стройка
Петербургские проблемы с реновацией хрущевок должна решить Москва
Источник: Мобильный репортер / АГН Москва
В Северной столице так и не смогли решить, как в Петербурге должна работать программа развития застроенных территорий.
Принятый еще в прошлом году региональный закон, составленный по образцу федерального, заморожен. Как его откорректировать, целый год обсуждали в общественном штабе с привлечением жителей хрущевок. В итоге пришли к выводу, что без корректировки общероссийских норм дело не сдвинется. Депутаты Заксобрания разработали проекты поправок в Жилищный, Градостроительный и Налоговый кодексы и направили на рассмотрение в Совет законодателей.
По воле жильцов
Самая значимая из предлагаемых новаций — это предложение изменить механизм включения домов в программу комплексного развития территорий (КРТ). Сегодня по закону власти принимают решение, исходя из целесообразности и критериев, по которым квартал подходит под расселение со сносом. После этого у местных жителей есть три месяца, чтобы собраться и отказаться участвовать в программе реновации. Не будет отказа — дом автоматически пойдет под снос.
Петербургские депутаты предлагают поступать иначе: включать дома в программу КРТ только после соответствующего решения собственников и нанимателей. Голосовать по такому важному вопросу предлагается не торопясь, в течение 90 дней. А если потом передумали или вскрылись доселе неизвестные обстоятельства, то законопроект предлагает дать возможность жильцам вновь собраться по инициативе не менее 10 процентов собственников и нанимателей и отменить прежнее решение. Это положение, считают авторы инициативы, защитит людей от управляющей компании, если у ее руководителей будет иное мнение.
Кто платит за метры
Еще одно важное изменение касается финансовых гарантий собственников. Ведь не всегда им могут предложить в новом доме равнозначное жилье метр-в-метр и даже с разницей в шесть квадратных метров, что подпадает под критерии равнозначности. Хотя бы потому, что строительные нормы сегодня не те, что в 60-х, и квартиры строят совсем иначе. Депутаты предлагают обязать закреплять договором, кто будет компенсировать разницу в стоимости — инвестор или жилец.
Как пояснил соавтор законопроекта Денис Четырбок, это позволит избежать споров на стадии переселения:
«Люди смогут «на берегу» договориться, кто возьмет на себя лишние расходы. Например, если новая квартира больше на 10 квадратных метров, инвестор сможет записать, что это — его издержки. А если человек решит сам выбрать взамен старой квартиры новую не равноценного размера, а площадью больше на 20 квадратных метров, они смогут договориться. Допустим, что 6-10 квадратных метров строители возьмут на себя, а оставшиеся метры — собственник. И такой договор будет гарантией отсутствия споров при переезде».
Еще один пункт, который хотят добавить петербургские законодатели, касается обременений. Ведь сегодня ФЗ никак не регулирует порядок действий, если жилье в расселяемой хрущевке в ипотечном залоге у банка. Депутаты предложили, чтобы такие и другие подобные обременения переходили со старой квартиры на новую. Ведь ипотека, хотя и имеет в основе залог на квартиру, связана в первую очередь с займом конкретной суммы денег в банке.
Еще одно предложение касается распространения опыта Москвы по налоговым послаблениям на участников программ КРТ во всех регионах. Напомним, что если квартира была куплена или подарена меньше трех-пяти лет назад, то после ее продажи нужно заплатить 13-процентный подоходный налог. При переселении в новое жилье по программам КРТ, даже если собственник захочет сразу продать новую квартиру, это правило предлагают не применять буквально, а учитывать срок владения и старой квартирой тоже.
Стопор в развитии
Зампред Комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Светлана Разворотнева поддержала идею закрепления договором финансовых обязательств при переезде, но с сомнением отнеслась к предложению о предварительном собрании собственников.
«Петербург движется по пути Москвы. Но, по московскому опыту, это привело к тому, что граждане, подогреваемые зачастую оппозицией, не приняли решения о вхождении в программу реновации. И теперь очень жалеют об этом и обращаются в том числе и к нам для возвращения. Но это уже невозможно, так как в их квартале программа уже реализована. А с точки зрения КРТ, чтобы нам ни говорили правозащитники, эти программы будут иметь эффект, если в них будет некая градостроительная логика. То есть, если есть пятно застройки, а в нем один дом не принял решение по разным причинам, это усложняет процесс. Причем решение жильцы могут не принять по разным причинам, начиная с того, что иногда очень сложно собраться, чтобы обсудить этот вопрос. Ставить развитие города и территорий в зависимость от этих технических особенностей мне кажется неправильным», — аргументировала свою позицию депутат Госдумы.
Замороженная повестка
Напомним, что в Петербурге реновацией хрущевок решили заняться еще в 2008 году, когда появился закон об адресной программе «Развитие застроенных территорий». По нему нужно было заняться расселением панельных домов 1958-1970 годов постройки. Разные инвесторы пробовали начать дело. Но натыкались то на отсутствие стартового пятна, то на недоверие жителей, так как требовалось их стопроцентное согласие. Это породило явление «последнего жильца», который выдвигал непомерные требования к строителям.
Первый проект осуществили только в 2020 году. После этого дело пошло. Сейчас в адресной программе значатся дома в девяти районах города. Инвесторы уже расселили более 700 семей, снесли 90 ветхих зданий, возвели миллион квадратных метров и вложили 52,5 миллиарда рублей инвестиций.
В 2020 году появился федеральный закон № 494-ФЗ о комплексном развитии территорий, который распространил на всю страну московский опыт реновации, в том числе — инструмент принудительного выселения. Петербург не торопился менять у себя условия программы, но в июне прошлого года вынужден был адаптировать местное законодательство под федеральное, внеся коррективы в четыре действующих закона. Это вызвало волну недовольства среди жителей, которые, охваченные слухами и паникой, стали выходить на стихийные митинги в разных районах города.
После этого городские власти заморозили петербургский закон до 1 января 2024 года и сформировали общественный штаб, в состав которого вошли депутаты, общественные деятели и жители из 12 районов города. Члены штаба собирались в течение года один-два раза в месяц. Итогом обсуждений и стали предложения об изменении федерального законодательства.