Спасо-Преображенский собор – памятник федерального значения.
реставрация
Продолжается реставрация Спасо-Преображенского собора на Преображенской площади Петербурга
Источник: КГИОП СПб
В 2024 году исполняется 20 лет с начала его комплексной реставрации по программе КГИОП за счёт бюджета Санкт‑Петербурга.
С 2004 по 2006 годы выполнена реставрация ограды с воссозданием орлов.
В 2010 году выполнялись работы по реставрации Царских врат и сени центрального алтаря, проводилось инженерное обследование фундаментно-подвальной части здания и существующих инженерных сетей.
В 2011-2014 годах реставрационные работы проводились в интерьерах придела Святого Климента и Святого Петра и придела Святого преподобного Сергия Радонежского.
В 2015 году по заданию КГИОП разработана проектная документация на реставрацию фасадов, куполов и крыш здания.
Реставрация куполов, барабанов, крестов, крыши, интерьера центрального купола, фасадов, баллюстрад малых барабанов и паперти выполнялась в период с 2016 по 2020 годы.
С 2022 года по программе КГИОП ведётся реставрация интерьеров храма.
Председатель КГИОП Сергей МАКАРОВ: "Это – удивительный храм, который никогда не закрывался. Он работал всё советское время и даже в пятилетку безбожия. Здесь всегда были прихожане. Благодаря этому он сохранился. В храме не пришлось разбирать поздние перекрытия, его не превращали в склад, как многие культовые объекты, где есть большие проблемы в связи с советскими перестройками. Здесь очень высокая степень подлинности убранства".
В текущем году выполняется реставрация живописных панно на парусах с изображением Евангелистов (масло по штукатурке) и живописного фриза купола (масло по штукатурке) с надписью золотыми буквами на голубом фоне.
Художники-реставраторы занимаются заделкой трещин в грунте монументальной живописи на штукатурке, укрепляют раствором разрушенный красочный слой, удаляют засмолившуюся копоть, в местах утрат воссоздают живопись.
Художник-реставратор высшей категории Николай МИХАЙЛОВ: "Снизу этого было не видно, но после установки лесов мы столкнулись с тем, что очень много красочного слоя на живописных панно отошло от основы вместе с грунтом. Первое, что мы начали делать – это укрепление красочного слоя. Далее проводится удаление поверхностных загрязнений. После того, как мы раскроем живопись на парусах от потемневшего и пожелтевшего позднего лака, начнём заниматься записями. Здесь разновременных записей очень много. В местах утрат выполним мастиковки, потом – тонировки в местах утрат и покроем лаком".
Реставратор позолоченных изделий Анастасия ТИМОШЕНКОВА: "Мы сейчас убираем поверхностные загрязнения с позолоченных букв и с деталей карниза. Здесь десятилетиями оседала копоть, которая, конечно, вредит как внешнему виду, так и материалам в целом. Эту копоть мы удаляем щадящим раствором детского мыла с помощью воды и ваты. После будем смотреть по состоянию, «подзолачивать» в местах утрат и приводить в более торжественный вид".
Надпись на фризе купола гласит: «Господи Боже Израилев, несть Бог якоже Ты на небеси горе и на земли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им».
Художник-реставратор Александр РАЗДОБУРДИН: "Сохранность красочного слоя оценивается как неудовлетворительная. Имеются очаговые вздутия, отслоения красочного слоя, осыпи. Поэтому первым этапом выполняется укрепление красочного слоя. Далее также будет проводится корректировка поздних тонировок. Конечно, важно сохранить всё, что осталось".
После реставрации живописи и разборки лесов планируется выполнение работ по реставрации искусственного мрамора на боковых поверхностях столбов центрального алтаря.
Работы по живописи должны завершить к августу - 270-летию со времени освящения собора (5 (16) августа 1754 года).
В 2025 и 2026 годах реставрация интерьеров продолжится.
***
История возникновения одного из известных военных храмов Санкт‑Петербурга – Спасо-Преображенского всей гвардии собора – связана с началом царствования императрицы Елизаветы Петровны.
Поводом для сооружения храма послужила присяга гвардейцев Преображенского полка на верность императрице во время судьбоносного для неё переворота в ноябре 1741 года. Желая выразить свою признательность «преображенцам», она распорядилась о постройке для них каменной полковой церкви.
Строительство храма велось в период с 1743 по 1754 годы. Собор был освящён 5 (16) августа 1754 года в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня.
Проектированием и строительством занимались ведущие архитекторы Санкт‑Петербурга – Михаил Григорьевич Земцов, Пьетро Антонио Трезини и Бартоломео Франческо Растрелли. Это был крестообразный в плане барочный храм с пятью золочёными куполами.
В соборе проводились важнейшие службы для петербургских гвардейцев в присутствии российских императоров, членов их семей и знаменитых полководцев. Совершались молебны о здравии русских войск во время Отечественной войны 1812 года.
В 1825 году вследствие пожара от собора остались лишь стены, но из него успели вынести все основные святыни.
В 1827-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова велись работы по восстановлению. Храм остался пятикупольным, но с западной стороны архитектор спроектировал портик, что сделало здание более величественным и монументальным.
Облик и интерьер собора стал соответствовать главенствовавшему в то время стилю ампир.
Четырёхъярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам В.П. Стасова.
Роспись интерьеров по эскизу академика Василия Козьмича Шебуева выполнили художники Ф.П. Брюлло, Ф.И. Брандуков и С.А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым.
Обновлённый Преображенский собор, украшенный оградой из трофейных турецких пушек, с образованием новой площади в створе Пантелеймоновской улицы замкнул её перспективу со стороны Литейного проспекта и стал одной из архитектурных доминант Санкт‑Петербурга времени Николая I.
После революции 1917 года собор не закрыли, в нём проводились службы, но не было средств для поддержания внешнего вида фасадов и интерьеров храма.
Здание собора было поставлено на учёт Государственной инспекцией по охране памятников. Была сделана фотофиксация живописи на внутренних стенах собора, фрагментов фасадов и прилегающей территории.
Во время Великой Отечественной войны в соборе проводились службы, а в подвале было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали помощь раненым.
Храм не был разрушен, но пострадал во время артобстрелов и бомбёжек. Повреждения в виде осыпавшейся лепнины и штукатурки, выбитых окон, строительного мусора, копоти, плесени и повсеместных загрязнений на стенах были таковы, что трудно было определить их первоначальный цвет (как известно из сметы Стасова, роспись стен живописью, была сделала по светло-зеленому грунту).
От сырости пострадала и практически полностью разрушилась живопись на сводах и стенах. Значительные утраты были и в иконостасах.
Восстановление собора началось сразу же после Великой Отечественной войны в 1946 году. Работы были разделены на несколько этапов. Первоначальной задачей было устранить внешние повреждения – отремонтировать и покрасить крышу, вставить стёкла, починить пострадавшие крыльца и двери, восстановить утраченную на фасадах лепку и покрасить их. К 1947 году основной объём этих работ был выполнен.
По данным технической инвентаризации на 1946 год в здании ещё существовало «амосовское» отопление. Система отопления была частично повреждена и непригодна для использования, для устранения конденсата и осушения влажных стен собора в 1949 году по проекту инженера Л.А. Погоржельского начались работы по устройству новой системы отопления и вентиляции.
Самым эффективным и доступным для этих целей стало устройство калориферов в подвале храма и механических вентиляторов, установленных в прежних каналах для циркуляции воздуха. Весной 1950 года эти работы были закончены, что позволило высушить стены храма для подготовки последующих реставрационных работ. Пока продолжалась просушка здания и ликвидация плесени внутри собора, начались работы по благоустройству территории.
В течение 1950-1952 годов сделаны обмеры архитектурных деталей фасадов, интерьеров и конструкций кровли и купола.
Также была выполнена детальная фотофиксация сохранившихся фрагментов живописи и декоративного убранства интерьера.
Следующие по времени реставрационные и строительные работы проводились в 1970-1980-х годах. Это была замена системы отопления и вентиляции, а также реставрация интерьера и фасадов.
В 1985-1988 годах художниками-реставраторами Я.А. Казаковым и В.А. Никифоровым проведена реставрация монументальной живописи в основном объёме собора.