Недвижимость для инвестиций
Вложение в недвижимость всегда было надежным способом сохранения и преумножения денежных средств, а в некоторых случаях и показателем стабильного финансового положения.
Сегодня, когда весь мир находится в состоянии нестабильной экономической обстановки, а новостные ленты нашей страны сообщают о падении цен на нефть, обвале рубля и введении налогообложения на доходы по вкладам, инвестирование в рынок недвижимости становится актуальным, как никогда.
Премия «Рекорды Рынка Недвижимости» собрала объекты с наиболее высокими показателями доходности, а также мнения ведущих экспертов рынка о том, какие объекты недвижимости наиболее привлекательны для инвестирования.
Начальные этапы строительства – всегда наиболее выгодный момент для вложений в проект. Сейчас компании ANT Development реализует, один из самых интересных проектов для инвестиций - это комплекс апартаментов премиум-класса «Поклонная 9» на Кутузовском проспекте с отелем уровня 5 звезд на первых этажах. Строительство началось в 4 квартале прошлого года и к моменту выдачи ключей доходность составит более чем 40%. Девелопер не планирует дополнительного повышения цены на фоне экономической ситуации. В апреле при покупке апартаментов в комплексе «Поклонная 9» покупателям предоставляется беспроцентная рассрочка от застройщика при минимальном первоначальном взносе сроком до 36 месяцев.
«Важным фактором инвестиций является стоимость недвижимости и порог входа в проект. С данной целью выбирается новостройка на стадии котлована и первых этажей. Комфорт-класс интересно рассматривать с точки зрения оптимального бюджета покупки, при этом среднерыночный прирост СВЦ, по статистике за 2019 год, составлял 0,5-0,8% в месяц. При этом к статистике прироста также стоит отнести проекты Новой Москвы, которые значительно выиграли за счет запуска станций метрополитена», - рассказала Наталия Кузнецова, генеральный директор агентства недвижимости «БОН ТОН».
Ольга Тумайкина, коммерческий директор ГК ФСК, согласна, что вложения в недвижимость на начальном этапе строительства в любом случае будут выгодными. «Из наших объектов, я бы рекомендовала обратить внимание на старт продаж новых корпусов в проектах «Южная Битца» и «Датский квартал», а также следить за выходом новых объектов - мы планируем вывести в продажу 3-ю очередь ЖК «Римский». Для более опытных инвесторов всегда востребованными остаются нежилые помещения. В нашем портфеле проектов также есть апарт-отель «Движение. Тушино», который ориентирован на покупателей-инвесторов, заинтересованных в последующей сдаче недвижимости в аренду», - отмечает эксперт.
Вместе с тем сейчас особенно востребованы лоты в качественных проектах в привлекательных локациях и на начальных этапах строительства. В первом корпусе жилого комплекса бизнес-класса «Серебряный фонта от Группы «Эталон» рост цен за время строительства составил 68%. Текущий потенциал роста цены в недавно вышедшем в продажу третьем корпусе «Серебряного фонтана» девелопер оценивает минимум в 30%. В другом ЖК бизнес-класса «Крылья» рост цен со старта продаж еще на стадии строительства составил 41%.
«Для получения дохода имеет смысл инвестировать в наиболее ликвидные новостройки на ранней стадии строительства. Повышение стоимости объекта в ходе его строительства было характерно даже в период самой низкой активности покупателей. Для сохранения средств можно приобрести квартиру как на ранней стадии строительства, так и в готовой новостройке. Суть в том, что квартира в новом объекте в долгосрочной перспективе лучше других недвижимых активов будет сохранять свою высокую ликвидность, а значит и стоимость», - уточнила Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE).
В начале 2019 года в клубном доме премиум-класса Sinatra .можно было купить апартаменты площадью 61,5 кв. м за 18,2 млн рублей. Сейчас же его цена составляет 21,3 млн рублей, то есть, за год цена выросла на 17%. «Мы планируем сдать Sinatra в эксплуатацию в четвертом квартале 2020 года и прогнозируем, что до конца года не менее трех раз проиндексируем стоимость апартаментов. К концу года должна составить 24,6 млн рублей», - отмечает Иван Татаринов, коммерческий директор Glincom.
Екатерина Тейн, вице-президент по розничным продажам Группы ПСН, рассказала, что в сложившихся условиях компания не повышаем цены на квартиры и готова предоставлять обслуживание клиентов в дистанционном режиме. В портфеле Группы ПСН есть комплекс особняков «Полянка/44» – это готовый проект, который был введен в эксплуатацию в 2019 году. «Мы внедрили в проект самые современные инженерные системы и коммуникации, вписали в застройку закрытый двор и роскошный английский сад площадью почти 1 га внутри Садового кольца. Что касается проектов комфорткласса, то мы реализуем микрорайон «Домашний» и ЖК «Гринада», которые также стоит рассмотреть в качестве инвестиционной покупки. Здесь можно купить квартиру как в строящихся, так и в построенных корпусах», - отметила эксперт.
Федор Туркин, председатель совета директоров холдинга «РСТИ» (Росстройинвест), рассказал о том, как обстоит ситуация с инвестиционной доходностью объектов в северной столице. «Для наших клиентов в Санкт-Петербурге наиболее инвестиционно-привлекательными являются объекты классов «комфорт» и «бизнес», расположенные в обжитых районах города с хорошо развитой транспортной и коммерческой инфраструктурой. К примеру, значительно подорожали квартиры в наших проектах New Time и Terra в течении их строительства. Так, в жилом комплексе комфорт-класса New Time, который был выведен на рынок в июле 2018 года, с момента старта продаж средняя цена квадратного метра выросла на 42%, или 23% годовых. В комплексе более высокого класса Terra с сентября 2018 года средняя цена «квадрата» увеличилась на 24%, или 16% годовых. Если рассматривать сегмент элитного жилья, то в нашем комплексе Familia с декабря 2018 года стоимость поднялась на 10%, или 8% годовых», - рассказал Федор Туркин.
Кроме того, эксперт отметил, что в первом московском проекте холдинга «РСТИ» Eleven, стартовавшем с октября 2019 года, текущая цена возросла на 4% и по прогнозам составит 10% за первый год и 10-12% за каждый последующий. Разумеется, чем ниже класс недвижимости, тем он доступнее, тем больше подвержен росту в цене на момент готовности к сдаче.
«Для сравнения можем взять банковские депозитные и накопительные вклады сроком на 1 год. Разные банки дают разные проценты, но все в диапазоне от 2 до 8,5% (максимально) в зависимости от дополнительных условий. Причем основная масса банковских предложений в районе 4-6%. Теперь рассмотрим инфляцию на 2020 год: по прогнозам она составляет 4% (от 3,25 до 4,75%). В итоге банковский вклад — это лишь способ сохранить свои средства с минимальной прибылью.
Цены же на недвижимость продолжают расти, поскольку увеличивается себестоимость строительства, в том числе дорожают строительные материалы. В условиях снижения курса рубля, а также введения налога на проценты с банковских вкладов недвижимость остается привлекательным активом для инвестирования», - поделился прогнозами Федор Туркин.
Какой будет новая реальность у ритейла: арендные ставки, меры поддержки, трансформация модели потребления и покупательской способности
21 и 22 апреля прошла первая онлайн-конференция MAPIC Russia online public talks: искусство адаптации в период турбулентности. На протяжении двух дней эксперты рынка активно делились опытом, мнениями и инсайтами антикризисного управления в текущей ситуации, обсуждали состояние отрасли, необходимые меры поддержки и делали прогнозы возможных сценариев развития будущего рынка торговой недвижимости и ритейла.
21 апреля состоялась сессия «Торговая недвижимость в условиях идеального шторма. Трансформация. Взаимопомощь. Терпение». В сессии приняли участие такие спикеры, как Олег Войцеховский, управляющий директор Российский Совет Торговых Центров, Николай Артеменко, генеральный директор MallTech, Алина Стрелкова, директор по коммерции и развитию группы объектов Mall Management Group, Джеймс Корриган, управляющий директор департамента инвестиционной деятельности ПАО Сбербанк, Светлана Бурзянцева, руководитель российского подразделения аренды Ingka Centres, Дмитрий Москаленко, первый заместитель генерального директора «Корпорация А.Н.Д.». За 2 часа сессии участники обсудили отношения арендаторов и арендодателей в текущих условиях и пути выхода на «справедливое соглашение» для двух сторон договора, антикризисное управление на время пандемии, международный опыт Китая, планирование маркетинговых активностей после открытия торговых центров, уровень готовности рынка к изменению бизнес-модели в кратчайшие сроки, а также необходимые меры поддержки от государства. Спикеры поделились, какие инициативы от государства были предложены и какую поддержку им удалось получить на 21 апреля 2020 года. Ключевой темой к обсуждению стал вопрос по успешному взаимодействию девелоперов с банками в условиях кризиса. Модерировал сессию Дмитрий Бурлов, генеральный директор, «Магазин Магазинов». В первый день онлайн-конференция собрала 670+ участников онлайн.
22 апреля прошла вторая сессия с фокусом на текущую ситуацию в ритейле «Идеальный шторм. Пандемия как триггер для трансформации мира, бизнеса и инноваций» с участием таких спикеров, как Олег Подгорный, генеральный директор ГК «Шоколадница», Юлия Лазарева, Директор по развитию торговой сети «Перекрёсток», Александр Рафаилов, генеральный директор «Депо Лесная», Устюжанинов Петр, генеральный директор ГК «КИДБУРГ» и Дмитрий Разжевайкин, директор по управлению Outlet Village Белая Дача, Outlet Village Пулково.
Петр Устюжанинов, генеральный директор ГК «КИДБУРГ» сообщил, что бизнесу требуются комплексные меры поддержки, затрагивающие всех участников цепочки, как арендатора, так и арендодателя, и носить постоянный характер. В частности, это касается налоговых послаблений. Также Петр отметил, что нас ждет новая реальность, в которой будет изменена потребительской модель и снижена покупательская способность в виду падения доходов населения. И для того чтобы в ней жить необходим будет пересмотр между арендатором и арендодателем. Доходы населения снизятся кратно, потребитель будет экономить на всем, в том числе и на детях. Изменится модель потребительского поведения. Оно будет более рациональным».
В рамках сессии состоялась оживленная дискуссия с аудиторией, спикеры подробно ответили на такие вопросы как оценка потребительского спроса сейчас и прогнозы на будущее, готовность розничных сетей и ТРЦ к изменению бизнес-модели в кратчайшие сроки, особенности логистических цепочек поставки продуктов и товаров в ритейле, а также разобрали необходимые меры поддержки, как адаптируется ритейл к текущим реалиям, состояние одного из самых востребованных направлений - food-ритейл, какие решения автоматизации были экстренно внедрены и что ждет ритейл после окончания самоизоляции. Участники сессии также затронули вопросы изменений мира онлайн продаж и дискутировали на тему «сможет ли онлайн выжить без офлайн».
Юлия Лазарева, Директор по развитию торговой сети «Перекрёсток», развенчала бытующий миф, что супермаркеты никак не пострадали от ситуации с коронавирусом. Крупные продуктовые магазины находятся под влиянием сложившей ситуации наравне с другими арендаторами ТРЦ, пострадавшими от снижения трафика и снижения покупательской способности. Покупатели стали отдавать приоритет магазинам шаговой доступности. Как сообщила Юлия, спрос снизился относительно высоких мартовских показателей, во втором-третьем квартале эта тенденция, скорее всего, продолжится. Покупательская способность может снижаться, что будет иметь как краткосрочный, так и долгосрочный эффект. Относительно бурного роста популярности онлайн-покупок продуктов, то компания уже давно работала в этом направлении – в связи с самоизоляцией эта работа стала интенсивнее. Даже с учетом роста спроса на онлайн-услуги, данный сегмент пока полностью не готов удовлетворить потребности покупателей в продуктах – не позволяет пропускная способность существующих на рынке мощностей. Поэтому привычные «каменные» магазины продолжат активную работу.
Что касается арендных ставок – «Перекресток» и другие сети, входящие в Х5 Retail Group, пошли на встречу своим арендаторам, предоставляя им арендные каникулы или скидки. Это было важно сделать для того, чтобы спасти бизнес партнеров и продолжить совместную работу в будущем, пояснила Юлия Лазарева.
Модератором второй сессии выступила Ольга Ясько, старший директор, стратегический консалтинг Cushman & Wakefield. Второй день онлайн-конференции собрал онлайн 630+ участников онлайн.
Онлайн-конференция MAPIC Russia online public talks: Искусство адаптации в период турбулентности прошла при поддержке Российского совета торговых центров.
MAPIC Russia продолжает свою работу по поддержанию рынка – следите за новостями на сайте. Ближайшая выставка пройдет 16-18 сентября 2020 в Крокус Экспо, онлайн-регистрация открыта.