Сессия по комплексному развитию территорий
Спикерами сессии выступили Сенатор Российской Федерации Аркадий Чернецкий, представители федерального Минстроя, региональной власти и девелоперского сообщества. Они сошлись в том, что механизм КРТ даёт шанс перепрограммировать и преобразить значительную площадь в больших городах, где до сих пор можно встретить, обширные заброшенные территории бывших заводов, кварталы застройки барачного типа.
Главным вызовом КРТ участники признали рентабельность будущих проектов. В текущих условиях ее очень сложно прогнозировать. Неопределенность резко снижает привлекательность механизма для девелоперов.
— Исходя из опыта применения закона на местах, мы видим, что ряд норм необходимо скорректировать, — констатирует Аркадий Чернецкий. — Совет федерации открыт к тому, чтобы на основе практики регионов вносить изменения. Обоснованные предложения будут в ближайшее время учтены в нормативной базе.
Директор департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич отметила, что с точки зрения реализации закона о КРТ уральские регионы находятся в лидерах:
— Половина регионов России полностью приняли нормативно-правовую базу, часть завершают работу, субъекты УрФО — лидеры по подготовке нормативно-правовой базы. Здесь начинается фаза утверждения пилотных проектов и запуска КРТ. На территориях, которые регионы страны заявили как зоны КРТ, можно построить более 145 млн кв. метров жилья. В ближайшие четыре года мы по КРТ увидим первые вводимые объекты.
Девелоперы также уверены, что КРТ — наиболее эффективный инструмент преобразования территории, и он обладает должной гибкостью. Его реализация позволит застройщикам совместно с властями реализовать современные градостроительные концепции, а жителям — получить среду принципиально иного качества. Но практика реализации закона пока не наработана. Регионы находятся в самом начале пути и возможны два варианта развития событий. Руководитель правового сопровождения земельно-имущественных отношений Брусники Ольга Фаизова образно назвала их «КРТ курильщика» и «КРТ здорового человека».
Первый путь предполагает, что федеральные власти игнорируют пробелы в законодательстве, регионы и города определяют под комплексное развитие территории на окраинах (там меньше обременений), жители старого фонда саботируют процесс, горожане не верят никому, а девелоперы, чтобы сохранить экономику проекта реализуют человеконенавистническую застройку.
Второй путь предполагает оперативную работу над законом со стороны федеральных властей, формирование понятных правил и инфраструктурной поддержки со стороны региона и города ]. В этой модели жители старого фонда становятся квалифицированными участниками процесса (адекватно и без спекуляций ведущий диалог), а девелопер реализует амбиции и строит современные кварталы на месте устаревших и неухоженных территорий.
— Если опускать до конкретных правовых нюансов, которые мешают пойти по позитивному пути, то мы уже сейчас видим их два, — добавляет Ольга Фаизова. — Первая — Жители домов, которые попадают под расселение, по текущей версии закона могут месяцами решать, нужно ли им входить или выходить из КРТ. То есть характеристики проекта могут измениться уже после торгов и составления бизнес-плана. Это большой риск, учитывая, что законодательство не содержит зеркального права девелопера и муниципалитета на выход из КРТ. Понятно, что внезапное исключение из проекта части территории резко меняет его экономику. И вместо современной градостроительной концепции мы можем получить среду низкого качества. Второй нюанс — земельный «пэчворк». По новому законодательству девелопер получает в собственность только участок под расселяемым домом, тогда как смежная территория остается у него в аренде. То есть застройщик не может консолидировать земельный актив и сформировать эффективный проект. Участники дискуссии согласились, что сегодня регионы остро нуждаются в позитивном примере. Истории успеха, которую можно было бы масштабировать.
Стройнадзор будет осуществляться по единому стандарту на территории всей страны
В России продолжается работа по выстраиванию вертикали государственного строительного надзора. Об этом в ходе круглого стола «Строительный надзор и контроль» на VIII Международном строительном форуме и выставке 100+ TechnoBuild заявил директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин.
«В ближайшее время будет издано постановление Правительства, устанавливающее общие требования к осуществлению регионального строительного надзора, что хоть и позволит регионам устанавливать свои особенности, но принципиально стройнадзор будет осуществляться по единому стандарту на территории всей страны, независимо от места его осуществления, - рассказал Владимир Калинкин. – Также принято решение о переводе взаимодействия между застройщиком и региональным стройнадзором в электронный формат, и, что более принципиально, запланирован постепенный переход к электронным документам в этой сфере».
Генеральный директор ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимир Щербинин сообщил, что в 2021 году центр осуществляет строительный контроль на территории 80 регионов по 746 объектам, это в семь раз выше в сравнении с 2019 годом. Центром контролируется строительство жилых домов, детских садов, школ, медицинских учреждений, сетей инженерно-технического обеспечения, очистных сооружений и автомобильных дорог, благоустройство набережных и парков.
«С целью создания эталона строительного контроля в России мы в 2020 году выпустили Регламент строительного контроля и собрали в него образцы всех необходимых документов, технологические карты основных видов работ, контролируемых инспектором на стройке. Получился наш внутренний Регламент, которым руководствуются инспекторы и который обеспечивает единый подход и единое информационное поле при проведении приемки работы. Для работы инспектором в нашей команде необходим общий стаж в строительстве от 10 лет, стаж на должности инженера – от 3 лет, а также обязательно наличие свидетельства о включении в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ)», – отметил Щербинин.