Промышленность не против уйти на окраину
Усилия петербургского правительства по решению давнего вопроса о выводе промышленных предприятий из центральной части города уперлись в несовершенство законодательной базы. Соответственно, тормозит и правительственный проект содействия предприятиям. В то же время сами предприятия, заинтересованные в переносе своих мощностей, проблемы для себя не видят.
Впервые программа вывода промышленных предприятий из города была создана еще в 1972 году. Наиболее крупным промышленным образованием, созданным на волне изменений, в тот период являлась Тихвинская промзона.
С 1972 года для вывода было предназначено 360 предприятий.
С тех пор выведено только 30 процентов производств. В первую очередь помешала приватизация. Решение вопроса о приватизации промышленного предприятия, тем более расположенного в центре города, на первом и последующих этапах проходило не по принципу приватизации производства, а по принципу приватизации имущественного комплекса. То есть ценовая характеристика определялась не тем, что предприятие производит, а в каком месте оно расположено.
Таким образом, сегодня Петербург имеет около 200 предприятий в центральной части города. И большинство из них, по словам начальника управления перспективного развития Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Александра Сидорова, «предприятия-пустышки». Реальным производством занимаются только 30-40 процентов из них.
Попытки вновь сдвинуть ситуацию с места начались в 2002 году, когда КЭРППиТ была разработана программа вывода предприятий из центра города. Проанализировав в том числе и зарубежный опыт, специалисты пришли к выводу, что основным для города не должно стать уменьшение налогооблагаемой базы, то есть создание нового направления использования той или иной освободившейся территории не должно приводить к тому, что рушится система налогообложения. По словам Александра Сидорова, в ряде крупных европейских городов вывод производств из центра привел только к увеличению проблем. Упала налогооблагаемая база, появились огромные транспортные проблемы в результате отдаленности промышленных зон от мест проживания людей.
Концепция Комитета экономического развития рассматривает только четыре центральных района Петербурга. Первоначально проводится анализ возможных сценарных условий его развития. При этом КЭРППиТ исходит из того, чтобы сохранить места приложения труда, сконцентрировать вопрос ресурсов и ресурсосбережения и обеспечить возможность сохранения бизнеса и перевода его за черту города. Затем начинается детальная работа с предприятиями. «К сегодняшнему моменту владельцы предприятий, к счастью, поняли, что никто не собирается лишать их собственности, они достаточно активно идут на контакт, мы выделяем из бюджета города трест для проверки технико-экономического обоснования необходимости перевода и определяем меры государственной поддержки», – говорит Александр Сидоров. После этого материалы поступают на рассмотрение межведомственной комиссии.
Однако недавно у комитета возникли проблемы. По словам Александра Сидорова, приход нового состава администрации и губернатора привел к тому, что закрылись старые законодательные направления получения участка и территорий и речь пошла о проведении тендеров. Теперь межведомственная комиссия не имеет полномочий для принятия окончательных решений. «Мы почти оказались в патовой ситуации, – говорит Александр Сидоров, – но на сегодня она потихонечку разрешается, идет согласование новых полномочий МВК с тем, чтобы решение МВК оказались достаточными для вынесения вопроса на правительственный уровень принятия документов».
По словам начальника отдела оценки Института проблем предпринимательства, вице-президента Российского общества оценщиков Сергея Дмитриева, при решении вопроса о переносе своих мощностей на окраину промышленные предприятия могут обойтись и без помощи правительства.
«Те компании, которые реально заинтересованы в переносе производства, этим и занимаются», – говорит Сергей Дмитриев. Однако оценщик не отрицает, что поддержка городских властей будет способствовать решению вопроса.
Таким образом, и собственники предприятий, и городские власти уверены, что скорейшее решение проблемы зависит от эффективного взаимодействия сторон.
Автор: Алексей Колянов
Впервые программа вывода промышленных предприятий из города была создана еще в 1972 году. Наиболее крупным промышленным образованием, созданным на волне изменений, в тот период являлась Тихвинская промзона.
С 1972 года для вывода было предназначено 360 предприятий.
С тех пор выведено только 30 процентов производств. В первую очередь помешала приватизация. Решение вопроса о приватизации промышленного предприятия, тем более расположенного в центре города, на первом и последующих этапах проходило не по принципу приватизации производства, а по принципу приватизации имущественного комплекса. То есть ценовая характеристика определялась не тем, что предприятие производит, а в каком месте оно расположено.
Таким образом, сегодня Петербург имеет около 200 предприятий в центральной части города. И большинство из них, по словам начальника управления перспективного развития Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Александра Сидорова, «предприятия-пустышки». Реальным производством занимаются только 30-40 процентов из них.
Попытки вновь сдвинуть ситуацию с места начались в 2002 году, когда КЭРППиТ была разработана программа вывода предприятий из центра города. Проанализировав в том числе и зарубежный опыт, специалисты пришли к выводу, что основным для города не должно стать уменьшение налогооблагаемой базы, то есть создание нового направления использования той или иной освободившейся территории не должно приводить к тому, что рушится система налогообложения. По словам Александра Сидорова, в ряде крупных европейских городов вывод производств из центра привел только к увеличению проблем. Упала налогооблагаемая база, появились огромные транспортные проблемы в результате отдаленности промышленных зон от мест проживания людей.
Концепция Комитета экономического развития рассматривает только четыре центральных района Петербурга. Первоначально проводится анализ возможных сценарных условий его развития. При этом КЭРППиТ исходит из того, чтобы сохранить места приложения труда, сконцентрировать вопрос ресурсов и ресурсосбережения и обеспечить возможность сохранения бизнеса и перевода его за черту города. Затем начинается детальная работа с предприятиями. «К сегодняшнему моменту владельцы предприятий, к счастью, поняли, что никто не собирается лишать их собственности, они достаточно активно идут на контакт, мы выделяем из бюджета города трест для проверки технико-экономического обоснования необходимости перевода и определяем меры государственной поддержки», – говорит Александр Сидоров. После этого материалы поступают на рассмотрение межведомственной комиссии.
Однако недавно у комитета возникли проблемы. По словам Александра Сидорова, приход нового состава администрации и губернатора привел к тому, что закрылись старые законодательные направления получения участка и территорий и речь пошла о проведении тендеров. Теперь межведомственная комиссия не имеет полномочий для принятия окончательных решений. «Мы почти оказались в патовой ситуации, – говорит Александр Сидоров, – но на сегодня она потихонечку разрешается, идет согласование новых полномочий МВК с тем, чтобы решение МВК оказались достаточными для вынесения вопроса на правительственный уровень принятия документов».
По словам начальника отдела оценки Института проблем предпринимательства, вице-президента Российского общества оценщиков Сергея Дмитриева, при решении вопроса о переносе своих мощностей на окраину промышленные предприятия могут обойтись и без помощи правительства.
«Те компании, которые реально заинтересованы в переносе производства, этим и занимаются», – говорит Сергей Дмитриев. Однако оценщик не отрицает, что поддержка городских властей будет способствовать решению вопроса.
Таким образом, и собственники предприятий, и городские власти уверены, что скорейшее решение проблемы зависит от эффективного взаимодействия сторон.
Автор: Алексей Колянов
рубрика:
Тенденции и перспективы
