Издания

Официальная публикация

Второй день ЕРЗ.РФ на форуме 100+: От QR-кодов для подрядчиков до искусственного интеллекта для управления себестоимостью

V-я конференция «Цифровизация в девелопменте жилья. Стадии "Проектирование и Строительство"» в рамках форума 100+ TechnoBuild 4 октября собрала более 150 участников офлайн и почти 250 просмотров онлайн.

Конференция «Цифровизация в девелопменте жилья» Конференция «Цифровизация в девелопменте жилья»
Конференция «Цифровизация в девелопменте жилья»
Источник: оргкомитет конференции

Участники мероприятия обсудили перевод в «цифру» этапов строительства и проектирования многоквартирных домов, поделились своими кейсами, а также проблемами, с которыми приходится сталкиваться. Свой опыт представили Setl Group (г. Санкт-Петербург), Талан (г. Ижевск), федеральный девелопер ГК Железно (г. Киров), ГК Самолет (г. Москва), ГК Голос Девелопмент (г. Челябинск), ГК КОРТРОС (г. Москва), Группа Эталон (г. Санкт-Петербург).

Директор по развитию цифровых технологий Setl Group Михаил Малыхин рассказал о цифровизации качества строительства. Так, компания внедрила мобильное приложение, которое позволяет видеть всю ситуацию на объекте и содержит нормативную базу, связанную с типовыми отклонениями. «Она всегда актуальна, и любой инженер-строитель может обратиться к этой базе на моменте фиксации отклонений», - отметил Малыхин.

Эффективными оказались и QR-коды, которые размещены на каждом этаже строящегося дома. Наводя на них, подрядчик-исполнитель видит информацию по исполнению работ и качеству, подробную информацию по этажу и необходимому исправлению отклонений.

Особый интерес слушателей вызвало лазерное сканирование, которое Setl Group использует для цифровой оценки качества на более чем половине объектов. «Исходя из графика, из статуса "приемки" мы видим индикации, сотрудники обмениваются результатами, загружают их в режиме онлайн», - отметил эксперт.  

В ходе онлайн-голосования выяснилось, что половина участников не использует технологию лазерного сканирования, 6% используют, 4% - планируют, а 13% сомневается, нужна ли она ним.

Основные сложности, связанные с отсутствием цифровизации предписаний, назвала Руководитель проектного офиса ООО «ТиДев» (Талан) Валерия Зенькевич. В их числе передача замечаний по электронной почте и на бумажных носителях, длительность процесса взаимодействия между Технадзором и генподрядчиком, а также отсутствие контроля и прозрачности процесса

IT-директор федерального застройщика ГК Железно Иван Власов рассказал о специализированной системе управления девелоперскими проектами на базе 1С – ERP с подсистемами, в которые входит управление проектами, проектная документация, договор подряда с физическими лицами, бюджет, закупки, казначейство, строительство.

Благодаря внедрению системы, компания автоматизировала процессы планирования и контроля исполнения сроков по реализации проекта, интегрировала сроки исполнения проектов с экономическими показателями. Кроме того, появился инструмент для анализа состояния всех проектов в режиме онлайн, выросла исполнительская дисциплина за счет добавления специализированной отчетности.

Тем, как ГК Голос Девелопмент использует искусственный интеллект для управления себестоимостью, поделился директор по управлению девелоперскими проектам компании Антон Амелин.

«Это машинное обучение, которое подсказывает снабженцам при формировании заказа о том, что можно найти в интернете, какие есть акции, скидки у поставщиков и быстро принять решение о выборе поставщика», - отметил он.

Для повышения эффективности управления себестоимостью эксперт рекомендовал качественнее планировать, повысить частоту актуализации, оперативнее принимать корректирующие решения по проекту.

Директор по продажам цифровых продуктов ГК Самолет Сергей Полушкин представил два продукта компании по цифровизации закупок и снабжения: S.Tender (система проведения торгов на работы и материалы для строительных площадок) и S.Materials (система заказа и планирования поставок материалов на строительные площадки).

«Внедрение цифровых продуктов увеличивает эффективность и повышает прогнозируемость закупок, а также позволяет прогнозировать и проактивно реагировать на цены», - подчеркнул Полушкин.

По его словам, благодаря S.Materials компания сократила согласование распределительных писем с 35 до 7 дней. S.Tender позволил сократить сроки проведения торгов с 30 до 14 дней.

Директор службы по развитию продукта Группы Эталон Денис Смирнов поделился видением проблем и преимуществ машинного проектирования на примере разработки «Робота АР/МП».

«Автоматизация – это лишь отражение процессов компании, которые у нее есть. Если в компании хаос, вы никогда не сможете ничего улучшить и перейти к качественно другим метрикам», – сказал он.

Представители ГК КОРТРОС поделились опытом использования BIM-технологий в цифровом проектировании на примере 17 квартала в планировочном районе «Академический» в Екатеринбурге.

Основным двигателем цифровизации застройщиков является экономический фактор, деньги. Так считает президент НОТИМ Михаил Викторов.

НОТИМ плотно работает с крупнейшими банками в части вопроса снижения процентной ставки кредитного финансирования, в том числе, изменения нормативного поля со стороны ЦБ и изменения норм резервирования в части распоряжения N590, которое даст возможность банкам смягчать также условия проектного финансирования для застройщиков, перешедших в цифровую среду, на  цифровые платформы и работу с инструментами ТИМ, электронный документооборот, и готовы применять отечественные разработки, которые в дальнейшем смогут встроиться в ИСУП.

«Для таких компаний будет предусматриваться сниженная процентная ставка кредита, что позволит компании-застройщику высвободить финансовые средства для приобретения российского ПО», - поделился Викторов.

Генеральный директор ЦНС-СОФТ Николай Сальников представил застройщикам продукт LITEBIM Construction manager, который представляет собой экосистему продуктов достоверной информации для всех участников в режиме реального времени.

Представители компании Formind презентовали услуги компании в части консалтинга и IT-продукта, которые помогают застройщикам реализовать цифровую трансформацию, оптимизировать бизнес-процессы, а также повысить конкурентоспособность на рынке.

Основатель и CEO «Базис Недвижимость» Артём Глухих представил облачную систему по автоматизации для застройщиков от фундамента до передачи ключей.

Коммерческий директор Платформы Строительных Сервисов Артем Станишевский рассказал про сметный график, который позволяет объединить на уровне плана проекта сроки, стоимость и объемные показатели ОКС (ТЭП), а также решает конфликт перегрузки системы управления.

Модераторами мероприятия выступили руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик и директор по развитию цифровых технологий Setl Group Михаил Малыхин.

Запись трансляции конференции можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=H5YLvzz6dwE.

Фотоотчет и презентации спикеров опубликованы по ссылке https://profi.erzrf.ru/galery/v-ya-konferentsiya-tsifrovizatsiya-v-developmente-zhilya-stadii-proektirovanie-i-stroitelstvo-v-ramk/.

Информационные партнеры: REPA, Строительная газета, AK&M, портал МИР КВАРТИР, Строительный еженедельник, отраслевой журнал «Строительство».

28 сентября в рамках XVI конкурса «Доверие потребителя» прошел бизнес-завтрак по теме «Апартаменты сервисные и псевдожилье. Конкуренция отелям или синергия?»

Бизнес-завтрак Бизнес-завтрак
Бизнес-завтрак
Источник: оргкомитет конкурса «Доверие потребителя»

Партнерами бизнес-завтрака выступили апарт-отель Well, VALO Service, компании «Петрополь», PLG и Клубный дом на Конно-Гренадерской, 13.


Открывая бизнес-завтрак, модератор и исполнительный директор оргкомитета конкурса «Доверие потребителя» Валентина Нагиева рассказала о ходе конкурса. Сейчас проходят объезды объектов его финалистов, жилых комплексов, апартаментов и проектов загородного домостроения. Объезды продлятся до 12 октября, по их итогам независимый консультант компания Nikoliers обработает чек-листы экспертов и выставит оценки каждому объекту.

В планах оргкомитета – исследование «тайный покупатель» по проверке качества обслуживания в отделах продаж банков, строительных и управляющих компаний и риэлторских агентств, где разные группы ТП посетят офисы, сделают звонки в компании и оценят их сайты.

Обсуждение проблем апартаментов началось с выступления руководителя Консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольги Трошевой. По ее словам, в городе приоритетно развивается сервисный формат апартаментов, который традиционно занимает около 77% всего рынка (в предложении 36 комплексов с 6,4 тыс. юнитов). Также на конец сентября на рынке представлены предложения 27 комплексов с 1,8 юнитов псевдожилья (21%) и 2% — это 0,2 тыс. юнитов в 7 комплексах элитных апартаментов. Средние цены на апартаменты данных категорий соответственно составили 286 тыс. руб., 272 тыс. руб. и 670 тыс. руб. за м2. По локациям разница в цене составляет: 356 тыс. руб. за м2 – в историческом центре, 308 тыс. руб за м2 – в статусных локациях и 236 тыс. руб за м2 в спальных районах. Существенно цифры в этом году не меняются.

Вопрос, куда вложить деньги, сегодня волнуют многих.  В третьем квартале продажи «выстрелили», и объемы продаж за квартал оказались равны объемам первого полугодия 2023 года. Спрос был поддержан гарантированным доходом, субсидированными ипотечными ставками от 9%, траншевой ипотекой, программами обратного выкупа, скидок и акций застройщиков.

Исполнительный директор РГУД Елена Бодрова предположила, что есть большая вероятность, что все-таки будет введен налог на добавленную стоимость (НДС) на услуги застройщиков по строительству и передаче покупателям апартаментов по договорам долевого строительства. Комитет по законодательству РГУД прорабатывает законопроект по возмещению НДС по факту ввода апартаментов в эксплуатацию. Сложнее обстоит дело с поддержкой девелоперских и управляющих компаний в регионах, например, при строительстве апартаментов в студенческих кампусах и наукоградах. По мнению РГУД, субсидирование ставок для проживающих в таких апартаментах должно осуществляться по федеральной программе. Управлять такими апартаментами и взаимодействовать с вузами и промышленными предприятиями должен единый федеральный оператор.

Генеральный директор компании «Петрополь» Марк Лернер поделился взглядом на рынок апартаментов со стороны девелопера жилой недвижимости. С его точки зрения, разделение апартаментов на сервисные, кондо-отели, псевдожилье и прочие категории – это «игры разума». На самом деле человек покупает недвижимость для того чтобы жить или для того, чтобы сдавать. Все остальное — это упаковка. В жилье 15-20% — это инвесторы. Апарт-отели, конечно, более сложный продукт, они приспособлены для инвестиций и очень напоминают гостиницу.

Девелопер пришел к выводу, что имеет смысл внедрять сервисные продукты апарт-отеля для инвесторов статусного жилья. А в самих апарт-отелях реализовывать более продвинутые сервисы.

Второй вывод в том, что самое важное – это даже не цифровизация, программы лояльности и прочие необходимые составляющие качественного сервиса, а открытость всей команды в целом и ее готовность общаться с покупателями и гостями.

Как резюмировала Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости компании Nikoliers, генеральный директор «Николиерс Дом», если в жилых проектах очень важна концептуальная и локационная составляющая, локационная больше с точки зрения района, окружения и транспортной доступности, то в дорогих проектах апартаментов важна интересная локация с точки зрения видовых или рекреационных характеристик. Это факторы, которые напрямую влияют на последующую ликвидность, заполняемость, а значит и доходность продукта.

Второй важный момент в апартаментах — сервис. Сервис как искусство создавать впечатление и впечатления, как искусство служить — это профессиональная услуга, которая в одной и той же локации может наполнить совершенно иным смыслом весь проект, несопоставимо поднять качество жизни и стать уникальным преимуществом, выделяющим его из ряда себе подобных.

В заключении бизнес-завтрака прошли два батла. Участники первого отстаивали свои позиции, отвечая на вопрос: что выгоднее – создавать свою сеть апартаментов или покупать франшизу. Участники второго – что лучшие – создавать в апартаментах УК или отдавать их в управление сторонней компании.

По словам Николая Антонова, генерального директора УК «МТЛ», сейчас все уже понимают, что такое сервисные апартаменты, их отличие от жилья, поэтому для каждого девелопера важна канва сервисного управления, которую может создать только управляющая компания.  «У сетевой управляющей компании больше инструментов доходности инвестора, чем у собственной УК девелопера, — прокомментировал Николай Антонов . – Эффект масштаба никто не отменял».

Как отметил Александр Погодин, партнёр и директор Управляющей компании Well, о создании собственной управляющей компании владельцы апарт-отелей задумываются «от безысходности». «На заре становления сервисных апартаментов мы абсолютно честно искали не только в России, мы искали международного оператора, который возьмет на себя управление нашим проектом и будет отрабатывать все возражения и запросы клиентов, но так никого и не нашли, – рассказал Александр Погодин. – Потому что никто лучшее собственной управляющей компании не выполнит все обязательства, которые были озвучены на этапе строительства и продаж.

Маржинальность девелоперской деятельности – категория другого порядка, однако покажите мне управляющую компанию, которая была создана не под эгидой девелопера? – Да, это затратно, денег туда вливается достаточно много, это серьезные усилия, кропотливый труд. Но, в то же время, никто лучше собственной УК не знает проект, и, совершенно точно, сторонняя компания не будет заботиться о дальнейшей судьбе и развитии бренда. Профессионализм и стандарты, умение управлять развитой внутренней инфраструктурой комплекса, поиск гостей, отстройка работы под свою целевую аудиторию – все эти компетенции УК в будущем станут самостоятельной ценностью вашего девелоперского проекта».

Константин Сторожев, генеральный директор компании VALO Service, уточнил, что Санкт-Петербург действительно является столицей сервисных апартаментов и апарт-отелей. Но при этом данный момент во всем действующем номерном фонде апартаментов в Санкт-Петербурге только 41% номеров от общего количества классифицированы как объекты гостиничной инфраструктуры.

«Поэтому когда мы говорим о том, что находимся в зоне комфортного управления, мы понимаем, что с точки зрения легитимизации нам еще нужно очень много сделать, — заметил Константин Сторожев. – Я абсолютно убежден, что апартаменты, находящиеся под централизованным управлением, и те, которые классифицированы, в будущем подвергнутся гораздо меньшему количеству рисков.

Если вы продаёте апартаменты без одновременного подписания договора управления, риск того, что они не станут сервисными, очень велик, а это совсем другое качество объекта инвестирования».