Итоги конференции «РУЦЕМ: ЛОГИСТИКА ПОСТАВОК ОСНОВНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ЦЕМЕНТ. ИЗВЕСТЬ. ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЁ»
24 мая 2024 года в Москве состоялась конференции РУЦЕМ «ЛОГИСТИКА ПОСТАВОК ОСНОВНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ЦЕМЕНТ. ИЗВЕСТЬ. ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЁ». Организатор - интернет-журнал о цемент РУЦЕМ.РУ, техническим партнёром мероприятия выступила компания «Новые технологии в перевозках».
В конференции приняли участие более 40 представителей отрасли, были обсуждены острые проблемы, тенденции, и перспективы рынков и логистики строительных материалов.
С первым докладом о рынке цемента России выступил генеральный директор аналитического агентства ГС-ЭКСПЕРТ Алексей Cемёнов, согласно оценке эксперта, потребление цемента в России по итогам I квартала 2024 г. выросло на 9,1% (по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.) до 11 415 тыс. т. Доля импортной продукции на российском рынке составила около 5%.
Рост объемов потребления цемента по итогам I квартала 2024 г. наблюдался во всех федеральных округах за исключением Центрального.
По прогнозам отраслевых аналитиков рост, основываясь на предварительных данных производства и потребления цемента в первом квартале текущего года, рост потребления в 2024 году может составить до 4%, вместе с тем уже в высокий сезон прошлого года были отмечены проблемы с доставкой «хлеба строительства».
Кроме логистических проблем, существует явный перекос в сезонном потреблении цемента, в летний период потребление до 3 раз превышает зимний показатель, в период высокого спроса мощности отечественных заводов работают на пределе, и без поставок импортного цемента, к сожалению пока не обойтись.
Импорт цемента в 2023 г. вырос на 56% до 3,06 млн. тонн, I квартале 2024 г. на 3% до 0,58 млн. тонн. В 2023 г. поставки из 7 стран мира, в т.ч.: Беларусь – 71% (+51% г/г); Иран – 17% (рост в 2,3 раза); Казахстан – 10% (+44% г/г); прочие - 2%. В I кв. 2024 г. поставки из 6 стран мира, в т.ч.: Беларусь – 66% (-13% г/г); Иран – 20% (рост в 1,6 раза); Казахстан – 11% (+42% г/г); прочие - 3%.
Снижение поставок цемента из Беларуси связано, в том числе с инфраструктурными ограничениями, вместе с тем рост поставок из Ирана указывает на перспективы поставок водных путём.
Управляющий директор и партнёр Rabeen Group (Иран) Shabnam Momenzadeh представила обзор рынка производства, дистрибуции и логистики цемента в Иране, рассказала о состояние и перспективах экспорта цемента из Ирана в Россию. Доклад вызвал интерес у слушателей, 45-летний опыт работы цементной промышленности Ирана в условиях санкций и ограничений заслуживает внимания и изучения. Иранский цемент - это 90-летняя отрасль промышленности, которая за эти несколько десятилетий изменилась во всех аспектах, включая технологии, мощности, распределение, сферу применения и т.д. В 1933 году в Шахр-Рее был построен первый в Иране цементный завод мощностью 100 тонн в день или 30 000 тонн в год. В настоящее время мощность производства цемента достигла около 90 миллионов тонн в год. Ежегодный экспорт цемента находится на уровне 13-15 млн. тонн цемента и клинкера в год.
В следующем докладе генеральный директор группы компаний «РусИранЭкспо» Александр Шаров продолжил обзор цементных заводов Ирана и коснулся вопроса проблемы логистики цемента из Ирана в российские порты на Каспии и далее вверх по Волге и Волгодону. Кроме проблем логистики, Александр выделил и подробно остановился на проблемах сертификации цемента и сложности финансовых платежей.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, рассказал о технологических возможностях в разрезе каждой железной дороги. Акценты были сделаны на работу с брошенными поездами и организации местной работы. Рассмотрена работа железных дорог по основным полигонам и причинам бросания поездов. Отдельно была рассмотрена работа локомотивного комплекса РЖД в части оценки достаточности тягового подвижного состава на сети железных дорог.
В докладе «Текущие вызовы и векторы развития логистики цемента и строительных материалов» директора по закупкам и логистике ЦЕМРОС Дениса Назарова Юрьевич были подробно изложены проблемы логистики поставок строительных материалов: высокая сезонность, «узкие горлышки» логистической системы РФ, рост цен на хоппер-цементовозы (6,2 млн. руб. в 2023 г. против 1,8 млн. руб. в 2012 г.), соответственно снижение доли перевозок цемента железной дорогой, вместе с тем в сегменте автоперевозок наблюдается острый дефицит профессиональных водителей! И это основные, но лишь часть проблем, с которыми ежедневно сталкиваются цементники.
В непростой ситуации применяются нестандартные решения, к примеру, успешно зарекомендовала себя технология перевозки цемента в 14-тонных контейнерах. Развитие перевозок сыпучих грузов в МК-14 железнодорожным, авто и речным видом транспорта позволяет расширять географию поставок, а так же обеспечить сохранность груза при многократных погрузо-разгрузочных работах и хранении на открытых складских площадях.
Руководитель проектов стратегического развития компании «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРЕВОЗКАХ» Валерий Юрченко более подробно ознакомил участников конференции о способах решения сложных проблем морской, речной, железнодорожной и автомобильной логистики цемента. Были продемонстрированы примеры использования 14-тонных многоразовых мягких контейнеров МК-14-10 в России и за рубежом. Опыт применения контейнеров может в значительной степени снизить зависимость от применения специализированного автотранспорта и подвижного состава, высокая защищённость контейнеров, в отличии от биг-бегов, обеспечивает надёжное сохранение потребительских свойств сыпучих материалов.
Мамулат Станислав Леонидович, председатель Комитета по вопросам устойчивого развития промышленности строительных материалов Национального объединения производителей строительных материалов и стройиндустрии (НОПСМ) выступил с докладом «Факторы логистической эффективности материалов, технологий и проектно-технических решений в строительстве». В своем выступлении Станислав Леонидович с позиций системно-инженерного подхода проанализировал инженерно-логистические затраты на всех этапах жизненного цикла строительных вяжущих (прежде всего – цемента): добычи и привоза сырья, поставки готового вяжущего, производства готовых смесей, укладка в конструкции, демонтаж и снос сооружений и конструкций… Результаты данного анализа показали возрастающую роль инженерно-логистического обеспечения от этапа к этапу (от 30%-35% при производстве и поставке цемента, до 60%-70% при производстве и поставке готовых смесей) и необходимость упреждающего учета региональных особенностей производства работ и ресурсного обеспечения при разработке проектно-технологических решений.
Также, в докладе были приведены справочные данные о результатах опроса российских производителей цемента «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА» и результаты о Протоколе расширенного совместного заседания Комитета по вопросам устойчивого развития промышленности строительных материалов Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии» и Делового совета СНГ, посвященного развитию производственно-логистической инфраструктуры строительных материалов для реализации национальных и международных проектов, предполагающих строительство и реконструкцию капитальных сооружений, прошедшего 26 августа 2022 года в Москве. Ознакомится с данными материалами и докладом можно по ссылке. URL: [https://www.researchgate.net/publication/381110446_Faktory_logisticeskoj_effektivnosti_materialov_tehnologij_i_proektno-tehniceskih_resenij_v_stroitelstve_doklad_na_konferencii_RUCEM_LOGISTIKA_POSTAVOK_OSNOVNYH_STROITELNYH_MATERIALOV_CEMENT_IZVEST_VTO]
В рамках конференции были проведены круглые столы:
✔Актуальные вопросы поставок строительных материалов. Способы их решения
✔Роль и перспективы Волго-Каспийских водных путей в развитии перевозок строительных материалов по транспортным коридорам Север-Юг и Восток-Запад
Участники проявили высокую активность в обсуждении обозначенных докладчиками вопросов. Было высказано пожелание пригласить представителей цементной отрасли Ирана для обмена опытом работы и импортозамещения. Предварительно, следующее мероприятие по тематике рынка и логистики цемента и других строительных материалов намечено на февраль 2025 года.
Страница конференций РУЦЕМ: https://cemconf.ru/
Дополнительно:
В преддверии подготовки к конференции было проведено два параллельных опроса среди участников нашего чата о цементе https://t.me/forumrucem и дискуссионной площадки Национальной ассоциации «Союз производителей бетона» для участников бетонной отрасли https://t.me/benovosti .
По результатам опросов в среднем:
✔ лишь 6,5 % участников не видят признаков предстоящего дефицита цемента;
✔ 4,5 % предполагают дефицит отдельных типов цементов;
✔ 11% бетонщиков и 3% цементников полагают, что рынок расставит всё по местам повышением цены;
✔ 26,5 % ожидают дефицит в некоторых регионах;
✔ 17% бетонщиков и 25% цементников видят причину дефицита в логистике.
В целом согласны с возможным дефицитом цемента в текущем строительном сезоне 17% подписчиков бетонного и 25% цементного сообщества. Лишь 1 % участников бетонного чата исключает дефицит цемента.
Антон Слободчиков: Проекты цифровизации Мосгосстройнадзора продолжат снижать административную нагрузку на строительную отрасль
На XXVII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) в рамках деловой программы на стенде Правительства Москвы состоялась экспертная дискуссия «Перспективы применения технических средств объективного контроля в строительстве», организованная Мосгосстройнадзором. Модератором выступил глава столичного надзорного ведомства Антон Слободчиков.
В мероприятии приняли участие: министр Правительства Московской области по государственному надзору в строительстве Артур Гарибян, генеральный директор ГК «КОРТРОС» Станислав Киселев и генеральный директор «Самолет 10D» Дмитрий Самоходкин.
Участники дискуссии обсудили цифровую трансформацию строительной отрасли и возможность внедрения технических средств объективного контроля при осуществлении контрольно-надзорных функций на всех этапах возведения капитальных объектов.
«Строительная отрасль – важнейший двигатель российской экономики, а её цифровизация – глобальный тренд. В столице Мосгосстройнадзор совместно с Департаментом информационных технологий города внедряет ряд проектов, нацеленных, в том числе, на интеграцию искусственного интеллекта в уже имеющиеся оцифрованные производственные процессы на протяжении всего строительного цикла», – рассказал глава Комитета Антон Слободчиков.
Председатель ведомства пояснил, что конечной целью работ является создание среды общих данных для совершенствования информационного взаимодействия всех участников отрасли. В рамках соглашений о сотрудничестве Мосгосстройнадзора с крупнейшими столичными девелоперами запускается проект по обмену исполнительной документацией в XML-формате.
В свою очередь Министр Правительства Московской области по государственному надзору в строительстве Артур Гарибян представил флагманский проект в сфере строительства нежилых объектов – «Цифровая экосистема АИС ЦСС».
«Все необходимые согласования и госуслуги вместо заявителя получает персональный менеджер в максимально короткие сроки. А дорожные карты согласований формируются при помощи искусственного интеллекта индивидуально под каждый проект. Фактически это бесплатный "госаутсорсинг"», – уточнил Артур Гарибян.
Еще одно направление развития – мониторинг стройплощадок с помощью средств объективной фиксации, которые позволят получать информацию о строительстве объекта без участия человека. Искусственный интеллект будет анализировать данные, выявлять отклонения и информировать об этом застройщика, для того чтобы он мог принять меры по исправлению ситуации без применения к нему штрафных санкций.
Среди решений, предложенных Моссгосстройнадзором для минимизации влияния негативных факторов строительного процесса на качество жизни москвичей и комфортность городской среды в целом – мониторинг шума, качества воздуха и геодезических параметров в режиме 24/7 с автоматическим оповещением при превышении пороговых значений показателей. В настоящее время проект в тестовом режиме реализуется на трех строительных площадках города.
По словам генерального директора ГК «КОРТРОС» Станислава Киселева цифровые технологии уже сейчас позволяют часть процессов обеспечить постоянным контролем и управлением.
«На наших объектах мы тиражируем успешный пилотный проект по видеомониторингу внутренних помещений и регулярным облетам площадок. В рамках строительного контроля происходит системная фотофиксация нарушений и формирование предписаний для их передачи подрядчику и последующего устранения. Логичным дальнейшим развитием цифровизации является построение платформенного решения, которое позволит получить синергетический экономический эффект для компании за счет синхронизации отдельных бизнес-процессов», – уточнил Станислав Киселев.
Генеральный директор компании «Самолет 10D» Дмитрий Самоходкин подчеркнул важность развития цифровизации для борьбы с главными вызовами в девелопменте: низкой прозрачностью, плохой коммуникацией, отсутствием постоянного контроля.
«Сейчас наша цифровая платформа «Самолет 10D» закрывает ключевые потребности в строительстве – от проектирования до сдачи квартир. Есть мнение, что цифровизация – это долго и дорого, мы его опровергаем. Именно она позволила нам увеличить производительность на 57%, снизить стоимость строительства на 15% и сократить сроки на 2 месяца. И это с учетом регулярных затрат на обновление систем», – поделился опытом Дмитрий Самоходкин.