дом Кавоса
Доходный дом Евгения Кавоса на Большой Монетной улице признан памятником регионального значения
Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом Е.Ц. Кавоса» (Большая Монетная ул., д. 10, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
В 1896 году на данной территории по проекту зодчего, профессора-руководителя мастерской Императорской Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа был построен особняк для надворного советника и директора горнозаводского общества, инженера Евгения Цезаревича Кавоса, сына академика архитектуры Императорской Академии художеств Цезаря Альбертовича Кавоса и внука известных столичных зодчих Кавосов.
Особняк являлся одной из первых и наиболее весомых построек при становлении модерна. Дом Е.Ц. Кавоса выделялся на фоне поздней петербургской эклектики чёткостью и укрупненностью форм, сдержанностью и утонченностью, тщательной проработкой деталей.
Историк архитектуры Б.М. Кириков отмечает, что «постройка характерна отходом от эклектических стереотипов необычным для петербургской архитектуры чувством формы... Леонтий Бенуа выступил с позиций мастера старой школы, откликающегося на свежие веяния. Он опирался на опыт «кирпичного стиля» и вместе с тем, по его собственному признанию, «вдохновился» одной виллой во Франции, которая ему «очень нравилась». Выбор прообраза представляется вполне естественным, учитывая французские корни архитектора и его тягу к культуре этой страны» [Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома / Б.М. Кириков. - [Изд. 6-е.] - Санкт‑Петербург: Коло. 2017]
В конце XIX – начале XX веков в особняке бывали И.Е. Репин, А.И. Куинджи, П.П. Чистяков, А.Ф. Кони, И.И. Толстой, которые неоднократно посещали акварельные вечера Е.С. Зарудной-Кавос, жены Е.Ц. Кавоса. В начале XIX века в доме проживали историк Иван Михайлович Гревс, географ Эмилий Францевич Лесгафт и ученый-энергетик Генрих Осипович Графтио.
Следующим этапом стала кардинальная трансформация особняка в 1907-1912 годах в доходный дом, выполненная по проекту архитектора, ученика и помощника Л.Н. Бенуа – Василия Андросова. Эта перемена функции наглядно отражала период урбанизации столицы. Перестройка предусматривала надстройку и расширение здания как по Каменноостровскому проспекту и Большой Монетной улице, так и его дворовой части.
Осенью 1907 года здание стало одним из пяти призёров в «конкурсе на красоту домов», организованном при Городской управе.
В 1914 году в одной из квартир дома Е.Ц. Кавоса прима-балерина Мариинского театра Матильда Феликсовна Кшесинская на свои средства устроила лазарет на 20 кроватей для тяжело раненых.
Дом Е.Ц. Кавоса является подлинным образцом архитектуры Петербургской столицы рубежа XIX-XX веков, сочетающим в себе элементы старой архитектурной школы, кирпичной архитектуры и «новофранцузского» стиля. Значительную историко-архитектурную и эстетическую ценность представляет сохранившееся архитектурно-художественное решение фасадов, соответствующее первоначальному замыслу архитекторов.
Дом сохранил особенности исторического конструктивного решения, в том числе конструкции лестниц, световых фонарей, воротных проездов, ризалитов, завершающихся шатрами. В интерьере сохранились подлинные элементы декора: исторические покрытия полов, живописная отделка, мраморные колонны, металлодекор и оконные заполнения.
Благодаря своему выразительному и запоминающемуся облику, сформированному в период с 1896 по 1912 годы, дом Е.Ц. Кавоса неоднократно являлся площадкой для съемок известных кинокартин. Парадная лестница дворового флигеля попала в объектив режиссёров фильмов «Неоконченная повесть» 1955 года и «Ленинград. Ноябрь» 1990 года. На кадрах отчетливо прослеживается сохранившаяся отделка стен и кованое ограждение лестничных маршей. В фильме «Колье Шарлотты» 1984 года и фильме «Сестры» 2002 года съёмки проводились во внутреннем большом дворе и на Большой Монетной.
В начале 1970-х годов в цокольном этаже главного дома со стороны Каменноостровского проспекта располагался пивной бар «Руно», в народе именуемый «Кирпич», благодаря своим интерьерам с открытой кирпичной кладкой.
В настоящее время здание сохраняет жилую функцию.