания. Помимо индустриальных парков на территории Ленобласти имеется более 300 инвестиционных площадок разных уровней инженерной подготовки», – рассказывает директор ГКУ «АЭРЛО» Андрей Сергеев.
Кроме того, по его словам, в 2018 году Постановлением Правительства РФ в регионе создана территория опережающего социально-экономического развития «Пикалёво». «В связи со значительными льготами, предоставляемыми резидентам, ТОСЭР «Пикалёво» является одной из наиболее привлекательных территорий для реализации инвестиционных проектов», – отмечает чиновник.

Все флаги в гости…

Стремление властей обеспечить инвестиционную привлекательность регио­на дает свои плоды. Об этом говорят эксперты. Об этом же свидетельствует и статистика: в 2017 году, по данным ГКУ «АЭРЛО», Ленобласть привлекала в экономику более 338,6 млрд рублей инвестиций (на 28,1% больше, чем годом ранее). И тренд этот сохраняется. На Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале этого года заключены соглашения с такими экономическими грандами, как Nord Stream, Siemens, Tikkurila, «Евроцемент», «Новотранс». На Петербургском международном экономическом форуме подписаны договоренности с «М10», «Гринкарбон», «Рока Рус», Nokian Tуres и др. Общий объем инвестиций исчисляется десятками миллиардов рублей.
Специалисты высоко оценивают работу региональных властей. «Нельзя не признать, что постепенно год от года ситуация улучшается, создаются новые возможности для бизнеса. Особенно серьезные перемены произошли в последнее время в таком болезненном долгое время вопросе, как подключение к сетям», – отмечает независимый эксперт рынка недвижимости Олег Барков.
«Еще 6-8 лет назад ситуация с подключениями была очень сложная, – признает генеральный директор АО «Ленинградская областная электросетевая компания» (АО «ЛОЭСК») Дмитрий Симонов. – В значительной степени это было связано с нехваткой сетевых мощностей. Генерация была на высоком уровне, а вот с распределительными системами были серьезные проблемы». Но сейчас ситуация постепенно выправляется, средний срок техприсоединения составляет 70 дней. «Хотя, конечно, многое по-прежнему зависит от масштаба предприятия, локации, где оно строится, и иных факторов. Перед тем, как запускать проект, инвестору целесообразно заранее выяснить вопрос с возможностью подключения к сетям», – посоветовал специалист.
О необходимости предварительных консультаций – с юристами, консалтинговыми компаниями и другими специа­листами – говорят и другие участники рынка. «Сегодня ситуация в сфере инвестирования заметно изменилась. Стало существенно меньше иностранных инвесторов. В то же время заметно упростились взаимоотношения с банками: они готовы кредитовать производственные проекты. Кроме того, появилось сравнительно много «непрофессиональных» инвесторов – людей, желающих вложить средства, но слабо представляющих процесс девелопмента и из-за этого попа­дающих в непростые ситуации. Таким, безусловно, необходима консультационная помощь специалистов», – говорит генеральный директор компании «Ирбис» Геннадий Киркин.
Борис Мошенский отмечает, что индустриальные парки пользуются спросом у достаточно крупных производственных компаний, которые строят свои стратегические планы на полтора-два года вперед, имеют возможность входить в проект built-to-suite и ожидать постройки здания под их требования. «Для среднего и малого бизнеса, занимающегося производством, покупка участка в индустриальном парке с последующим строительством – практически неподъемное дело. Таким компаниям нужны готовые площади здесь и сейчас», – считает он
По словам генерального директора литовской фирмы Sirin Development Лауринаса Кузаваса, за 10 лет в России ситуация радикально поменялась к лучшему. «Мы реализовывали два проекта: в 2008 и 2018 годах. В этом году мы затратили примерно в 3 раза меньше времени на получение техусловий и в 4 раза – на проектирование и согласование, чем 10 лет назад. Могу добавить, что в Литве и Латвии сроки реализации проектов за этот период даже несколько выросли, и сейчас никакой разницы в этом отношении между ними и Россией практически нет», – сообщил он.

Мнение:

Дмитрий Ялов, заместитель председателя Правительства Ленобласти по экономике и инвестициям:

– Для удобства будущих резидентов в 2013 году была создана информационная система ИРИС, которая содержит всю информацию об участках, как частных, так и государственных, подходящих для размещения предприятий в Ленинградской области. Этот ресурс позволяет бизнесу избежать необходимости направлять запросы в органы госвласти и подолгу ждать ответа. Важно, что система содержит не абстрактную информацию об участках, а точные данные о расположении, собственниках, обеспечении инженерной инфраструктурой.

Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris в ассоциации с CBRE:

– Проблемы остаются, но они не носят какой-либо фатальный характер. Необходимо дальше развивать дорожное строительство, социальную инфраструктуру малых городов области, а также инженерную инфраструктуру. На все это уйдут годы, но здесь главное – иметь положительную динамику и волю, которая на сегодняшний день у Ленобласти есть.

рубрика: Инвестиции
автор: Михаил Добрецов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.