Союз трансформируется в нормальную лоббистскую организацию

«Строительный Еженедельник» совместно с Союзом строительных объединений и организаций продолжает серию интервью с главами ассоциаций и объединений, входящих в союз. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию разговор с управляющим Союза производителей сухих строительных смесей Евгением Беляевым.

– Евгений Вячеславович, что нового в союзе?
– Прежде всего, нас стало больше. С момента нашего последнего разговора к нам присоединились еще две компании: московская – ЗАО «Компания «Победит» и челябинская – ООО «Мастер Крафт Груп». В настоящее время Союз объединяет 11 производственных компаний, которые ежегодно выпускают около 450 тыс. тонн сухих смесей. Иными словами, союзные компании производят более четверти общего объема модифицированных сухих строительных смесей, выпускаемых на территории РФ. Существенно выросли информационно-аналитические возможности союза. Не погрешу против истины, если скажу, что сегодня наш союз располагает наиболее полной, актуальной и четко структурированной базой данных, включающей практически всех сколько-нибудь значимых субъектов рынка сухих смесей. Корпоративный сайт союза становится все более популярным отраслевым ресурсом, число его посетителей постоянно увеличивается. Как, впрочем, и количество «электронных» подписчиков на наши новости, которые мы регулярно рассылаем в рамках проекта «Лента новостей». Получили дальнейшее развитие наши издательские проекты – газета «Технологии и бизнес на рынке сухих строительных смесей», ежегодный справочник «Российский рынок сухих строительных смесей»; сейчас готовится к печати новое издание – словарь терминов и определений «Что есть что в сухих строительных смесях».
В общем, идет процесс трансформации союза в нормальную лоббистскую организацию. Мы уверены, что с каждым годом союз будет играть все более весомую роль эффективного инструмента отстаивания экономических интересов ведущих игроков на рынке производства сухих строительных смесей и влияния на ход развития этой отрасли.

– Какие же изменения происходят в этом сегменте рынка?
– Несомненно, рынок находится в стадии роста. Приведу некоторые цифры и факты. В 1999 году в России насчитывалось немногим более 30 предприятий-производителей общестроительных сухих смесей. За четыре года их число увеличилось почти в пять раз! Объемы выпуска модифицированных сухих строительных смесей (без учета простых цементно-песчаных смесей и смесей специального назначения – огнеупорных, гидроизоляционных и пр.) выросли с 240-260 тыс. тонн в 1999 году до 800-850 тыс. тонн в 2002 году. Последние три года темп прироста объемов выпуска данной продукции в России почти не менялся и составлял более 40 процентов. В этом году заметного замедления темпов прироста тоже не наблюдается.

– Какие проблемы беспокоят производителей смесей?
– Проблем, как и в любом другом бизнесе, хватает, у каждой компании они свои, но, безусловно, есть и общие, которые волнуют всех. Одна из таких проблем – контрафактная продукция. Как известно, от пиратского «копирования» страдают «раскрученные» и популярные бренды, которые пользуются у потребителя повышенным спросом. Практически на каждом локальном рынке, будь то рынок компьютеров или продуктов питания, есть известные торговые марки, которые пользуются особо пристальным вниманием у «теневиков». Не минула чаша сия и рынок строительно-отделочных материалов, в частности, – сухих строительных смесей. Есть сведения, что отечественные «умельцы» вполне успешно тиражируют наиболее ходовые продукты таких торговых марок, как «Vetonit» (преимущественно шпатлевки), «Knauf» (штукатурки). Пионером среди подделок (еще в докризисные времена) стала марка «Atlas». «Новым словом» в современной истории подобной продукции на рынке можно считать появление поддельных смесей таких российских компаний, как «Унистром-Трейдинг» (ТМ «Юнис») и «Старатели».
С одной стороны, это не может не радовать: если «теневики» стали подделывать российскую продукцию, значит, она получила признание: плохие товары, как известно, никто копировать не станет. С другой стороны, появление контрафактной продукции – повод для беспокойства: мало того, что это приводит к потере доходов, это подрывает престиж торговой марки и, что самое неприятное и трудно восстанавливаемое, – доверие потребителя.
Можно предположить, что «Унистром-Трейдинг» и «Старатели» – не первые и не последние российские фирмы, чья продукция подвергнется пиратскому тиражированию, поэтому союз предлагает ведущим производителям качественных сухих строительных смесей выработать стратегию защиты своих интересов от подобных действий «теневиков». В качестве первоочередных шагов мы предлагаем:
* взаимный обмен сведениями о фактах подделки нашей продукции;
* проведение публичных расследований таких случаев;
* сбор информации о торговых компаниях, которые сознательно принимают к продаже контрафактную продукцию, и типографиях, которые печатают чужую фирменную упаковку по «черным» заказам; применение к ним соответствующих санкций;
* широкое информирование производителей и потребителей ССС о фактах подделки и недобросовестных фирмах, которые продают контрафактную продукцию или содействуют ее появлению на свет.
Мы не сомневаемся, что если подобные меры будут носить скоординированный характер, то они смогут серьезно осложнить жизнь «пиратам» рынка сухих строительных смесей.
К тому же поддельная продукция не вызывает, скажем так, положительных эмоций у основных ее потребителей – строительных организаций и бригад отделочников. В последнее время к нам за разъяснениями и помощью все чаще обращаются фирмы, пострадавшие от подделок.
– Какие существуют перспективные направления развития рынка сухих строительных смесей?
– Давайте порассуждаем вместе и попробуем сформулировать прогноз развития рынка сухих смесей на ближайшие годы. Главный вопрос, который дает возможность говорить о перспективах, звучит так: насколько долго будут сохраняться высокие темпы роста рынка. Есть основания считать, что в Санкт-Петербурге и Москве достигнута относительно близкая к максимальной интенсивность использования сухих смесей на единицу работ. Причем достигнута уже два-три года назад. Памятуя о том, когда начался бурный рост производства смесей, можно сделать вывод, что для насыщения столичных рынков модифицированными смесями понадобилось шесть-семь лет. Во многих других регионах в заметных объемах сухие смеси стали использовать в 1998-2000 годах. Если предположить, что развитие региональных рынков до «столичного» уровня займет примерно такое же время, то заметного снижения темпов роста «большого» рынка можно ждать не ранее 2005-2006 годов. Конечно, в том случае, если макроэкономическая ситуация не будет существенно ухудшаться. Предполагая, что среднегодовые темпы прироста рынка составляют 40-50 процентов, можно ожидать, что потребление сухих смесей по итогам текущего года составит 1400-1500 тысяч тонн, в 2005 году – 2,5-3 млн тонн.

– Каковы перспективы деятельности Союза производителей сухих строительных смесей?
– Мы полагаем, что с развитием рынка союз превратится в мощное профессиональное объединение, ведущее конструктивный диалог и с административными структурами, и с общественными организациями, и с профсоюзами. Надеемся, что со временем все крупные игроки рынка войдут в состав союза, ведь многие вопросы проще и дешевле решать в рамках отраслевой организации. Немаловажную роль играет и то, что наше объединение входит в крупнейший в России региональный строительный союз – Союз строительных объединений и организаций. Развитие – это поступательный процесс, а процессом можно и нужно управлять. Мы ведь, по сути, не придумываем ничего нового: на Западе такого рода отраслевые объединения давно и успешно реализуют подобные задачи.

Автор: Беседовал Ян Кронберг
рубрика: Точка зрения
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.