Издания

Официальная публикация

№9 (927 )
16 сентября 2021

Сессия по комплексному развитию территорий

Спикерами сессии выступили Сенатор Российской Федерации Аркадий Чернецкий, представители федерального Минстроя, региональной власти и девелоперского сообщества. Они сошлись в том, что механизм КРТ даёт шанс перепрограммировать и преобразить значительную площадь в больших городах, где до сих пор можно встретить, обширные заброшенные территории бывших заводов, кварталы застройки барачного типа.

Сессия по комплексному развитию территорий Сессия по комплексному развитию территорий
Сессия по комплексному развитию территорий
Источник: https://forum-100.ru/

Главным вызовом КРТ участники признали рентабельность будущих проектов. В текущих условиях ее очень сложно прогнозировать. Неопределенность резко снижает привлекательность механизма для девелоперов.

— Исходя из опыта применения закона на местах, мы видим, что ряд норм необходимо скорректировать, — констатирует Аркадий Чернецкий. — Совет федерации открыт к тому, чтобы на основе практики регионов вносить изменения. Обоснованные предложения будут в ближайшее время учтены в нормативной базе.

Директор департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич отметила, что с точки зрения реализации закона о КРТ уральские регионы находятся в лидерах:
— Половина регионов России полностью приняли нормативно-правовую базу, часть завершают работу, субъекты УрФО — лидеры по подготовке нормативно-правовой базы. Здесь начинается фаза утверждения пилотных проектов и запуска КРТ. На территориях, которые регионы страны заявили как зоны КРТ, можно построить более 145 млн кв. метров жилья. В ближайшие четыре года мы по КРТ увидим первые вводимые объекты.

Девелоперы также уверены, что КРТ — наиболее эффективный инструмент преобразования территории, и он обладает должной гибкостью. Его реализация позволит застройщикам совместно с властями реализовать современные градостроительные концепции, а жителям — получить среду принципиально иного качества. Но практика реализации закона пока не наработана. Регионы находятся в самом начале пути и возможны два варианта развития событий. Руководитель правового сопровождения земельно-имущественных отношений Брусники Ольга Фаизова образно назвала их «КРТ курильщика» и «КРТ здорового человека».

Первый путь предполагает, что федеральные власти игнорируют пробелы в законодательстве, регионы и города определяют под комплексное развитие территории на окраинах (там меньше обременений), жители старого фонда саботируют процесс, горожане не верят никому, а девелоперы, чтобы сохранить экономику проекта реализуют человеконенавистническую застройку.

Второй путь предполагает оперативную работу над законом со стороны федеральных властей, формирование понятных правил и инфраструктурной поддержки со стороны региона и города ]. В этой модели жители старого фонда становятся квалифицированными участниками процесса (адекватно и без спекуляций ведущий диалог), а девелопер реализует амбиции и строит современные кварталы на месте устаревших и неухоженных территорий.

— Если опускать до конкретных правовых нюансов, которые мешают пойти по позитивному пути, то мы уже сейчас видим их два, — добавляет Ольга Фаизова. — Первая — Жители домов, которые попадают под расселение, по текущей версии закона могут месяцами решать, нужно ли им входить или выходить из КРТ. То есть характеристики проекта могут измениться уже после торгов и составления бизнес-плана. Это большой риск, учитывая, что законодательство не содержит зеркального права девелопера и муниципалитета на выход из КРТ. Понятно, что внезапное исключение из проекта части территории резко меняет его экономику. И вместо современной градостроительной концепции мы можем получить среду низкого качества. Второй нюанс — земельный «пэчворк». По новому законодательству девелопер получает в собственность только участок под расселяемым домом, тогда как смежная территория остается у него в аренде. То есть застройщик не может консолидировать земельный актив и сформировать эффективный проект. Участники дискуссии согласились, что сегодня регионы остро нуждаются в позитивном примере. Истории успеха, которую можно было бы масштабировать.

Стройнадзор будет осуществляться по единому стандарту на территории всей страны

В России продолжается работа по выстраиванию вертикали государственного строительного надзора. Об этом в ходе круглого стола «Строительный надзор и контроль» на VIII Международном строительном форуме и выставке 100+ TechnoBuild заявил директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин.

100+ TechnoBuild 100+ TechnoBuild
100+ TechnoBuild
Источник: https://forum-100.ru/

«В ближайшее время будет издано постановление Правительства, устанавливающее общие требования к осуществлению регионального строительного надзора, что хоть и позволит регионам устанавливать свои особенности, но принципиально стройнадзор будет осуществляться по единому стандарту на территории всей страны, независимо от места его осуществления, - рассказал Владимир Калинкин. – Также принято решение о переводе взаимодействия между застройщиком и региональным стройнадзором в электронный формат, и, что более принципиально, запланирован постепенный переход к электронным документам в этой сфере».

Генеральный директор ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимир Щербинин сообщил, что в 2021 году центр осуществляет строительный контроль на территории 80 регионов по 746 объектам, это в семь раз выше в сравнении с 2019 годом. Центром контролируется строительство жилых домов, детских садов, школ, медицинских учреждений, сетей инженерно-технического обеспечения, очистных сооружений и автомобильных дорог, благоустройство набережных и парков.

«С целью создания эталона строительного контроля в России мы в 2020 году выпустили Регламент строительного контроля и собрали в него образцы всех необходимых документов, технологические карты основных видов работ, контролируемых инспектором на стройке. Получился наш внутренний Регламент, которым руководствуются инспекторы и который обеспечивает единый подход и единое информационное поле при проведении приемки работы. Для работы инспектором в нашей команде необходим общий стаж в строительстве от 10 лет, стаж на должности инженера – от 3 лет, а также обязательно наличие свидетельства о включении в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ)», – отметил Щербинин.